Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 мая 2024

Рисковый пиар

Десятый Международный авиационно-космический салон, завершивший свою работу 21 августа, был отмечен миллиардными сделками и едва не завершился катастрофой
Сергей Птичкин
22.08.2011
Рисковый пиар

Общая сумма заключенных контрактов — более 10 миллиардов долларов. Одна только Объединенная авиастроительная корпорация подписала контрактов и соглашений на 7,5 миллиардов - гордиться есть чем. Но при всем при том в ходе работы салона можно было почувствовать парадокс, о котором много лет назад говорил только что вступивший в должность руководителя Военно-промышленной комиссии Сергей Иванов: деньги у нас в высоких технологиях существуют совершенно отдельно от мозгов.

Увы, даже государственный деятель очень высокого ранга, понимающий суть проблемы, решить ее не в состоянии.

Впервые в истории мировой авиации новейший боевой самолет, все точные данные о котором проходят под грифом «Совершенно секретно», и который лишь недавно начал летные испытания, показан широкой публике до завершения испытаний. Речь идет о прототипе истребителя пятого поколения Т-50 — перспективном авиационном комплексе фронтовой авиации, ПАК ФА. По мнению многих авиационных экспертов, демонстрацию экспериментального самолета в воздухе разумнее было ограничить двумя пролетами — перед председателем кабинета министров в среду и перед многочисленными зрителями в субботу. Однако создатели Т-50, наверное, были настолько уверены в своем детище, что ПАК ФА крутил в небе кульбиты каждый день работы салона не хуже, чем серийные, давно проверенные «Су» и «МиГи». А может быть, их просто принудили к такому рисковому пиару - после того, как Россия потерпела грандиозное фиаско в космосе, о котором чуть позже.

Увы, показуха нынешних времен по своему абсурду давно превзошла то, что вытворялось в самые застойные и даже в сталинские годы. Стоит повторить: Т-50 — самолет экспериментальный, проходящий сложные государственные испытания, машина «сырая», случиться может все. Однако к показательному полету он готовился и в дождливое воскресенье. В момент разгона истребителя, по предварительной версии, произошел так называемый помпаж одного из двигателей. Был слышен хлопок и видна вспышка в хвосте самолета. Возможно, в воздухозаборник попала вода. В принципе, ничего страшного не случилось. «Чихнув», двигатель мог спокойно выйти на рабочий режим, и полет бы продолжился. Тем не менее, пилот самолета Сергей Богдан принял самое верное решение. Он применил экстренное торможение и выпустил тормозной парашют. Истребитель остановился задолго до конца взлетно-посадочной полосы.

Посетители МАКС-2011 могли воочию оценить профессионализм и реакцию настоящего летчика-испытателя. И, кстати, убедиться в том, что испытания новой машины — дело очень серьезное и небезопасное.

Если бы пилот пренебрег опасностью и поднял машину в воздух, где, можно не сомневаться, она бы отлетала по полной программе, Сергея Богдана осыпали бы комплиментами и, возможно, дали бы вторую звезду Героя. А если бы сработала сотая доля процента, и самолет разбился? Настоящий Герой России рисковать не стал. Он остановил машину на взлете, игнорировав пиар-конфуз. Он сберег технику и, по большому счету, имидж фирмы «Сухой».

Помпаж — это временные перебои в работе двигателя. Но в любом случае, они свидетельствуют о проблемах всей моторной системы. Надо разбираться. В авиапроме России и еще больше в «Роскосмосе» этот помпаж давно стал явлением обыденным. Но топ-менеджеры «летающих» корпораций и те, кто стоят над ними, гонят и гонят их все выше и выше, к «зияющим вершинам», как говорил один знаменитый диссидент времен СССР.

В ночь с 17 на 18 августа Россия не смогла - в который уже раз - вывести в космос очередной космический аппарат. Да ладно бы, очередной. На стационарную орбиту выводился самый тяжелый и самый мощный в Европе спутник связи «Экспресс-АМ4». Уверенность топ-менеджеров в успешном запуске была столь велика, что министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, полетев на Байконур, взял с собой толпу преданных журналистов, которые должны были хором воспеть триумф отечественной космонавтики. Случился облом, в день закрытия МАКСа сообщили: пропавший вскоре после запуска «Экспресс-АМ4» нашла американская система обнаружения и мониторинга Командования воздушно-космической обороны Северной Америки.

