Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Нормальные герои всегда идут в обход?

Нормальные герои всегда идут в обход?

Россия опутает трубопроводами пол-Европы
Алексей Чичкин
03.06.2008
Нормальные герои всегда идут в обход?

Россия решила «обойти» трубопроводами не только страны Балтии, но и Украину. О планах строительства новых транспортных артерий заявил председатель правительства В. Путин, подписав соответствующие документы.

Главные причины, вынуждающие Россию «идти в обход» стран Балтии, общеизвестны. Это - высокие ставки за транзит, минимум 350 миллионов долларов ежегодно, плюс транзитная зависимость Москвы от членов Североатлантического блока, которые столь часто демонстрируют свою неприязнь к России.  

На Украине к этому списку неблагоприятных обстоятельств добавляется банальное воровство сырья, предназначенного для европейских государств.

За 1992-2007 годы конечные потребители «недосчитались» примерно 20 процентов объема нефти и до 25 процентов объема газа, поставляемых из РФ через Украину. Более того: в отличие от стран Балтии, Украина увеличивает транзитные тарифы, по принципу - «А куда Москва, денется, заплатит!».  

И она платит. За российский транзит Киев ежегодно получает минимум 250 миллионов долларов, почти 40 процентов экспортируемой российской нефти который год перекачивается через Украину - по нефтепроводу «Дружба», проложенному еще в 1964-м в страны Восточной Европы, и по его ответвлениям к некоторым украинским черноморским портам. Но кто же знал, что СССР распадется, а новой России придется терпеть воровство и сталкиваться с постоянно растущими запросами?  

Поэтому и были разработаны проекты строительства российских трубопроводов в обход Украины. А именно - нефтепроводов через Болгарию с Грецией, из Брянской области - на побережье Финского залива и через Белоруссию. И - газопроводов: это, в частности, «Южный поток» (Россия - Черное море - Болгария с ответвлениями в Грецию и бывшую Югославию в направлении на Италию) и Ямал - Европа-2 - через Белоруссию. Все они должны заработать на полную мощность через четыре-пять лет.  

Понятно, что Киеву это совершенно не нравится.

Сегодня, как и вчера, Украина может под любыми предлогами сорвать российский нефтегазотранзит.

 Виноватой, естественно, будет назначена Москва. Так уже было в прошлом и в позапрошлом году, причем Западная Европа, конечно же, на стороне «своих» и охотно поддержит интриганов. Более того: возможна непосредственная «смычка» Украины с антироссийским лобби в Евросоюзе для дискредитации нефтегазоэкспортных и трубопроводных возможностей России. Так, подготовлен проект сдачи в долгосрочную аренду западным фирмам нефтепроводной сети между Западной и Юго-Западной Украиной с Польшей, где уже осуществляется транзит азербайджанской и казахстанской нефти. Консорциум, получивший в управление украинские нефтепроводы, сможет самостоятельно устанавливать тарифы по перекачке, выставлять претензии к качеству, объемам и срокам российского нефтяного транзита.  

Целей - две. Добиться экономико-политических уступок от РФ и одновременно повысить привлекательность трубопроводных проектов из СНГ в европейское зарубежье в обход России. Так что политическая составляющая российских нефтепроводных проектов в обход Украины, как и стран Балтии, едва ли меньше экономической.  

Согласно подписанным в мае Владимиром Путиным документам, до 2012-го будет построена вторая очередь Балтийской трубопроводной системы протяженностью свыше 500 километров и пропускной способностью свыше 16 миллионов тонн в год. БТС-2 - это ответвление от участка нефтепровода «Дружба» в Брянской области.

Она пройдет вдоль границ России с Белоруссией, Латвией и Эстонией до порта Усть-Луга в Ленинградской области.

Стоимость строительства нефтепровода - 3.8 миллиарда долларов, а нефтетерминала в Усть-Луге - минимум 27 миллиардов.  

Первая очередь Балтийской трубопроводной системы протяженностью свыше 600 километров с терминалом в Приморске на Финском заливе действует с 2002-го. Она соединила Тимано-Печорские, Западно-Сибирские и Урало-Поволжские месторождения с Приморским терминалом, заменив экспортный транзит из этих регионов через Литву и Латвию. К 2007-му пропускная мощность БТС была доведена с 55 до 74 миллионов тонн в год.  

Эти объекты «примут» до 60 процентов ежегодного объема российской нефти, перекачиваемого через Латвию с Литвой и Украину в другие европейские страны, ежегодная экономия на транзите превысит 160 миллионов долларов.  

Существует также проект строительства нефтепровода через Белоруссию в Польшу протяженностью свыше 400 километров.

По оценкам экспертов, эта артерия может взять на себя минимум четверть ежегодной перекачки российской нефти с латвийско-литовского направления. Газопроводные проекты «Южный поток» и Ямал - Европа-2 на 70-75 процентов сократят объемы транзита российского газа через Украину - экономия составит минимум 140 миллионов долларов за год.  

- Россия ныне более активно создает собственную систему для экспорта топливного сырья, ибо транзитная зависимость РФ уже трансформируется в политическую плоскость, - напоминает аналитик, доктор технических наук Сергей Бортеев. - Что до альтернативных путей, так это Беларусь, где самые низкие в бывшем СССР транзитные тарифы и минимальное расстояние между Россией и европейским зарубежьем. В большей мере можно использовать для экспортных перевозок и российское побережье Финского залива, Черного, Азовского морей, а в перспективе - и порты Мурманской области.  

Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества, считает, что если цена на транзит газа по территории Украины будет выше европейской, Москва наверняка решит строить газопровод Ямал-Европа-2, проходящий через Беларусь и Польшу. В Газпроме подсчитали: когда заработают «Южный поток» и Ямал - Европа-2, объем транзита российского газа через Украину к 2013-му снизится со 110 миллиардов кубометров - показатели прошлого года - до 40 и даже до 35 миллиардов. Речь идет о стратегии, нацеленной на минимизацию транзитной уязвимости России.  

В Киеве все видят и прекрасно понимают. Украинский эксперт, доктор экономических наук Ермолай Коваленко, подтверждает: российский транзит уже начинает сокращаться.

В таких условиях Киеву придется либо резко снижать транзитные цены, либо убедить Евросоюз выступить в защиту Украины и доказать Москве, что она не имеет права «идти в обход».

Интересно будет посмотреть, кто будет всерьез прислушиваться к этим «аргументам». Желающие посочувствовать «обделенным» есть уже сейчас: на днях против газопровода «Северный поток» выступила Комиссия по петициям Европейского парламента. Она призвала прекратить строительство – до той поры, пока оно не будет одобрено всеми балтийскими странами. Большинство из которых, понятно, выступает против. Сегодня в Латвии открылся бизнес-форум стран Балтийского региона, на котором «коварные планы Москвы» обойти нынешних транзитных партнеров в очередной раз предадут анафеме.  

Противники найдутся и завтра. Но - не в России.  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.