НАТО «поджигает» Балтику

Североатлантический альянс усиливает военно-морское присутствие на Балтике и работает над укреплением разведывательного потенциала. Об этом заявил помощник президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев на совещании по развитию и обеспечению безопасности инфраструктуры порта Усть-Луга. Патрушев отметил, что активность НАТО в регионе указывает на нарастающие угрозы со стороны альянса.
Причина агрессивных устремлений альянса не скрывается: блокада балтийского нефтяного трафика под предлогом борьбы с «теневым флотом». На Западе считают, что наиболее эффективным элементом давления на Москву являются санкции, направленные против ее нефтяного сектора и, в частности, против т.н. теневого флота. Но это для западников он теневой, а таковым называется лишь потому, что не обслуживается западными страховыми компаниями, которые, следовательно, лишаются солидного дохода, а альтернативными, например, российскими.
Ранее Патрушев уже предупреждал о намерении Великобритании и ряда стран ЕС парализовать работу портов в Ленинградской и Калининградской областях. Недавние санкции европейцев на 200 танкеров, так называемого теневого флота показывают, что страны ЕС намерены агрессивно контролировать свои территориальные воды и исключительные экономические зоны, в Балтийском, Северном в Средиземном морях. И они уже не раз демонстрировали свои намерения: сначала взорвали судно прямо в Усть-Луге (Koala), затем в Средиземном море (Ursa Major), потом пограничники Германии и Эстонии стали блокировать и арестовывать суда в своих экономических водах. В декабре 2024 г. Финляндия задержала танкер, шедший из Санкт-Петербурга. Формальная причина — подозрение в повреждении подводных коммуникаций между Финляндией и Эстонией. По одной из версий, в трюме находился бензин для Турции.
Эстония зашла дальше других, заблокировав судно Jaguar под флагом Габона в нейтральных водах. Более того, еще в апреле эстонский парламент принял закон, разрешающий силовикам останавливать, и даже топить, суда, подозреваемые в перевозке российской нефти в обход западных санкций, если экипаж не подчинится их требованиям.
Не много ли позволяют себе наши «добрые» соседи? Понятно, Россия стала предпринимать ответные меры. Среди них — военное сопровождение. В экипажах судов, вызывающих недовольство у прибалтов, как правило, находятся российские моряки, и когда, скажем, танкер Jaguar попытались арестовать, то по их вызову прилетел Су-35 и ситуация сразу нормализовалась. Недавно министр обороны Финляндии Хяккянен подтвердил, что к сопровождению танкеров привлечены Вооруженные силы РФ.
С точки зрения морского права, попытка захвата гражданского судна в международных водах считается пиратством со всеми вытекающими последствиями. Для защиты торговых судов их могут сопровождать военные корабли. И у нашего Балтийского флота есть такой опыт. Например, у корвета «Стойкий», охранявшего танкер и сухогруз в Аденском заливе, где орудовали сомалийские пираты. У африканского побережья на боевом дежурстве находился и наш эсминец «Настойчивый».
Отрезвляюще работают и контрдействия в отношении стран-пиратов. Так, российскими пограничниками в территориальных водах РФ был задержан танкер Green Admire, принадлежащий греческой компании и следовавший из Силламяэ с эстонской сланцевой нефтью под флагом Либерии. Его остановили для проверки документов, а затем отпустили. Теперь эстонцы решают, ходить ли далее по опасному фарватеру или отказаться от терроризма?
Однако, похоже, урок не пошел натовцам впрок, и дальнейшие провокации не исключаются. НАТО, напомним, проводит бессрочную операцию «Стражи Балтики». Ее цель заключается не только «в предотвращении нарушений российским «теневым флотом», но и в сборе соответствующей информации. А 21 мая СМИ сообщили, что танкер Sun под флагом Антигуа якобы оказался вблизи силового кабеля, соединяющего Польшу со Швецией. Польские военные «вмешались после того, как корабль выполнял подозрительные манёвры» и «отогнали его», хотя он находился за пределами польской исключительной экономической зоны.
