Как сделать революцию культурной
Трудно избавиться от ощущения, что в программе открывающегося сегодня в столице Казахстана юбилейного 10-го саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) таится какая-то «культурная» интрига. А иначе чем объяснить присутствие в составе российской делегации наряду с президентом Путиным, его помощником Сергеем Приходько, директором ФСБ Николаем Патрушевым и главою МИДа Сергеем Лавровым министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова? Какой вклад в борьбу с террором, сепаратизмом и экстремизмом, а также в обеспечение региональных стабильностей (заявленных в качестве задач саммита) может внести известный музыковед и бывший ректор Консерватории? Внятного ответа на этот вопрос в Астане автору этих строк никто не дал.
Возможно, конечно, и другое объяснение участия российского министра культуры в серьезном геополитическом мероприятии в Астане. Дело в том, и это случайное совпадение, что завтра хозяину саммита ШОС, президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, стукнет 65 лет. И, конечно же, все высокие гости будут его поздравлять. И кто знает, не станет ли появление известного музыковеда и министра на празднике уже само по себе неким подарком уважаемому юбиляру, который умеет играть на дударе, а также отличается прочими музыкальными талантами.
Что касается формальной повестки дня саммита, то она выглядит фундаментально. «Шанхайцы» озабочены безопасностью в Центрально-Азиатском регионе. Особенно после смены режима в Киргизии и кровавых событий в узбекском Андижане. Шестерка стран, входящих в ШОС (Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан), намерена в Астане принять меры по «расширению потенциалов ШОС, по противодействию современным вызовам и угрозам, включая выработку механизмов совместного реагирования на ситуации, угрожающие миру и стабильности» в регионе.
События в Андижане как раз под этим углом зрения и будут рассматриваться в Астане. Точнее, под тем углом, под которым смотрят на это в Ташкенте, с чем вполне согласны в Пекине и Москве. А посему неудивительно, что в качестве главного «механизма» совместного реагирования «шанхайцы», по сведениям «Времени новостей», рассмотрят учреждение в Оше филиала Региональной антитеррористической структуры (РАТС). Напомним, что Ош - это как раз тот город, где вызревала киргизская революция, в нескольких десятках километров от Андижана.
Однако это предложение вряд ли воспримут с восторгом в Бишкеке. РАТС ШОС, штаб-квартира которой находится в Ташкенте и возглавляется узбекским генералом Касымовым, контролируется спецслужбами Узбекистана. Активность этих структур в пограничных киргизских областях беспокоит Бишкек.
Но это внутренняя «кухня» ШОС, и то, что на ней происходит, вряд ли станет широко известно. Зато достоянием публики станет объявление о приеме в организацию в качестве наблюдателей Ирана, Пакистана и Индии. Эти страны давно «толклись в приемной». Исламабаду и Дели, как поясняют в Москве, дали понять, что условием получения ими статуса наблюдателей должно стать потепление их двухсторонних отношений и поиски мира в Кашмире. Поскольку этот «процесс пошел», то просьба индийцев и пакистанцев удовлетворяется.
Что касается подключения к ШОС Тегерана, то это, как утверждается, повысит международный престиж как иранцев, так и «шанхайцев». Но главным образом это станет асимметричным ответом Вашингтону на его включение Ирана в «ось зла» - Тегеран теперь присоединяется к другой оси. И пусть кто-нибудь скажет, что она не добрая...
«ШОС еще находится в младенческом возрасте»
О перспективах Шанхайской организации сотрудничества «Времени новостей» рассказал специальный представитель президента России по делам ШОС, посол российского МИДа по особым поручениям Виталий Воробьев.
- Решение о создании ШОС было принято в 2001 году, это молодая международная организация. Ее постоянно действующие структуры - Секретариат и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) - работают лишь полтора года. Ныне основная работа в организации идет по двум направлениям. Во-первых, укрепляются ее нормативно-правовые основы. Во-вторых, разрабатываются проекты экономического сотрудничества. Ожидается, что в Астане главы государств примут ряд политических решений и подпишут документ, в котором подведут итоги работы за год и дадут ориентиры на будущее.
- В странах ШОС заметна нестабильность - в марте произошла революция в Киргизии, в мае Узбекистан потрясли беспорядки в Андижане...
- Угрозы региональной стабильности и безопасности, проявлением которых стали события в Центральной Азии, заботят всех. Эти проблемы обсуждались на двух встречах глав МИДов, а также на встрече секретарей советов безопасности шести стран, входящих в организацию. На саммите ШОС обязательно уделят этому внимание. Уже есть некоторые наметки, как здесь использовать потенциал организации.
- Но ведь в дни острого кризиса в этих двух странах ШОС так и не проявила себя как весомая сила?
- По отношению к ШОС есть два весьма спорных подхода. Одни считают, что это временное искусственное образование, которое не может быть жизнеспособным в силу большой разнородности и разновесности участников. Другие исполнены «сверхзавышенных ожиданий» - они полагают, что ШОС способна чудесным образом создать нормальную жизнь, стабильность и безопасность в Центральной Азии.
