Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 августа 2022
«Полюбила Русь Елизавета…»

«Полюбила Русь Елизавета…»

Школьники с. Перемышль Калужской области сыграли спектакль о жизни преподобномученицы Елисаветы
Татьяна Корсакова
03.02.2022
 «Полюбила Русь Елизавета…»

Жизнь в Российской империи оказалась для принцессы Эллы, так же, как и для принцессы Аликс, настолько полной событий, что не позавидуешь. Но Элла до последнего старалась управлять своей жизнью и сделала для России, своей новой родины, и для Русского православия столько, сколько сделает не каждый коренной русский. Но хорошо ли мы знаем этих двух немецких принцесс?

Судьба со всей возможной (скорее невозможной!) суровостью обошлась с двумя внучками английской королевы Виктории, родными сестренками Елизаветой (Эллой по-домашнему) и Аликс, принцессами Гессен-Дармштадскими. Хотя сначала, в юности, все складывалось более чем благополучно. На долю младшей, Аликс, будущей императрицы российской Александры Фео́доровны, досталось больше почестей, но в последние минуты жизни – чудовищного ужаса сверх всякой меры. Элла, старшая, вышла замуж в 19 лет за великого князя Сергея Александровича, сына Александра II Освободителя и дядю последнего российского императора Николая II, стала великой княгиней Елизаветой Фео́доровной, а после мученической гибели – преподобномученицей Елисаветой… О ней и пойдет речь.

Молодых венчали дважды: по православному обычаю и по лютеранскому. Детей чете Бог не дал. Через семь лет после свадьбы Елизавета Фёдоровна написала своему отцу, великому герцогу Гессенскому и Прирейнскому Людвигу IV, просьбу о переходе в православную веру: «Я всё время думала и читала, и молилась Богу  указать мне правильный путь  и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином». Так, по своей непреклонной воле, немка с заметными английскими корнями стала православной.

Ее супруг, великий князь Сергей Александрович, как представитель царской семьи в 1891 году был назначен московским генерал-губернатором, и в его ведении оказалось 10 губерний. В правление великого князя в Москве были открыты два первых студенческих общежития при Московском университете, трамвайное движение и Художественно-Общедоступный театр (долго в советское время называвшийся МХАТом, ныне это разделившиеся МХАТ им. М. Горького и МХТ им. А. П. Чехова). Но и мрачных событий при Сергее Александровиче произошло немало. За плохую организацию народных празднеств во время коронации Николая II, завершившихся смертельной давкой со множеством жертв на Ходынском поле, его прозвали в народе «князем Ходынским». Он заметно ужимал права евреев. Был явным антидемократом, выступая даже против конституционных преобразований в империи. Революционеры-радикалы его ненавидели. Как и он их.

Елизавета Федоровна, напротив, старалась преобразовать, смягчить общество. Любое дело сделать просто, если ты одухотворен идеей, ставишь себе конкретные цели и не жалеешь сил – сумела же она, к примеру, в совершенстве овладеть русским языком всего за несколько лет!

На первых порах супругу генерал-губернатора заинтересовало ущемление прав особой категории детей, и она учредила Елисаветинское благотворительное общество для того, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский воспитательный дом». Она возглавила Дамский комитет Красного креста. Когда в 1904 году началась Русско-японская война, великая княгиня организовала сбор всевозможных средств для помощи русским воинам.

Но радикалов, террористов Елизавета Федоровна ненавидела, как и муж. И действовала! В начале ХХ века был убит выстрелом в упор министр внутренних дел Российской империи Д. С. Сипягин. Террориста схватили, он был казнен. Но Елизавета Федоровна написала императору Николаю II по следам события гневное письмо с обоснованным предупреждением: «Необходимо сделать все, чтобы не допустить превращения их в героев… нечего жалеть тех, кто сам никого не жалеет».

Парадокс истории: наша героиня невольно, сама того не желая, предсказала долгую и славную посмертную судьбу эсеру-террористу, 27-летнему Ивану Каляеву, который 4 февраля 1905 года убил ее мужа Сергея Александровича.

Да хуже того: разорвал в клочки взрывом бомбы тело того, кто к тому времени уже месяц, как покинул пост генерал-губернатора, и смертельно ранил его кучера. Крайне неприятно, что название «Каляевская» десятилетиями носила одна из центральных улиц Москвы – ныне вновь Долгоруковская.