Спутник реанимации не подлежит, и нашли его не мы, а те, кому мы постоянно заявляем, что российское космическое оружие – лучшее в мире…

Этот самый облом – ну не получается сказать вежливее! - был предсказуем. Один за другим падают в океан или не выходят на расчетные орбиты отечественные и зарубежные космические аппараты по вине разгонных блоков. Причин предлагается много. То недолив-перелив топлива, то ошибки в математических расчетах баллистиков, то технические неполадки. Так «выпустите тормозной парашют», остановитесь и разберитесь, в чем проблема. Да что вы, как можно? Вокруг каждого запуска крутятся деньги, на создание спутника «Экспресс-АМ4» было потрачено 7,5 миллиардов рублей. Задержка пуска — прямые убытки вполне конкретных топ-менеджеров. Об убытках государства они не думают. Почему? Вопрос интересный, ответа нет.

На салоне МАКС-2011 демонстрировались наши достижения, которые были сделаны за счет собственных средств предприятий, изворотливости их руководителей, и ставшие в итоге едва ли не лучшими в мире, но... Так и не востребованные Минобороны России. Я не стану перечислять поистине выдающиеся достижения отечественных оборонщиков. Похвалишь их — им же хуже будет. Кто был на МАКСе, мог сам все увидеть и оценить.

Скажу лишь о печальных особенностях нашего национального характера, что во многом и обусловило бедственное положение государства и его законопослушных подданных. Мы имеем то, что заслуживаем.

Организация самого салона МАКС-2011 была очень хорошей. Но сложилось впечатление, что авиасалон и его охрана работают в каких-то параллельных мирах. В дождливую субботу, когда в Жуковский прибыли сотни тысяч фанатов российской авиации, там их встретила суровая полицейская охрана. Люди часами стояли под проливным дождем из-за придирчивого досмотра каждого посетителя салона. В каждом русском человеке видели врага государства и потенциального террориста. Если бы такое произошло на знаменитом Ле Бурже, во Франции, наверное, объявили бы общенациональную забастовку. Во всяком случае, устроили бы пикетирование салона, не допустив туда никого — пусть полиция сама и смотрит на достижения мирового авиастроения. У нас – покорно, молча и понуро ждали своей очереди на тотальный досмотр. Противно...

В воздушных показах впервые участвовал новейший французский истребитель «Рафаль». Комментатор захлебывался, восторгаясь самолетом и мастерством его пилота. Публика тоже ревела в экстазе. Под конец показа комментатор, не зная, как еще можно похвалить француза, заявил на весь аэродром: пилот — не только классный летчик, но и настоящий боец, он совершил более пятидесяти боевых вылетов во время войны на Балканах. «Похлопаем ему!», — возопил комментатор. И зрители радостно взорвались аплодисментами.

Обернулся. Сзади меня стояло целое семейство, взрослые и дети, все по пояс раздетые - было жарко - и все с православными крестами на толстых и тонких шеях. Они просто исходили восторгом и неистово хлопали в ладоши. «Как вам не стыдно?!», - спросил я. На меня посмотрели, как на сумасшедшего. «Почему? Ты не слышал, что сказали по радио? Тебе не понравился пилотаж? А мы в восторге!», - это были самые безобидные вопросы и комментарии, которые я услышал в ответ.

А ведь этот летчик бомбил и убивал православных сербов. «Зачем вы носите кресты, если православие для вас пустой звук?», - ответил я на их общесемейное ко мне презрение.

И люди сразу скисли. Оказывается, они вообще ничего не понимали из того, что происходило вокруг них. Красивое яркое шоу, где надо веселиться, визжать и хлопать в ладоши. И ни в коем случае не думать. Какая там война? Какие сербы? Какое православие? Испортил я им праздник. На меня посмотрели как на врага народа, и всем семейством направились к дорогущей точке общепита.

После этого лично для меня МАКС-2011 закончился. Смотреть на пилотаж убийц православных людей, радоваться прилетевшему убийце тысяч вьетнамцев - «сверхкрепости» Б-52, и смотреть на убожество российской бомбардировочной авиации уже никак не хотелось.

Да, помпаж авиапрома и помпаж национального самосознания идут очень быстро. Чего нам теперь ждать?

Специально для Столетия


Эксклюзив
13.05.2024
Валерий Мацевич
Почти у половины убитых украинских солдат находят психотропные вещества
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.