Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 декабря 2024
Рычаг дискриминации

Рычаг дискриминации

При вступления России в ВТО вновь обострился вопрос о поправке Джексона-Вэника
Алексей Балиев
15.11.2011
Рычаг дискриминации

В ходе встречи президентов РФ и США на саммите АТЭС Барак Обама снова заверил, что пресловутая поправка Джексона-Вэника к американскому закону о торговле, создающая искусственные барьеры в отношениях с Россией, в ближайшее время будет отменена. Однако сделать это без трений вряд ли удастся.

В то же самое время, в канун окончательного решения международной переговорной группы по вступлению России в ВТО, группа сенаторов и конгрессменов во главе с председателем финансового комитета Сената США демократом Максом Бокусом обратилась к официальному представителю США по внешнеторговым вопросам Рону Кирку с письмом, в котором предложено сохранить в отношении России и после ее вступления в ВТО действие поправки Джексона- Вэника к Закону США «О Торговле» (1973 г.).

Похоже, и после вступления России в ВТО, в США склонны использовать рычаги для влияния на политику РФ. В упомянутом письме указано, в частности, что «…меры, ограничивающие свободную торговлю с Россией, - в частности, поправка Джексона–Вэника - могут сохраниться в ближайшем будущем, даже несмотря на то, что администрация президента США Барака Обамы выступает за вступление России в ВТО».

Отмечено, в частности, что «Россия сделала прогресс на пути к открытию своей экономики за последнее время. Однако при вступлении в ВТО России нужно предпринять несколько важных шагов по ряду проблем».

Судя по документу, конгрессменов беспокоят, во-первых, недостаточный в РФ уровень защиты прав интеллектуальной собственности. Во-вторых – ограничения на беспошлинный доступ американских информационных технологий. Многие американские компании давно требуют от РФ подписать Сингапурское соглашение ВТО (1996 г.) о свободном обмене информационными технологиями, которое открывает зарубежные рынки для экспансии таких технологий из США и других развитых стран.

В-третьих, «подписанты» озабочены чрезмерным, по их мнению, государственным протекционизмом в РФ в сфере импорта сельхозпродуктов. Напомним, что многие американские компании уже который год предлагают Москве не вводить квоты на ввоз как готового продовольствия, так и сельхозсырья из США.

Наконец, в-четвертых, вызывает озабоченность государственная политика РФ в области инвестиций в автомобильную промышленность, «которая ставит американский бизнес в невыгодное положение». Речь идет о стимулировании российской стороной западноевропейских, японских и южнокорейских, а не американских капиталовложений в российский автопром. Из-за чего
автостроительный бизнес США отстраняется от потенциально крупных заказов в России и от развития американских автосборочных производств в РФ.

Администрация США предпочитает воздерживаться от официальных комментариев на это обращение. Фактически, долгосрочную позицию США по этому вопросу прояснил еще осенью 2009-го замгоссекретаря Соединенных Штатов, помощник госсекретаря по Евразии Филипп Гордон.

Поправка Джексона-Вэника не отвечает реалиям российско-американских отношений, однако Конгресс вряд ли пойдет на ее отмену, пока, по словам Ф.Гордона, существуют вопросы, связанные, в частности, с внешнеторговой политикой России.

Напомню, поправка позволяет США вводить экономические, политические и/или юридические санкции в отношении не только товаров, бизнес-структур и предприятий, но также граждан той страны, на которую распространяется действие данного документа. А также препятствовать ее равноправному участию в международных экономических структурах, экспорту в РФ из США передовых технологий, продуктов и услуг на базе этих технологий, предоставлению внешнеторговых кредитов, кредитных гарантий и т.п.

С1989 года США ежегодно вводят мораторий на действие поправки в отношении экс-СССР, но Конгресс официально ее не отменяет в отношении России. Законодательные инициативы, например, по возобновлению ряда экономических, политических и/или правовых ограничений, - имеют в США приоритет перед таким административным решением, как мораторий.

Впрочем, действие поправки к настоящему времени отменено или не продлевается (со второй половины 1990-х) в отношенииАрмении, Грузии, Украины, Киргизии, Молдавии, Туркменистана и стран Балтии. То есть, администрация США выборочно регулирует действие этого документа - в зависимости от политики, в том числе экономической, тех или иных стран теперь уже бывшего СССР.