И вновь парадокс. Невозможно представить внутренние метания Елизаветы Федоровны между юридической справедливостью смертного приговора Каляеву и православной сущностью ее души. Христианство победило. Она не только побывала в тюрьме у убийцы и подарила ему «Евангелие», но и обратилась к Николаю II с прошением помиловать приговоренного к смертной казни. Император не внял.

Ее обыденная жизнь закончилась. Елизавета Федоровна, как положено, вернула царскому дому романовские драгоценности, продала свои собственные брильянты и на эти деньги основала Марфо-Мариинскую обитель, не совсем монастырь, а скорее, освященное именем Божиим благотворительное учреждение, которое сама и возглавила.

Сестры обители помогали беднякам в трудоустройстве и заботе о малолетних детях, лечили, утешали. Во время Первой мировой войны великая княгиня лично участвовала в работе по проектированию и строительству в Москве первого в России протезного завода, который действует до сих пор.

Кроме того, она боролась и за то, чтобы православные женщины могли занимать в церкви хотя бы мало-мальски значимые «штатные» должности, как это ныне свободно практикуется в западных христианских церквах (напомню, что дальняя родственница великой княгини, ныне правящая королева Великобритании Елизавета II несмотря на свой пол является главой Англиканской церкви). Но Николай не пошел на это.

И наступил 1917-й… Потом 18-й… Изготовились чекисты и бравые латышские стрелки…

Конец Елизаветы Федоровны – такая душераздирающая история, что рука не поднимается, чтобы описывать это. …

Спустя почти три года после мученической кончины ее мощи и мощи ее соратницы, помощницы и со-жертвы сестры Варвары (Яковлевой), извлеченные из заброшенной шахты, были погребены на Святой земле, куда их доставили из Пермской губернии, с места гибели, с превеликим трудом.

В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара были причислены к лику святых (за 11 лет до этого они были канонизированы Русской православной церковью за границей).

…И вот – наши дни, бывший средневековый город, а ныне село Перемышль под Калугой. Некоторое время назад дети-старшеклассники, участники Театральной студии при приходе перемышльского храма Рождества Пресвятой Богородицы, создали под руководством режиссера Татьяны Копер исторический спектакль «Елизавете, ангелу земному…».

«Кажется, получилось!» – так увидели результаты своего труда и себя в нем юные актеры вместе с любимым режиссером и зрителями, жителями всех окрестных деревень и более продвинутыми калужскими театралами, и решили запечатлеть обычный спектакль с помощью профессиональной телекамеры оператора Сергея Волкоедова.

«Хочу поделиться с Вами радостью: завершён очень важный для нашего прихода проект – телеспектакль, посвящённый преподобномученице Елизавете Фёдоровне Романовой, – сообщил нашей редакции интернет-газеты «Столетие.ру», настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы иерей о. Дионисий (Добров). – В связи с эпидемией COVID-19 работа над проектом затянулась, но сейчас она закончена. Результатом стал 43-минутный телефильм, рассказывающий историю немецкой принцессы, воспитывавшейся при дворе своей бабушки, английской королевы Виктории, а спустя несколько лет искренне полюбившей не только своего русского мужа, но и Россию, и оставшейся верной своей большой любви даже ценой собственной жизни».

…Телефильм содержит восемь игровых новелл, разделённых информационными блоками с демонстрацией исторических картин, фотографий, документов. Это скорее инсценировка биографии. Известно, что жизнь немногих, избранных волей судьбы людей представляет собой непридуманные романы, в которых ничего додумывать не надо. Исполняя такой «байопик» (термин пока не очень привычный, поэтому ставлю его в кавычки), где волей-неволей играешь биографию реального деятеля, надо попытаться подняться на моральный уровень героя.

Детям это сделать непросто. Но ЭТИ дети – сделали. В их безыскусной игре сквозит недоумение перед жестокостью отдельных взрослых и истории в целом. И неподдельное удивление перед высотой духа великой княгини, сумевшей из немецкой принцессы стать истинной русской героиней:

« Не имея ни капли русской крови, она полюбила Россию всем сердцем и прошла по русской земле, как светлый луч добра и милосердия, истово служа новому Отечеству до смертного часа, до последнего вздоха, до своей трагической гибели. Современники называли её "Небочеловеком", "Белым ангелом Москвы"»…

Звучит вокализ «Нежность» Сергея Рахманинова». (Из сценария).

И далее:

«Небо на плечи упало
Дюжиной каменных плит –
Страшно в месиве алом
Крестик Сергея блестит.

