Доколе Путин будет терпеть?
Складывается ощущение, что чем меньше времени остается до выборов 2008 года, тем больше усиливается противостояние различных группировок в Кремле и Белом доме. И образ вертикали власти сознательно рушится. Запад уже призывает президента России создать новую администрацию.
Скандал в культурном семействе
Доходит до смешного. Бывший министр культуры и нынешний глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой собирается подать в суд на нынешнего министра культуры Александра Соколова. Тот публично обвинил бывшее руководство Минкультуры и нынешнее агентство в коррупции, взяточничестве на всех уровнях и распространении практики «откатов». Министр Соколов, конечно, в правительстве «белая ворона» – чиновничьего этикета не понимает, общего языка с коллегами не находит и к тому же выносит сор из избы. В отличие от Соколова Михаил Швыдкой опытный управленец. Ситуация осложняется тем, что, по сути дела, «культурными» деньгами распоряжается именно агентство, а министерство сидит на голодном пайке. Но из-за чего бы ни возникла эта неприличная перебранка между руководителями российской культуры, выглядит она крайне нелепо и нынешнюю власть не красит.
Понятно, что люди, близкие к культуре, отличаются повышенной эмоциональностью и склонны, чуть что, перегибать палку. Но могут ли позволить себе высокопоставленные госчиновники то же самое, что и разобиженная балерина Волочкова? И почему молчит их непосредственное начальство, к примеру премьер Михаил Фрадков? Пока что неодобрение публичной склоке выразила только вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. Но если так разбираются «культурные» чиновники, то что же делают остальные министры?
Бунт на корабле
Поразительно, но и в других отсеках правящего класса сегодня происходят не менее ожесточенные столкновения. Причем степень ожесточения на глазах возрастает. И речь идет о вещах куда более масштабных и важных. Как уже писал «ПЖ», на форуме «Наш шанс в условиях сырьевой экономики» «Единая Россия» вместе с организацией представителей малого и среднего бизнеса «Деловая Россия» объявили о начале совместного «крестового» похода против правительства. Поводом, судя по всему, послужил тот факт, что Минфин перед принятием поправок в бюджет 2005 г. почему-то (хотя бы ради приличия) не позвал «единороссов» на дележ «пирога».
Возмущенные «единороссы» немедленно нажаловались президенту, после чего тот во время встречи с правительством устроил министрам разнос. Но это только верхушка айсберга. Спикер Госдумы Борис Грызлов, дав понять, что такого отношения к себе и своей партии не потерпит, на форуме потребовал от правительства ни много ни мало – изменить экономический курс: обеспечить господдержку промышленным отраслям, провести внутренние инвестиции за счет стабфонда, продолжить снижение налогов и др. Стоит отметить, что большая часть этих идей почти дословно совпадает с экономической программой премьера Михаила Фрадкова, выдвинутой им весной с подачи «силовой» башни Кремля.
Правительственные либералы такой атаки не ожидали. Вице-премьер Александр Жуков, представляющий на форуме правительство, назвал ее «политической банальностью» и покинул форум, а руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович отказался делать доклад.
«Лакмусовая бумажка патриотизма»
Между тем неприятности либерально-экономического блока правительства на этом не закончились. Советник президента Андрей Илларионов неожиданно нанес коллегам-либералам из Белого дома удар. На заседании правительства, где премьер Михаил Фрадков вновь подверг главу МЭРТ Германа Грефа резкой критике за отказ удваивать ВВП, автору идеи удвоения Илларионову во избежание возможного скандала выступить не дали. Советник обиделся и в тот же день атаковал Грефа через информагентства, объявив его если не врагом народа, то явно саботажником и недругом президента. По мнению Илларионова, «идея удвоения ВВП за десятилетие – это лакмусовая бумажка. Это тест на ответственность, патриотизм и компетентность одновременно. Отказ от идеи удвоения – это идеологическое обеспечение проведения интервенционистской и лоббистской политики».
Как сообщил «ПЖ» высокопоставленный чиновник кремлевской администрации, начинается новый виток противостояния государственнически-силового и либерального направлений власти. По его словам, «силовой» блок Кремля, чьи интересы в Белом доме представляет глава кабмина Михаил Фрадков, не смог сломить сопротивление министров-либералов Алексея Кудрина и Германа Грефа. Госинвестиций и поддержки госпрограмм, способных удвоить ВВП (дорожное строительство, кредитование АИЖК и др.), как не было, так и нет. Поэтому, по словам нашего собеседника, в помощь Михаилу Фрадкову было решено бросить Бориса Грызлова, который также близок к замруководителя администрации президента Игорю Сечину. Совместное «наступление» «Единой» и «Деловой» России на экономический блок правительства (Фрадкову все время его премьерства очень не хватало такой «массовой» поддержки) можно считать началом реализации сценария по зачистке силовиками либералов во власти. Судя по происходящему, Алексею Кудрину этим летом трудно будет отстоять свои позиции при утверждении бюджета 2006 г.
