Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 июня 2025
Проклятый «Боинг»

Проклятый «Боинг»

Крупнейшая американская авиастроительная компания выходит в лидеры по числу катастроф
Николай Петров
19.06.2025
Проклятый «Боинг»

«Проклятый Боинг» – под таким заголовком итальянская газета Giornale поместила на днях статью, посвященную недавней катастрофе в Индии пассажирского самолета Boeing 787 Dreamliner, направлявшегося из Ахмадабада в лондонский аэропорт «Гатвик». На его борту было 242 человека, из которых чудом выжил только один. 


Самолет разбился вскоре после взлета, едва успев подать сигнал бедствия. Что послужило причиной трагедии, пока не установлено, это пытается определить специальная комиссия. Однако уже сейчас западные СМИ пишут о серьезных претензиях к качеству этого американского авиалайнера. 

Как отмечает Giornale, трагедия в Ахмадабаде — самая серьезная авиакатастрофа самолетов компании за последние двадцать восемь лет… и еще одна пощечина для Boeing, американской авиационной компании, которая в последние годы столкнулась с несколькими трагедиями. 

Среди них газета упоминает о катастрофах с участием нового 737 MAX 29 октября 2018 года (189 жертв на Lion Air 610, разбившемся в Индонезии) и 10 марта 2019 года (157 жертв на эфиопских авиалиниях 302 в Эфиопии). Два инцидента, напоминает издание, привели к тому, что авиационные власти всего мира запретили Boeing 737 MAX на несколько лет и последующую «реабилитацию» только в результате структурных модификаций самолета».

Оказалось, что у «Боинга» имеются серьезные проблемы с обеспечением безопасности полетов, что компания сама признала, согласившись в 2021 году заплатить более 2,5 миллиардов долларов за сокрытие информации от регуляторов безопасности. Однако в январе 2024 года Boeing 737 MAX на рейсе 1282 авиакомпании Alaska Airlines был вынужден совершить аварийную посадку в аэропорту Портленда, штат Орегон, после того, как окно задней двери лопнуло, что только чудом не привело к трагедии.

Следует отметить, пишет итальянская газета, что в отношении эффективности Boeing 737 MAX всегда было много вопросов даже еще до упомянутых трагических инцидентов. Хотя сам Boeing назвал его "самым продаваемым широкофюзеляжным пассажирским самолетом всех времен" – как известно, около 1200 экземпляров были поставлены авиакомпаниям по всему миру, включая American Airlines, Qatar Airways и Etihad Airways, а также итальянскую Neos.

Авария со смертельным исходом в Ахмедабаде, пишет итальянское издание, наносит серьезный удар усилиям генерального директора Роберта Келли Ортберга, которому удалось возродить компанию после темных лет, получив значительное количество новых заказов. Однако после нынешней катастрофы в Индии акции Boeing на Уолл-стрит резко упали. Инцидент вообще произошел в очень деликатное время для Boeing — незадолго до открытия в Париже Международного авиасалона, на котором американская компания и ее главный конкурент — европейский Airbus, будут бороться за заказы от авиакомпаний. А потому катастрофа в Индии – вряд ли лучшая реклама для этого, констатирует Giornale. 

Претензии к качеству самолетов этого типа выдвигаются уже давно. Так в прошлом году один из инженеров американской компании Boeing Сэм Салехпур в интервью газете New York Times заявил, что самолеты Dreamliner содержат серьезные дефекты, поскольку их фюзеляж поставляется в виде нескольких частей от разных производителей и у них разная форма в местах соединения.

Проблемы возникли в местах скреплений на сборочной линии. Одновременно агентство Reuters, ссылаясь на источники, знакомые с ситуацией, сообщил, что на заводе неправильно затягивали крепежные детали, которые поровну распределены по обеим сторонам средней части самолета. Например, такой производственный дефект был обнаружен на заводе компании в Южной Каролине — поврежденные крепежные элементы были затянуты с неправильной стороны, с использованием головки вместо соответствующей гайки.

Производственные проблемы отразились и на безопасности полетов. Так, 11 марта 2024-го Boeing 787 Dreamliner, летевший из Сиднея в Окленд, резко потерял высоту. Пилот заявил, что на время потерял управление: «Все датчики просто погасли».

«Я проснулся и увидел людей на потолке, — вспоминает один из пассажиров. — Они как будто к нему приклеились, а потом упали на пол». 

Инцидент стал лишь одним из пяти, которые произошли с Boeing в ту неделю. Причем в сводки попадал не только Dreamliner. Так, 7 марта у Boeing 777, взлетавшего в Сан-Франциско, оторвалось колесо шасси, которое упало на припаркованные автомобили. А еще за два месяца до этого — 5 января — у самолета 737 MAX 9 компании Alaska Airlines в полете отвалилась дверь. 

Борт не успел набрать высоту, и трагедии удалось избежать. Как оказалось, сотрудники производства просто-напросто забыли закрепить дверь болтами.

