Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 мая 2024
Имитация децентрализации

Имитация децентрализации

О конституционной реформе на Украине
Лев Золотко
06.07.2015
Имитация децентрализации

«Хотел бы спросить тех, кто поддерживал Майдан: ради чего все это было затеяно? Неужели ради того, чтобы к власти в стране пришел “шоколадный олигарх”? А рядом с ним расселись другие олигархи? Чтобы на Донбассе вспыхнула бессмысленная и кровавая война? Сегодня вам вместо настоящей демократической Конституции подсунули, по сути, диктаторскую, которая превращает Порошенко в латиноамериканского диктатора, дает ему неограниченные полномочия, запутывает взаимоотношения судебной и исполнительной власти». 

Так говорит, обращаясь к согражданам через Фейсбук, Николай Азаров, экс-премьер правительства Украины. И продолжает:

«Президент получит полное право распускать местные органы власти. Снимает с себя ответственность за решение социальных вопросов на местах и перекладывает все это на местные бюджеты. При этом это подается под соусом “децентрализации”. А ведь новая Конституция должна открыть путь к миру и стабильности, развитию производительных сил, преобразованию социальных основ общества в сторону равенства, свободе, демократии и в конечном итоге к процветанию Украины. Не поленитесь, прочтите представленный проект, и вы ничего из перечисленного и близко не увидите. Из каждой нормы вытекает только одно — превращение избранного президента в наместника Бога на земле. Вам это надо? И вы готовы это поддерживать?».

Компетентный человек комментирует как слова, произнесенные Порошенко на днях в Верховной Раде о том, что изменения в Конституцию страны не предполагают особого статуса для Донбасса, так и фикцию о предполагающейся «самостоятельности» регионов.

То, что сегодня предлагает власть — это не децентрализация, считают даже в карманном «Оппозиционном блоке».

Предложенный властью вариант децентрализации лишает местные органы самоуправления реальных полномочий на местах, — заявил народный депутат Борис Колесников во время заседания «оппозиционного правительства».

«…Это не децентрализация, пока не будет предусмотрено реальных полномочий для местных советов. Это очковтирательство… Власть хочет, чтобы в соответствии с их редакцией новой Конституции руководитель государства получил право увольнять избранных народом председателей районных советов и распускать их. А сами советы они хотят назвать “повитами”. В таком случае, логично, чтобы главы этих райсоветов назывались “повиями” (шлюхами. — Л.З.). Да, это смешно звучит, но именно эту функцию отводит им новая Конституция», — отметил Колесников. По его словам, у Оппозиционного блока есть свой вариант Конституции, который будет скоро презентован, и «там предусмотрена полная децентрализация власти».

* * *

Между тем февральское Минское соглашение об урегулировании конфликта в Донбассе, в рамках «Минск-2», предполагает проведение на Украине конституционной реформы, основным содержанием которой должна стать административная «децентрализация». Так это называют в Киеве, хотя регионы всегда стремились к «федерализации».

Уже в марте Порошенко создал Конституционную комиссию, на ее рассмотрение в минувший четверг был передан проект поправок. Спикер Верховной Рады Украины Гройсман на своей странице в Фейсбуке опубликовал четыре принципа, на которых должна базироваться конституционная реформа. Прежде всего, это трехуровневая система местного самоуправления с четким разграничением полномочий и исполнительными органами на каждом уровне, а также субсидиарность и финансовая самодостаточность местных властей. Кроме того, базовой единицей местного самоуправления с максимумом полномочий должны стать общины (села, города или их объединения), а передача полномочий органам местного самоуправления должна быть сбалансирована системой контроля со стороны избирателей и государства.

На словах — почти красиво. Тема — перезревшая, о необходимости федеративного устройства Украины как условии выживания страны говорилось еще в начале 1990-х, причем лидером Руха В. Черноволом, обоснованно утверждавшим, что столь конгломеративное псевдогосударственное образование как пост-УССР сможет выжить лишь при значительной самостоятельности регионов — в экономической, организационной, языковой, культурной сферах. Общественное мнение устойчиво считает, что именно за это пана Черновола и убили в 1999-м, хотя официальная версия говорит о случайном ДТП. Позже, уже в 2007-м, был убит федералист с противоположного, антиоранжевого крыла, экс-губернатор Харьковщины Е. Кушнарев, самый яркий и перспективный выразитель интересов граждан Юго-Востока Украины за всю историю «незалэжности».

Итак, административно-территориальная реформа (или ее видимость), о которой неоднократно заявляли в Киеве на протяжении последних 10 лет, похоже, полуистерически рванулась к завершающему этапу.

Аналитики подмечают, что в минских документах децентрализация не конкретизирована, и это дало киевскому режиму «оперативный простор для манипуляций». Тем не менее, п. 11 февральского «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» гласит: «Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 г. новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года».