Конкистадоры газовой трубы
Но либералы, значительно усилившие свое влияние на президента к моменту оглашения традиционного послания к Федеральному собранию, в свою очередь начинают решительное наступление на силовиков. Достаточно вспомнить сложную многоходовую комбинацию по разделению перепутавшихся активов «Роснефти» и «Газпрома». Задача – потеснить силовиков в правительстве и парламенте и не дать им установить контроль над экономикой. И это второй возможный сценарий.
Сегодня, помимо бюджета, главные усилия и тех, и других сосредоточились вокруг контроля над главным государственным активом – «Газпромом». Так, накануне годового собрания госкомпании, где должны были быть утверждены цена покупки государством акций газовой монополии у ее дочерних компаний и новый состав совета директоров, со списком кандидатур вышел публичный конфуз. Вначале Росимущество, формально подотчетное МЭРТ, объявило о сенсационной директиве на голосование своим пакетом. Кроме Германа Грефа, Дмитрия Медведева, Алексея Миллера и Виктора Христенко, Росимущество предлагало включить в совет директоров двух чиновников из лагеря явных «недругов» «Газпрома» – помощника президента Игоря Шувалова и главу Росэнерго Сергея Оганесяна, близкого к кремлевским силовикам. Однако позже Росимущество свою директиву поменяло и оставило в списке бывшего главу Минтопэнерго Игоря Юсуфова и бывшего министра имущественных отношений Фарида Газизуллина, которые государство представлять не могут и не должны. Многоопытный Фрадков, опасаясь попасть под удар главы кремлевской администрации, считающего «Газпром» своей вотчиной, выдержал красноречивую паузу и новую директиву так и не подписал. Пауза пошла на пользу команде Медведева–Миллера: «варягов» в совет директоров не пустили. Но кто может ручаться, что на этом осада «Газпрома» закончится?
Муниципальные страдания
«Газпром» – далеко не единственный камень преткновения в команде президента Путина. Сегодня серьезные противоречия существуют не только между либералами и силовиками. Внутри лагеря, условно называемого «питерскими юристами», также обострилась борьба, но за лидерство. Как рассказал «ПЖ» осведомленный кремлевский чиновник, на Старой площади сейчас готовится обоснование для отмены реформы местного самоуправления, которая по закону должна вступить в силу с 1 января 2006 г. С подачи противников реформы в Кремле инициативная группа «единороссов» подготовила поправку, откладывающую начало реформы с 1 января 2006 г. на 1 июля 2008 г.
На реализации этой реформы настаивал и настаивает бывший замглавы администрации президента, а ныне полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, удаленный из Москвы с подачи силовиков. Его оппонентом выступает глава администрации президента Дмитрий Медведев. Наш источник в Кремле утверждает, что в принципе с реализацией этого закона не было бы особых проблем, если бы он был подготовлен «как положено». Однако этот закон не расставляет всех точек над «i», не прописывает механизм разграничения муниципальной собственности между районами и внутрирайонными муниципальными образованиями. По словам нашего собеседника, после неудачного старта монетизации льгот в Кремле опасаются, что народ не выдержит еще одну неудачную реформу. И если местное самоуправление начать реформировать сегодня, то роста социальной напряженности и вотума недоверия населения партии власти явно не избежать.
Спасти реформу в силах только президент. Он может принять соломоново решение и разрешить ее проводить только тем регионам, которые этого захотят. Но президент пока молчит. Как молчит он и по поводу непрекращающихся публичных конфликтов в правительстве, скандалов вокруг «Роснефти» и «Газпрома» и многих других вещей, красноречиво характеризующих состояние нынешней власти.
О чем молчит президент
Однако даже если и на этот раз президенту Владимиру Путину удастся примирить своих враждующих соратников, равновесие будет хрупким и недолгим. Ведь борьба идет не только за дальнейший курс развития страны, но и за контроль над топливно-энергетическим комплексом, и в ней участвуют две группировки, возглавляемые ближайшими сподвижниками Путина – Дмитрием Медведевым и Игорем Сечиным. Понятно, что президенту необходимы все звенья его команды. Либералы и юристы должны обеспечить рост экономики и инвестиций, создать работающую видимость демократии и «европейскости», конвертировать рубль и превратить Россию в полноправного члена G8. Силовики же должны сохранить территориальную целостность страны, искоренить любую возможность оппозиции и призрак «оранжевой революции» и обеспечить стабильность и преемственность политического режима. Но сидеть между двух стульев всегда очень сложно. И особенно сложно именно сейчас, когда «стулья» рвутся друг друга победить.
