Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 апреля 2024
Батискаф "Приз": 24 часа надежды

Батискаф "Приз": 24 часа надежды

Виктор Литовкин
05.08.2005

Об авторе: Военный обозреватель РИА «Новости» Виктор Литовкин

В четверг, 4 августа у южного берега Камчатки затонул батискаф АС-28 «Приз», принадлежащий Тихоокеанскому флоту России. Как стало известно РИА «Новости» по сообщениям из штаба ТОФ, инцидент произошел рано утром 4 августа (по московскому времени – вечером 3 августа) в 75 км к югу от Петропавловска-Камчатского, в бухте Березовой. Спасательный аппарат АС-28 («Приз»), длиной 13,5 м и высотой 5,7 м производил штатное учебное погружение с борта флотского корабля. Во время погружения он неожиданно зацепился за какой-то предмет и не смог подняться на поверхность. Предполагается, что батискаф мог зацепиться за трос, обрывок рыболовной сети или за электрический кабель.

Позднее в главном штабе ВМФ сообщили, что аппарат во время погружения зацепился винтом за сеть. При попытке освободиться сеть намоталась на винт, и аппарат застрял на глубине 190 м (по другим данным – 220 м), где водолазы работать не могут.

По мнению экспертов, к которым мы обратились за комментариями, в частности, Героя Советского Союза вице-адмирала Евгения Чернова, ситуация очень серьезная. «Но я не теряю оптимизма, - сказал адмирал. – Еще есть шанс спасти моряков». Оптимизм известного в военно-морских кругах специалиста, написавшего книгу о катастрофах советских подводников, опирается на предположение о том, что тихоокеанцы сумеют подготовить и спустить к застрявшему батискафу второй такой же аппарат, который должен находиться в распоряжении штаба ТОФ. Спасатели из второго батискафа и должны оказать помощь своим коллегам.

Батискаф проекта 1855 типа «Приз» был создан на Нижегородском ЦКБ «Лазурит» под руководством героя труда Николая Кваши. Его рабочая глубина – 500 метров, но при необходимости аппарат может опускаться и на глубину 1000 метров. Обычно экипаж батискафа – три человека. Они должны вызволять из аварийной подводной лодки 20 человек. Запас кислорода для работы трех человек рассчитан на 120 часов. На ситуацию со спасенными людьми – на 10 часов. Этот ограниченный запас чистого воздуха и вызывает тревогу у других специалистов, с которыми нам удалось побеседовать.

Контр-адмирал Олег Кустов считает, что ситуация на дне бухты Березовая гораздо сложнее, чем нам об этом говорят. Если люди остаются на глубине уже двое суток, то воздуха у них может не хватить еще на двое-трое суток, как об этом говорилось в начале спасательных работ. Не очень убеждают и сообщения о «намотанной на винты рыбацкой сети». В батискафе есть, как минимум, три балластные камеры, которые заполняются водой при погружении в глубину. Аппарат может всплыть двумя способами: за счет хода или при помощи продувки балластных камер. Если винты не работают, то почему нет никаких сообщений о попытках продуть эти камеры? А если об этом молчат, значит все выглядит не совсем так, как нас пытаются убедить, говорит адмирал.

Его скептицизм связан, что понятно, с трагедией пятилетней давности, когда 12 августа 2000 года в Баренцевом море при взрыве аварийной торпеды легла на грунт атомная подводная лодка проекта 949 «А» «Курск» с 118 членами экипажа на борту. В первые часы после сообщения об этом происшествии, официальные лица ВМФ убеждали граждан России, что на лодку поданы шланги с воздухом высокого давления, с людьми установлена техническая связь… Сегодня уже хорошо известно, что ничего этого не было. Некоторые эксперты считают, что катастрофическая ситуация с «Курском», к сожалению, может повториться и в бухте Березовая.

Основанием для таких утверждений служит тот факт, что во время проведения учений спасателей на судне, где размещался батискаф «Приз» должно было находиться два таких аппарата. Если второго не было, такие учения по нормам техники безопасности проводить было нельзя. Глубина океана – враждебная для человека стихия. Там может произойти все, что угодно. Не думать об этом, не быть готовым к неожиданностям, по меньшей мере, непрофессионально. Если не сказать более резко. Увы, никаких страховочных мер, как показывает нам ситуация с АС-28, предпринято не было. Как и в случае с «Курском».

ВМФ России уже обратился с просьбой к командованию тихоокеанского флота ВМС США об оказании помощи в спасении подводного аппарата АС-28 и его экипажа. Аналогичную помощь оказывает морякам-тихоокеанцам и Япония. К терпящим бедствие направились четыре спасательных корабля Управления национальной обороны страны Восходящего Солнца. Единственная проблема – расстояние от побережья США и Японии слишком велико. Идти к южной оконечности полуострова Камчатка, где находится бухта Березовая, в которой терпят бедствие русские военные моряки, не меньше двух-трех суток. А как сообщил РИА «Новости» помощник главкома ВМФ РФ, капитан первого ранга Игорь Дыгало, воздуха на терпящем бедствие на Камчатке подводном аппарате осталось на одни сутки. Помощь может просто не успеть.

И все же, тихоокеанцы просят не терять надежды. Вместе с родными и близкими моряков не будем терять ее и мы. У нас всех в запасе еще сутки.


Справка:

Автономные спасательные глубоководные аппараты СГА с титановым корпусом проекта 1855 "Приз" спроектировало ЦКБ "Лазурит" для поисково-спасательного обеспечения подводных лодок (ПЛ) с рабочей глубиной погружения более 500 метров.

Серия из 4 единиц (АС-26, АС-28, АС-30, АС-34) строилась в Горьком с 1986 по 1991 г. Предназначены для приема спасения экипажей затонувших подводных лодок "сухим" способом. Головной вступил в строй в 1986 г.

Кораблями-носителями могут являться СС проекта 05360 или 05361 (оснащено всеми современными средствами аварийно-спасательного обеспечения боевых кораблей, действующих в океанских просторах, может нести поисковые ПА различных типов, включая проект 1855 (2 шт).

Подводные аппараты размещаются в вентилируемом эллинге, оборудованном средствами перемещения ПА на спуско-подъемную позицию левого или правого борта в условиях качки, средствами погрузки, выгрузки и транспортировки АБ в помещение для зарядки.

Подводные аппараты могут быть спущены и подняты с воды на борт при волнении моря до 5 баллов специальным ГСПУ грузоподъемностью 100 т с правого или левого борта.

Тактико-технические данные проекта:

водоизмещение - 55 м3;

скорость: горизонтальная макс. - 3,3 узлов, экон. - 2,3 узлов; вертикальная - 0,5 узлов; лаговая - 0,6 узлов;

дальность плавания (2,3 узлов) - 21 миля;

глубина погружения рабочая - 1000 м;

параметры - 13,5х3,8х4,1(4,6?) м;

автономность: жизнеобеспечения - 120 ч; со спасенными - 10 ч;

вооружение – отсутствует;

экипаж - 3 человека (+20 спасенных).




Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.