Скорбная судьба литовского дрозда
Интервью с Ромуалдасом Озоласом, когда-то одним из популярнейших деятелей Саюдиса и политиков Литвы, сегодня – убежденным евроскептиком.
- Что, по Вашей оценке, в последнее время происходит в Евросоюзе и как в этом контексте выглядит Литва, сейм которой утвердил конституцию Евросоюза?
- Узнав о результатах референдума по конституции Евросоюза во Франции, мы с друзьями отпраздновали победу. Решение граждан Франции – одно из эпохальных событий. Оно сохранило и усилило надежду на то, что в современном мире нации еще могут развивать свою самобытность. Ибо до сих пор все это шло без тормозов и была угроза того, что посредством так называемой глобализации с поверхности Земли будет стерта большая часть наций и останется лишь несколько самых крупных и самых сильных.
- Но при чем здесь конституция Евросоюза?
- В ней была предпринята попытка определить и узаконить европейцев как нацию. Для меня это абсолютно неприемлемо, так как этот процесс предусматривает уничтожение литовской, латышской, эстонской, словенской, словацкой и других малочисленных наций и их превращение в каких-то «европидов».
- Вы так выражаетесь – не "европейцы", а "европиды"…
- Европеец для меня - ровно то же самое, что и бывший советский человек. Когда и литовцы, и казахи, и чукчи были советскими, хотя это была абсолютная чушь.
- Не видите никакой разницы?
- И то, и другое есть зло. В советские времена до определенного предела можно было развивать и сохранять национальную автономию. В Европе в этом смысле все гораздо хуже. Здесь даже не ощущаешь процесса собственной ассимиляции.
- Чем вы можете обосновать это свое утверждение?
- Наиболее очевидный пример – право международных корпораций на национальных территориях насаждать свои названия на языке оригинала. Все поднебесье Вильнюса уже сейчас английское (имеется в виду реклама – прим. пер.). Предлагаю вспомнить: а были бы мы довольны, если бы реклама в наших городах в советское время светились только по-русски? Дело в том, что приходящий к нам капитал даже это условие выставил, как неоспариваемое. Вопрос о языке, в моем представлении, самый острый.
- Однако вряд ли сохранение национальностей в Евросоюзе – лишь декларация. Ведь есть множество программ финансирования, которые как раз и предназначены для развития национальностей...
- Из европейских культурных программ финансируются лишь те, которые стимулируют интеграцию Евросоюза, а также мышление и поведение "европида". Что уж тут говорить о массовой англоязычной культуре, которая становится нормой.
- А не наоборот ли? Евросоюз выделяет средства, даже требует, чтобы определенная часть культурной продукции была бы европейской.
- Очевиднейший факт – Евровидение. Помните, что произошло с прекрасной литовской песней "Дрозд", которую исполнила в 1999 году Айсте Смилгявичюте? Это была отличная песня, она исполнялась не только по-литовски, но и была преисполнена национальной музыкальной речью. Теперь Европе не нужна никакая национальная речь. Все должно соответствовать европейскому языку – "попсе". Это и есть европейский культурный стандарт.
- Правильно ли я понимаю ваше беспокойство из-за того, что Евросоюз не обеспечивает защиты от экспансионизма больших европейских народов по отношению к малым?
- Евросоюз создан для того, чтобы его институты решили бы проблемы передачи периферий континента тем "великим"... Хоть эту цель все и скрывают, однако, по моему мнению, она существует.
- А вам самому это не кажется слишком декларативным?
- Вовсе нет. Я вижу определенный экспансионизм в действиях Польши на территориях Белоруссии, Украины и, естественно, Литвы, где Польша когда-то доминировала. Однако, очевидный пример – серьезно обсуждаемое некоторыми немецкими организациями предложение воссоздать… Пруссию в рамках Евросоюза.
- Есть европейцы, которые утверждают, что отказ от конституции Евросоюза обозначает конец многовекового процветания Европы. Вы согласны с мнением, что Литва вступила в разваливающуюся структуру?
- Философ Шпенглер написал свое произведение "Закат Европы" еще в 1918 году... В принципе соглашаясь с этим утверждением, можно поспорить, где солнышко – все еще над лесом или уже спряталось. Наиболее чудовищный знак этого процесса – отказ создателей конституции Евросоюза включить в нее наследие европейского христианства.
- А что сейчас объединяет Европу?
- Миттеран, Фишер и Шредер до сих пор пытались объединять Европу на основе принципа материальной пользы. То есть и дальше позволять европейцам не работать, а использовать турок, арабов и других. Однако эта политика не имеет будущего. Ведь уже сейчас в Германии – многомиллионная турецкая диаспора, Голландия не похожа на Голландию, а в Париже – сплошные иммигрантские кварталы, куда невозможно зайти. Иммигранты живут в закрытых сообществах своей собственной жизнью, которая мало чего общего имеет с Европой. Будет ли так и в Литве?
Ритас Стасялис
(Материал публикуется в рамках акции Переводы читателей ИноСМИ.Ru. Эту статью перевел и прислал наш читатель Андрей Синельников.)