Самое неприятное, что все эти непрерывные схватки ближайших сподвижников Путина происходят на фоне многочисленных обвинений международных организаций (ОЭСР, Всемирный банк, ПАСЕ) в коррумпированности и неэффективности российского государства. Причем дальше всех в своем заявлении пошла Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая просто-напросто рекомендовала Владимиру Путину создать «другую, более эффективную администрацию». На деле это означает, что Россию призывают пересоздать свой госаппарат заново. По сути дела, это третий сценарий развития – взять и по-ельцински смести все фигуры с шахматной доски и заменить их другими. Например, шашками. Но может ли Владимир Путин сейчас решиться на столь радикальную меру? Наблюдатели не зря говорят о хроническом кадровом голоде Кремля. Такая постановка вопроса носит явно риторический характер. К тому же полное переформатирование госаппарата пошло бы вразрез с нынешней идеологией кремлевского управления – системой сдержек и противовесов. Но очевидно, что в нынешней ситуации бездействие еще хуже.
Вертикаль власти выстроена, в парламенте – пропрезидентское большинство, избирательное законодательство изменено, олигархи если не разгромлены, то разогнаны, народ продолжает транслировать одобрительную поддержку. Самое время принимать судьбоносные решения и мобилизовать все ресурсы на их исполнение. Вместо этого – непрерывная внутривидовая борьба, замирающая лишь после окрика президента. Да и то ненадолго.
Создается впечатление, что экипаж государственного корабля, и так вышедший в море не в самую лучшую погоду (России хватает как внутренних, так и внешних проблем), пытается раскачать судно изнутри. Но на что рассчитывают мореплаватели? На то, что удастся «макнуть» оппонентов и порулить без них? Или на то, что за бортом в любом случае поджидает международное спасательное судно? Возможно, и то, и другое верно. Но, когда команда поглощена борьбой за преобладание, айсберг, появившийся на горизонте, может остаться незамеченным.
Доколе?
Обычно жертвуют варягами
Марк Урнов, президент фонда «Экспертиза», председатель правления Центра политических технологий, член Экспертного совета «ПЖ»
Конфликт Соколова со Швыдким – не главный в президентской команде. Вокруг Путина образовалась разнородная команда, которая борется друг с другом, но никого за это не наказывают. Тем самым Путин, сам человек ответственный, плодит вокруг себя безответственность. Проводя форсированную централизацию власти, он не сделал ее эффективной. Чиновники предпочитают думать не столько о реализации государственных программ, сколько о себе самих. Быстро нарастают коррупция и кризис управляемости. Тем не менее Путин из политики уходить не хочет, и выборы для него будут важны. Это может потребовать некой рокировки перед выборами. В таких ситуациях жертвуют не людьми из ближайшего окружения, которые несменяемы, а варягами, которых пригласили «побыть». Думаю, что Фрадков как раз такой человек. Если понадобится продемонстрировать президентскую волю, он-то как раз и будет сменен.
Мы на пороге серьезных перемен
Сергей Кортунов, вице-президент Совета по внешней и оборонной политике
Если Путин так долго терпит царящую в его команде неладицу, значит, он не хочет положить этому конец. То, что он не избавился даже от такой одиозной фигуры, как Зурабов, показатель того, что он ничего не хочет менять. Возможно, Путин никого не увольняет потому, что у него есть какие-то обязательства перед этими людьми. Но многие, видя, что у нас никого не наказывают за крупнейшие провалы во внутренней и внешней политике, начинают думать, что на Путина есть какой-то компромат.
Невозможно представить, чтобы в цивилизованном государстве министр обвинял своего непосредственного подчиненного, не оговорив это с первым лицом. Как невозможно и то, чтобы Швыдкой ни с кем не посоветовался. И то, и другое – беспрецедентно, однако оно произошло. Это может свидетельствовать о том, что мы стоим на пороге серьезных кадровых перемен. Закрыть глаза на случившееся президент уже не сможет.
На перестройку денег нет
Борис Макаренко, заместитель директора Центра политических технологий, член Экспертного совета «ПЖ»
Такие глупости, как сделали Соколов со Швыдким, делают только по собственному почину. Министру нужно свалить на кого-то вину за коррупцию в своем ведомстве, и Михаил Ефимович показался ему подходящим объектом. Теперь с Соколовым и Швыдким Путину придется разобраться. А перетряхивать администрацию и правительство президент точно не будет. Большую перестройку могут затеять только в том случае, если перед выборами запахнет жареным. Новая политика требует денег, а если запустить их в оборот, раскрутится инфляция, которая убьет прежний социальный курс. Поэтому все останется как есть.
?>