Что касается самой поправки, она впрямую связала американо-советскую торговлю с возможностью эмиграции из СССР прежде всего евреев (причем против растущей еврейской эмиграции из СССР в Израиль в 70-х годах резко возражали его тогдашние союзники - Сирия, Ливия и особенно Египет). И, хотя Советского Союза давно нет, а проблема эмиграции, что признаётся и в США, давно решена, поправка по сей день не отменена.

Однако проблема еврейской эмиграции из СССР и тогда, в 1970-х, была лишь формальным предлогом для ограничения экономических связей и, соответственно, для оказания влияния на советскую политику в целом. Это следует, к примеру, из опубликованных в США в 2009-2010 гг. фрагментов бесед президента Ричарда Никсона с госсекретарем того периода Генри Киссинджером. В ходе одной из таких бесед Никсон и Киссинджер соглашаются, что "эмиграция евреев из СССР… не является целью американской внешней политики", а, "даже если всех советских евреев посадят в газовые камеры, то это не проблема Соединенных Штатов".

Примечательно, что поправку Джексона-Вэника в отношении России не отменили даже в "горбачевский" и "ельцинский" периоды.

А высшее руководство СССР почему-то не пыталось опротестовывать этот документ в международных экономико-юридических структурах, включая суд ООН, видимо, опасаясь своей активностью в этом вопросе спровоцировать ухудшение советско-американских отношений по другим направлениям.

Министр экономического развития России Эльвира Набиуллина еще в октябре 2009-го резко высказалась в связи с сохранением действия этой поправки в отношении РФ. А именно: «Поправка Джексона-Вэника, ограничивающая торговлю между Россией и США, способна нанести ущерб и американским компаниям». Так как из-за этого документа, по мнению министра, «американский бизнес не сможет в полной мере применять правила ВТО для регулирования экономических связей США с Россией». Та же позиция Москвы по этому вопросу сохраняется и сегодня.

Замечу, в этой связи, что, по уточненным оценкам Совета национальной безопасности США, от действия упомянутого документа экономический ущерб России за 1991-2010 годы составил 35 миллиардов долларов, а СССР за 1974-1991 гг. - достиг 110 млрд. долларов (в текущих ценах).

Причем Генри Киссинджер, в бытность которого госсекретарем США та поправка была принята и введена в действие, - заявлял в 1975-м, что этот документ «принят в нужное время, и его эффективность ожидается высокой».

Скажем, в конце 70-х - начале 80-х США, опираясь, в том числе, на поправку, ввели временное эмбарго на поставки в СССР зерна, мяса, компонентов высоких технологий, на предоставление кредитов под советские высокотехнологичные проекты. Тогда же американским компаниям, их филиалам и, с их участием, совместным предприятиям запрещалось участвовать в операциях по небезызвестному контракту «Газ-Трубы». Последнее, в частности, вывело Великобританию и ее бизнес из этого контракта. Упомянутые эмбарго и запрет привели к убыткам СССР, по американским оценкам, минимум в 60 млрд. долл. (в текущих ценах).

Между тем, еще в апреле 2011–го главный советник Б. Обамы по России Майкл Макфол заявил, что «как только через Конгресс пройдут соглашения о свободной торговле США с Колумбией, Панамой и Южной Кореей, у администрации в ее диалоге с законодателями реально возникнет тема отмены поправки Джексона-Вэника в отношении России». И, по словам М. Макфола, - в предоставлении ей «постоянного статуса нормального торгового партнера». Отметим, что эти соглашения Конгресс одобрил в середине октября 2011 года. Так что, пора бы отменить...

Однако, по мнению Влада Глена, замдиректора представительства министерства делового и экономического развития штата Мэриленд (США), «по ряду «внутриамериканских» причин эту поправку в отношении РФ вряд ли отменят при администрации Б. Обамы. Нынешняя администрация, скорее всего, не хочет, чтобы возникли мнения о «чрезмерном потворствовании» России», с учетом американского участия в решении спорных вопросов между РФ и Грузией по линии ВТО».

Итак, сдержит ли Барак Обама обещание об отмене пресловутой поправки, данное Дмитрию Медведеву на днях в Гонолулу?

Специально для Столетия


Эксклюзив
29.11.2024
Максим Столетов
Удар новейшей российской ракетой меняет формат спецоперации
К Дню Победы (1941-1945)
27.11.2024
Мария Максимова
Не забудем, не простим…
Фоторепортаж
29.11.2024
Подготовила Мария Максимова
После масштабной реставрации открылся «Центральный» павильон выставки

fiip_youtube.jpg





* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.