Летом 2024 года был еще один скандал с Dreamliner, тогда FAA потребовало проверок Boeing после того, как самолет южноамериканской LATAM Airlines потерпел аварию в воздухе. В ходе инцидента пострадали более 50 пассажиров. В FAA заявили, что причиной неожиданного пикирования стало неконтролируемое движение кресла капитана авиалайнера, которое отключило автопилот. Агентство получило пять сообщений о подобных проблемах с креслами капитана и второго пилота на самолетах 787 и потребовало проверить 158 бортов на предмет отсутствия или трещин колпачков клавишных переключателей, или трещин в узлах крышек переключателей. В FAA тогда заявили, что неконтролируемое горизонтальное перемещение кресла может привести к быстрому снижению самолета и серьезным травмам пассажиров и экипажа.

Однако скандалы вокруг компании были связаны не только с качеством производимых ею самолетов. Так 9 марта 2024 года бывшего сотрудника «Боинга» Джона Барнетта нашли в машине на парковке у отеля Holiday Inn в Норт-Чарльтоне, Южная Каролина. Рядом лежал пистолет. До этого два дня подряд Барнетт давал показания по делу о нарушениях при производстве пассажирских самолетов.

На третье заседание он уже не явился. Согласно основной версии следствия, причина — самоубийство. Однако его близкие в это не поверили. По их словам, незадолго до смерти он был в приподнятом настроении: «С нетерпением ждал своего часа в суде и надеялся, что это заставит авиастроительную компанию измениться».

Адвокаты информатора высказываются аналогично. «Мы не видели никаких признаков того, что он хочет покончить с собой. — утверждают они. — В случившееся невозможно поверить». А юристы охарактеризовали Барнетта как «храброго, честного человека высочайшей порядочности». Эти качества сделали его одним из самых известных оппонентов гиганта мирового авиапрома. Специалист проработал в компании 28 лет. В 2010-м его перевели на новый завод в Чарльстоне, Южная Каролина. Именно здесь собирали Boeing 787 Dreamliner.

«Новое руководство не понимало процессов, — заявлял Барнетт в интервью. — Вся эта команда провалилась. Они были из военной сферы. <…> Они начали оказывать на нас давление, чтобы мы не документировали дефекты, работали не по регламенту, позволяли использовать бракованные детали без исправления. <…> Просто хотели вытолкнуть самолеты за дверь и свалить».

Внимание общественности привлекла также неожиданная кончина Джошуа Дина — аудитора качества в Spirit AeroSystems, одном из поставщиков «Боинга». Именно он в числе первых рассказал, что руководство компании игнорировало проблему производственных дефектов. Как писала газета Seattle Times, 45-летний житель Канзаса вел здоровый образ жизни, не жаловался на болезни, но буквально за две недели угас из-за бактериальной инфекции. Примечательно, что в больницу он попал из-за сложностей с дыханием, и врачи сперва диагностировали пневмонию. 

А как сообщила 18 июня газета Wall Street Journal, причиной гибели самолета в Индии стало, вероятно, вовсе не столкновение с птицами, которые могли попасть в двигатель авиалайнера, как писали ранее, а техническая неисправность. 

На самолете Boeing 787 Dreamliner авиакомпании Air India во время его крушения в Индии 12 июня работала аварийная турбина RAT (Ram Air Turbine), представляющая собой резервный генератор, пишет The Wall Street Journаl. По данным газеты, это позволяет следователем предположить, что во время взлета у самолета могли отказать двигатели. По данным газеты, во время крушения самолета работал аварийный генератор.

Как рассказали источники, предварительные выводы дают следователям новое направление расследования. По их мнению, была задействована аварийная турбина RAT (Ram Air Turbine), представляющая собой небольшой пропеллер, который выпускается из отсека в корпусе 787 Dreamliner и служит резервным генератором.

Эта система может сработать автоматически — в частности, если оба двигателя вышли из строя, сказано в документации по Boeing 787. Помимо того, аварийную турбину при необходимости может включить сам пилот. По словам американского эксперта по аэрокосмической безопасности Энтони Брикхауса, чаще всего это происходит, если командир судна считает, что у самолета отказали оба двигателя. «В коммерческой авиации отказ обоих двигателей случается крайне редко», — добавил он.

Хотя у следователей появились данные о включении аварийной авиационной турбины, собеседники WSJ предупредили, что расследование продолжается. Пока нет подтвержденных данных о том, сработала ли эта система из-за проблем с двигателем, гидравликой или других неисправностей, отметила WSJ.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

ус
19.06.2025 15:10
ну послушать либер экономистов так Россия всегда должна быть на задворках боингов и прочего де... пиндосовского

Эксклюзив
16.06.2025
Валерий Пановский
15 июня страна отметила День медицинского работника
К Дню Победы (1941-1945)
18.06.2025
Нина Катаева
В прокат вышел военный документальный фильм «Одним дыханием с Победой»
Фоторепортаж
16.06.2025
Подготовила Мария Максимова
В Калининграде открыли филиал Третьяковской галереи




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.