Позднее в Балтийское море зашел танкер Falcon, зарегистрированный в Камеруне под флагом Панамы. Французское издание Le Figaro информирует, что его сопровождал российский корвет «Стерегущий».
Газета рассказала также, что французский разведывательный самолет в январе подвергся радиолокационной атаке со стороны системы ПВО С-400. Якобы самолет «оказался не в том месте и не в то время и был вынужден отклониться от курса».
Однако, кажется, в альянсе так и не поняли, что это пока лишь «балтийские цветочки». Посол России в Стокгольме Сергей Беляев в беседе с РИА Новости сообщил, что Швеция не скрывает свою готовность по команде представителей Североатлантического альянса применить свой военно-морской потенциал в Балтийском море против РФ. Шведский министр обороны Юнсон говорит: «Оборонный потенциал Швеции и всего НАТО должен быть усилен, чтобы удержать Россию от дальнейшей агрессии». И требует, чтобы страна в срочном порядке нарастила военное производство, «учитывая угрозу, исходящую от России в отношении Швеции и Европы». И это только один из членов неформального объединения восьми стран Северной Европы и Балтии (Nordic-Baltic Eight - NB8), куда еще входят Эстония, Латвия, Литва, Дания, Исландия, Норвегия и Финляндия. Все главы правительств этих стран приведены к власти американским либеральным истеблишментом и являются его вассалами в Европе. По сути своей, это полезные идиоты в услужении коалиции «желающих», готовые реально бросить военный вызов России.
Возможно, пыл «горячих» скандинавских парней остудят учения Балтийского флота, начавшиеся на днях. К учению привлечены также части сил Северного флота, поддержку оказывает авиация Воздушно-космических сил (ВКС), Московского и Ленинградского военных округов. В маневрах участвуют более 20 боевых кораблей, в том числе, фрегат, корветы, малые ракетные корабли, катера, малые противолодочные корабли, тральщики и суда обеспечения. В общей сложности задействовано порядка 3000 военнослужащих, около 25 самолетов и вертолетов, до 70 единиц военной и специальной техники.
Как бы в ответ корабли НАТО стягиваются в Финский залив. В регионе уже несколько дней находятся тральщики ВМС Швеции HSwMS Ulvön, HSwMS Ven и патрульный корабль HSwMS Stockholm. 27 мая, к ним подошел корвет Braunschweig ВМС Германии. Корабли маневрируют вдоль границы территориальных вод Финляндии в заливе. При этом финский патрульный корабль Turva стоит у выхода из территориальных вод России. Их расположение может говорить о том, что военный блок пока отслеживает проход судов из балтийских портов России. Ничего особенно в этом нет — обычная практика недружественных стран. Но ведь не просто так они подсуетились…
Подчеркнем, акватория Балтики — это важный торговый путь не только для России. Но после вступления в НАТО Финляндии и Швеции Балтику стали называть внутренним морем альянса. Здесь НАТО каждый год проводит учения, в которых принимают участие десятки боевых кораблей, самолетов и тысячи военных.
Страны альянса ведут себя на Балтике агрессивно в отношении России, впрочем, как и везде, где они намереваются закрепить свое единоличное присутствие. Экс-командующий Черноморским флотом ВМФ РФ адмирал Владимир Комоедов отмечал, что балтийские страны могут доставить нам проблемы, «только если объявят войну, но это вряд ли». А для блокировки торговых российских судов у НАТО не хватает сил.
Среди европейский стран самый мощный флот на Балтике у Германии. Но он морально устарел и может заниматься только патрулированием акватории. Боевых кораблей, которые могли бы запускать, скажем, дальнобойные крылатые ракеты «Томагавк», у Берлина нет. На вооружение они начнут поступать с 2033 г. А пока Европа пытается повлиять на ситуацию с помощью санкций и… пиратства.