Наряду с этими подходами есть реальность, которая определяет возможности организации. ШОС - это не военно-политический союз и не экономический блок. ШОС еще находится в младенческом возрасте, и многие тяжелые задачи ей пока не по плечу. Тут уместна известная китайская пословица: даже если очень хочется вырастить морковку побыстрее, не надо помогать ей, вытягивая вверх ботву. Приходится считаться с тем, что у стран ШОС разный исторический опыт, неодинаковые возможности, материальные и интеллектуальные ресурсы. Внутри «шестерки» действует принцип консенсуса - если никто не возражает, это и есть решение. Опыт показывает, что договариваться в рамках ШОС возможно, в том числе и по сложным вещам.
- ШОС называли также формой двустороннего контроля Москвы и Пекина за ситуацией в Центральной Азии, инструментом удержания США вне этой зоны. Регион по-прежнему неустойчив, но там появились военные базы США.
- У России с Китаем самое широкое стратегическое партнерство. В Центральной Азии у нас совпадают интересы - обеим странам выгодно, чтобы это был стабильный, процветающий регион. Возникновение там конфликтов, разделительных линий, очагов напряженности не в интересах России и Китая, имеющих исторические связи с Центральной Азией.
Объединения «против кого-то» в современных условиях непродуктивны, они чреваты трещинами внутри самой организации. После начала антиталибской антитеррористической операции в Афганистане в ряде центральноазиатских стран появились базы, как мы их называем, «внерегиональных держав». Обстановка сильно изменилась, ШОС надо к ней адаптироваться. Речь идет не о том, чтобы кому-то насолить, а о взаимодействии ШОС с «внерегиональными державами» по тем вопросам, которые их объединяют. Курс на вытеснение был бы недальновидным, а в исторической перспективе - безрезультатным.
- Есть ли у ШОС тенденция к расширению?
- Это открытая для взаимодействия международная организация. У ШОС появляются новые наблюдатели. В 2004 году такой статус получила Монголия, теперь на саммите в Астане его получат Индия, Пакистан и Иран. Географических пределов для такого сотрудничества нет - страна может находиться где угодно, главное, чтобы она была готова уважительно относиться к ШОС, быть заинтересованной в сотрудничестве с ней. Увеличение числа наблюдателей пойдет на пользу как ШОС, так и странам, получившим этот статус, поскольку проблемы региональной безопасности переплетаются с их интересами. Так, в ближайшее время будет создана контактная группа ШОС-Афганистан. Видимо, в ней найдется место и для участия наблюдателей. В Афганистане надо продолжать борьбу с радикализмом и содействовать экономическому развитию этой страны, чтобы она уходила от выращивания угрожающего нам всем наркотического сырья.
- Может, Афганистан следовало бы наделить статусом наблюдателя в ШОС?
- Все зависит от страны - если она изъявляет желание, то ее заявка рассматривается. ШОС, как и любая солидная международная организация, никого не зовет и не принуждает.
- Есть ли кандидаты на полномасштабное членство в ШОС?
- Сейчас нет, потому что в рамках организации пока не выработана процедура принятия новых членов. Хотя главный уставный документ - Хартия ШОС, этого не исключает.
- В Астане может быть подписано соглашение об антитеррористических мероприятиях ШОС. Не происходит ли подмена дел бумажными договоренностями?
- Такое соглашение уже разработано, готовится еще ряд многосторонних договоренностей для борьбы с экстремизмом, терроризмом, сепаратизмом и наркотрафиком. Эффективность этой борьбы будет нарастать по мере того, как мы будем пополнять копилку необходимых документов. Чтобы в многостороннем плане что-то сделать, нужно иметь общую юридическую базу. Законодательства стран различаются, случается непонимание в силу сложившихся внутренних традиций. Идет создание банка данных для совместной борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
- Как развивается экономическое сотрудничество внутри организации?
- Экономической проблематикой ведает в основном Совет глав правительств. Осенью его заседание пройдет в Москве. В рамках ШОС одобрена долгосрочная - на 20-25 лет - программа экономического сотрудничества. В 2004 году был принят план реализации этой программы, который включает около 130 позиций. Видимо, в этом году главы правительств уже рассмотрят некоторые конкретные проекты.
Создается неправительственная негосударственная структура - Деловой совет ШОС. Надеемся, что эта работа будет в основном завершена к саммиту в Астане. Активно идут переговоры о создании Фонда развития ШОС, способного обеспечивать финансирование проектов организации. Там должны быть задействованы деньги предпринимателей, частных и банковских структур.
- Тем не менее китайская мечта о превращении ШОС в зону свободной торговли кажется нереалистичной...
- А ШОС и не ставит перед собой цели создания зоны свободной торговли. В долгосрочной программе записано, что целью экономического сотрудничества является создание благоприятных условий для свободного движения ресурсов, капиталов, людей. Это сложное дело, поскольку члены «шанхайской шестерки» состоят в различных экономических объединениях. Две страны, Китай и Киргизия, уже присоединились к ВТО, тут еще наслаиваются экономические режимы ЕврАзЭС, СНГ, недавно созданной Организации центральноазиатского сотрудничества. Помогает общее стремление найти конкретные решения, интересные всем.
?>