В соответствии с Конституцией и законами Украины поправки в Конституцию или новая Конституция принимаются в два этапа. Сначала принимается простым большинством в Верховной Раде текст Конституции или поправок. Затем этот текст отправляется в Конституционный суд на экспертную оценку. Теперь появилось новое требование — эти предложения необходимо отправлять в Венецианскую комиссию. И только после этого, уже на следующей сессии, Верховная Рада может принять двумя третями — 301 голосом народных депутатов — новый текст Конституции или же внести поправки в Конституцию.

Поскольку Верховная Рада работает до 15 июля, а потом у депутатов перерыв на отпуск, парламент должен успеть к этому сроку принять «в первом чтении» либо новую Конституцию, либо поправки к ней.

* * *

Общественностью, в частности, Харькова, было проведено, насколько это возможно в нынешних условиях, несколько заседаний круглых столов — в надежде выяснить, что же предлагает народу административная реформа.

Подробно комментирует ситуацию известный общественный деятель, народный депутат Украины III–VI созывов Алла Александровская, инициатор создания Общественного совета Слобожанщины для широкого обсуждения конституционной реформы.

Правительством Яценюка утверждена Концепция реформирования местного самоуправления, Верховной Радой Украины в июне прошлого года принят закон о сотрудничестве громад (общин, в данном случае территориальных. — Л.З.), а в мае этого — о добровольном объединении громад. Определены сроки принятия необходимых решений областными советами и областными администрациями (июнь 2015 г.), а также конечные сроки принятия решения о конфигурации местных органов власти на уровне правительства (июнь —первая половина июля 2015 г.).

Понятно, что реформы по децентрализации и установлении системы органов власти в Украине — местных и центральных — существенным образом скажутся на жизни каждого гражданина. Ведь изменение системы органов местного самоуправления планируется провести по пути укрупнения административных территорий и сокращения количества местных органов власти. Впредь не будет такого, как сейчас, количества сельских и поселковых советов. Они должны быть объединены в более крупные (территориально и по числу жителей) громады. Планируется даже объединение районов.

Таким образом, органы власти территориально удаляются от жителей. Ведь по логике авторов реформы, громады должны будут сами себя финансово обеспечить, а это неизбежно приведет к сокращению управленческой системы — не будет средств на содержание чиновников.

Неизбежно будет сокращаться сеть учреждений здравоохранения и образования, как утверждает А. Александровская. Предлагается сократить в области численность учителей и врачей. Сегодня образование и медицинское обслуживание, лечение — доступны ли людям? Территориально, может быть — да, хотя уже не везде, потому что уже закрыты многие больницы в крупных поселках, остались только в райцентрах. В Змиевском районе Харьковской области в крупном поселке «реформировали» больницу со стационаром в лечебное учреждение без специалистов и с дневным стационаром. А специалисты и стационар – в районном центре, за 25 км от этого поселка. Лучше людям стало или хуже?

Хотя планируется субсидирование новых, укрупненных центров власти за счет госбюджета, но фраза «Коштів нема!», то и дело звучит из уст Яценюка: премьер-министр постоянно расписывается в собственной неспособности добиться позитивних перемен в экономике. Проведение в этих условиях административной реформы может привести к полной деградации регионов, подчеркнула Алла Александровская в беседе с обозревателем «Свободной прессы» Андреем Дмитриевым. Разумеется, было бы весьма важно, чтобы о готовящихся решениях знали жители сельских и поселковых советов, интересы которых будут затронуты более всего. Эти вопросы должны открыто обсуждаться депутатами местных советов — ведь они представляют интересы своих земляков. Однако ничего этого нет на практике.

Специалисты насчитывают около двух тысяч управленческих функций. Надо определить, какие из них останутся в центре, какие передаются регионам, какие реализуются на нижнем звене управления. Но публичная дискуссия на эту тему не ведется, и участие территориальных громад в этой дискуссии сводится к формальному «одобрямсу».

Если же ознакомиться с «Методикой формирования действенных территориальних общин» (утверждена в апреле этого года!), то сразу возникает множество вопросов о полномочиях местных органов власти, об источниках финансирования для обеспечения работы всей бюджетной системы. Может оказаться так, что у громады денег не будет хватать не только на содержание больницы, но и на амбулаторию. Но на помощь из центра после админреформы рассчитывать не придется. Ведь самостоятельность регионам предлагают в условиях, когда экономику Украины «реформаторы» уже угробили, набрав кредитов. Страна находится на грани банкротства.

Если бы самостоятельность предлагалась не только в сборе и расходовании средств, но и вопросах зарабатывания средств! Если бы регионам представлялась самая широкая самостоятельность в определении источников финансирования, организации экономической деятельности в регионе, поиске партнеров и сфер деятельности. Народ Украины умеет работать и зарабатывать. Нужно только ему дать такую возможность, и не мешать.