Балтийский регион может стать зоной военно-политической напряженности между Россией и странами Запада, о чем говорят попытки флотов Эстонии и Финляндии задерживать идущие в российские порты корабли. Об этом в беседе с «Лентой.ру» заявил политолог, младший научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ) МГИМО Никита Липунов. «Это связано с тем, что страны региона все больше воспринимают Россию как угрозу своей национальной безопасности», — отметил эксперт. А в конце прошлого года президент Финляндии Александр Стубб назвал российские «теневые корабли» «угрозой национальной безопасности» Европейского союза. Но о какой нации говорил, не уточнил, поскольку такой национальности, как европеец, не существует. Видимо, переживает за всех сразу…
В то же время газета Financial Times (FT) со ссылкой на источники сообщала, что Великобритания на фоне политики президента США Дональда Трампа хочет создать формат «сдерживания России» через военно-морской альянс с Турцией, странами Северной Европы и Прибалтикой. Предполагается, что это позволит «изолировать Москву» в контексте снижающегося интереса Вашингтона к структурам НАТО. Но любая блокада — это всегда вызов, что полной мерой относится к блокаде Балтики и Датских проливов для танкеров и судов, следующих в российские порты или выходящие из них (Усть-Луга, Приморск, Петербург, Высоцк и т. п.). Частичной или полной — сегодня не столь и существенно.
Но надо принимать в расчет тот факт, что через Балтику идет до 60% нефтяного экспорта РФ и более трети экспорта нефтепродуктов. Это не считая металлов, удобрений, угля, леса и прочего сырья. Британия, кстати, неоднократно в истории пользовалась этим маршрутом для того, чтобы вывозить из России награбленные сырье и богатства.
Балтийское море достаточно долго является ареной противостояния России и стран НАТО, которые хотят превратить его в свое внутреннее озеро. Об этом «Газете.Ru» заявил директор института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин. Он отметил, что наибольшее рвение в вопросе судоходства в Балтийском море проявляет Великобритания, которая прямого выхода к нему не имеет.
«Великобритания рассматривает все это как свою зону влияния и поэтому часто говорит о необходимости изменения правил мореходства в Балтийском море. Англия хотела бы по-прежнему оставаться владычицей морей, но мы ей этого сделать не позволим. Россия никакой блокады по морю не допустит. А те, кто не хотят это понимать, как раз действуют с провокационными целями», — добавил Затулин. По его мнению, главные помощники Великобритании — Эстония, Латвия и Литва, которые «построили свою государственность на лжи и ненависти к России». Однако у нас есть силы и возможности противостоять любым провокациям в Балтике, когда дело касается режима судоходства, подчеркнул Затулин.
Помощник президента РФ Николай Патрушев уже предупредил страны НАТО, что все попытки искусственного осложнения международной торговли и противодействия российскому судоходству на Балтике встретят «адекватный и соразмерный отпор».
По информации The Wall Street Journal, власти РФ планируют в течение нескольких лет создать в Петрозаводске новый армейский штаб для управления десятками тысяч военнослужащих, которые разместятся на расширяющихся сейчас военных базах. Научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев говорил, что выдавить Россию из Балтийского моря невозможно. Однако НАТО способна перекрыть ей доступ к Северному морю. Имея в качестве членов альянса Данию и Швецию, это вполне реально, по крайней мере, такие попытки не исключены. Там узкий пролив, «контролировать который при современном уровне оружия очень-очень просто». Но на всякий яд найдется противоядие.
«Держать большие корабли в составе Балтийского флота на сегодняшний день, наверное, нет смысла. Особенно с учетом изменившегося типа войн на воде, то есть когда появились безэкипажные подводные и надводные катера, когда появились беспилотники воздушные», — говорил капитан первого ранга Олег Шведков.
По его оценкам, расположение военной базы в Балтийске позволяет накрывать ракетами морского базирования всю Европу. «Калибры» за считанные минуты достигнут Берлина, Парижа и Лондона, а о прибалтийских территориях, включая польские, и говорить нечего.
Кораблям даже не нужно отходить от пирса, практически они будут стационарными пусковыми установками. В подобных случаях русские обычно говорят: «Приплыли» — это сегодня вполне можно сказать о НАТО, желающей подмять под себя Балтику.