* * *

По сообщению руководителя Харьковского регионального офиса по вопросам внедрения реформы Дианы Бариновой создание общин в районах области находится на стадии обсуждения. «Пока мы не можем четко сказать, сколько будет общин, потому что на уровне каждого районе есть несколько вариантов, как объединять громады и сколько делать центров. Наша цель — сформировать самодостаточные территориальные громады, улучшить качество услуги для населения и приблизить к ним административный центр. Но область большая, есть отдаленные населенные пункты и есть проблема с развитием инфраструктуры в предполагаемых центрах», — говорит Д. Баринова. И объясняет: центры создаются вокруг городов областного или районного значения, они и станут «местными столицами». В районе может быть несколько общин и центров. Интересы отдельно взятой громады будет представлять староста, который «будет получать заработную плату, он будет избираться и будет представлять свою громаду в той раде, которая объединит все громады».

Однако следует помнить, что в Харьковской области сегодня более 400 сельских и поселковых советов, 27 райсоветов и 17 горсоветов. Планируется создать 80 объединений громад городов и поселков на самом нижнем уровне и оставить всего лишь 4 объединения громад на уровне нынешних районов (тогда как сегодня их 27!). Все общины пока вносятся в Перспективный план формирования территорий громад Харьковской области, который ХОГА должна была утвердить до 1 июня.

Трудно представить себе эту новую систему управления. В любом случае власть станет еще менее доступна людям, со всеми последствиями. Теперь за простейшей справкой нужно будет не в сельсовет идти, а ехать за много десятков километров.

* * *

Общественность утверждает: децентрализация предполагает, в том числе и передачу неких финансовых полномочий регионам, однако в результате действий правительства у местных советов в распоряжении станет меньше средств. И когда исполнительная власть рапортует об увеличении числа бездефицитных бюджетов местных органов власти, это вовсе не означает, что на территории соответствующих громад решаются все социальные проблемы. Это может означать только одно: финансируются те расходы, на которые хватает средств. А центральная власть не дает местным бюджетам субвенций в необходимом размере.

Фактически, центральная власть ищет способы сэкономить на регионах, «делегировав» им бюджетные проблемы государства. Ну, и забалтывает тему реальной децентрализации.

Некоторые аналитики не без оснований считают, что Порошенко выстраивает административную (а с ней и инвестиционную) вертикаль под себя — чтобы контролировать и финансовую систему государства, через Центробанк, глава которого Валерия Гонтарева является его креатурой.

Кстати, «Минск-2» внятно требует от Киева, подписавшего эти соглашения, освободить от наказания, преследования и дискриминации участников донбасских событий; обеспечить государственную поддержку социально-экономического развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей; а также обеспечить «создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и т. д.

Однако мартовские изменения, внесенные Верховной Радой в закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», превратили, как считают наблюдатели, конечный документ в фикцию, усугубив его расхождения с положениями Минских соглашений.

Главное, что нигде вообще не говорится о гуманитарной составляющей децентрализации, а ведь «проблема» Донбасса, а также ряда «горячих» регионов — именно в уничтожении их русскости в пользу украинизации.

Эмоционально пишет об этом в том же Фейсбуке украинский аналитик Михаил Павлив: «Конституционная реформа, она же децентрализация имени товарища Гройсмана, — это угар, треш и содомия в одном лице. Идеология этой “реформы” такова: разложим по полочкам и упорядочим все на уровне от подъезда до поселка, дадим им “продуктовые наборы” и оставим один на один с государственной машиной. Один из идеологов этой реформы, на мой прямой вопрос, с хитрецой отвечал: “Да, мы осознанно делаем все, для того, что бы за пару лет, ну, за десяток, стереть областной уровень. Чтобы остался центр и низовой уровень. Что бы и духу не осталось от регионального разнообразия и самобытности, региональной самоидентификации. Низовое самоуправление, общины беззащитны перед государственной машиной”.

Следовательно, предлагаемая «реформа» — это лишь путь по упорядочиванию администрирования и сворачиванию, а не расширению самоуправления. 

А проблема, как я многие годы говорю и пишу, лежит в плоскости неразвитого регионального самоуправления. Проблема заключается в отсутствия рычагов, инструментария и правовой основы для сохранения и развития региональной самобытности. Но пойти по пути реального регионального самоуправления для нынешней, да и предыдущей, власти клептоманов смерти подобно. Все их достатки, все их блага связаны с паразитированием на государственном бюджете и на разного рода преференциях. Лишить себя этого — для нашей дрянной элиты означает стать одними из многих, хуже многих, беднее многих. Вот и рядят они “тюрьму регионов” в белые одежды “справжнього європейського самоврядування” (подлинно европейского самоуправления. — Л. З.)».

Понятно, что сценарий децентрализации, когда у восточных регионов появится возможность прямых экономических связей с Россией, и многие предприятия, сохранив прежний вектор, будут действовать по регламентам Евразийского союза, — лишь теоретический. Киев на этот вариант никогда не пойдет, поскольку он для центральной власти смертелен.

Специально для Столетия


Эксклюзив
21.05.2024
Юрий Алексеев
Наши оборонные наработки напугали Запад
Фоторепортаж
24.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Зарядье проходит выставка, посвященная работе людей, глазами которых мы видим войну


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.