Молча, без крика и слез, Елизавета на коленях собирала то, что осталось от того, кого она так любила. Солдаты принесли носилки, положили на них останки великого князя и прикрыли шинелью. Носилки отнесли в церковь Чудова монастыря и поставили перед амвоном храма. Елизавета Федоровна встала на колени рядом с ним, и, павши ниц, простояла так всю заупокойную службу. Звонили колокола, неслось ввысь панихидное пение молящихся». (Из сценария).

А вот это – то самое, страшное:

«После заключения Брест-Литовского мира немецкое правительство добилось согласия советской власти на вывоз Елизаветы Фёдоровны за границу. Это был последний шанс на спасение. Посол Германии граф Мирбах два раза добивался приёма у Елизаветы Фёдоровны. Она не приняла его…»

…Ведущие: 18 июля 1918 года (читатель хорошо помнит эту дату – день расстрела царской семьи в другой местности Урала. Вот какая чудовищная согласованность! – Ред.) глубокой ночью, недалеко от уральского города Алапаевска великую княгиню и девять ее спутников и родственников живыми сбросили в старую шахту. Первой столкнули прикладом в черную яму Елизавету. Она молилась, повторяя: «Господи, прости им, не знают, что делают!» (Из сценария).

Пояснительные вставки, как эпиграфы, предваряют здесь обычные сценические разговоры между детьми, супругами, сестрами-монахинями и другими персонажами, т. е. обычными, нормальными людьми. Но самые последние пояснения ведущих – это уже Гражданская война во всей ее дикости.

Братоубийственная война.

Нет, не так. Хуже. Война, в которой могут убить даже сестер-монахинь, сестер милосердия…

Этот спектакль показывает без прикрас, рассказывает «устами младенцев» весь неприкрытый ужас революции, разрушающей любые устои, и катастрофу следующей за ней непременной Гражданской войны. Как удалось это сделать молодым ребятам и девочкам, повторяю, – непостижимо!

Премьеру телеспектакля «Елизавете, ангелу земному...» посмотрела заслуженный деятель культуры РФ, директор Калужского ТЮЗа В. Н. Визгова. Она высоко оценила работу Театральной студии и режиссера Татьяны Копер: «Вот та женщина, которая сделала это. Для этого нужна душа. Это можно было сделать только душой. Можно поискать в книгах, можно найти информацию, но дотронуться до них, до преподобномучениц, до всех до них, кто жил в том мире революции, кто был стёрт, уничтожен, можно было только душой». Об исполнительнице главной роли – Полине Платовой Валерия Николаевна сказала: «Ангел поцеловал девочку. Полине нужно говорить: "Спасибо, что я до неё, Елизаветы Фёдоровны, дотронулась, а через меня дотронулось столько людей". И надо же: через камеру, через кино, через плёнку неживую – это чудо!»

Отец Дионисий (Добров), по образованию молодой инженер, выучившийся затем на священника и именно в храме нашедший свое призвание служить не только воспитанию, но и возвышению окружающих, говорил мне, что юные актеры, участвовавшие в спектакле, – это самые обычные старшеклассники, которые и повздорить могут, и взрослых не послушаться, и натворить что-то. При этом сказал истинную правду о них: «Это только в спектакле они преображаются, становятся другими».

Но мне тут же захотелось уточнить:

– А, может, становятся самими собой, отец Дионисий?!

Искусство, рассказывающее великую правду о великих людях, помогает юным актерам сбросить шелуху обыденности теперешней неправдивой и неправедной жизни с кривлянием перед объективом гаджета, с высматриванием чего-то все более и более «крутого» в Интернете – понятно, чего ищет незанятый ум на просторах вседозволенности.

Елизавета Федоровна была не только великой княгиней, но и великим человеком. Такие биографии нужно подробно изучать в школе, чтобы это впечатывалось в память детей и не позволяло им занимать свой ум чепухой по соображениям моральной брезгливости. Кстати, слоган телеспектакля, о котором мы рассказали, формулируется так: «Нельзя любить свою страну, не любя, не зная, не уважая её историю, её культуру, её религию. И её героев – тех, кто любил и служил ей до нас». Хорошие слова.

В 2019 году Театральная студия при храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Перемышль Калужской области стала победителем конкурса Фонда Президентских грантов с проектом «Создание исторического телеспектакля "Елизавете, ангелу земному..."».

Посмотрите телеспектакль перемышльской Театральной студии «Полюбила Русь Елизавета…». Не пожалеете!


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

D.
03.02.2022 21:45
Спасибо!
Фильм "Полюбила Русь Елизавета..." :
https://nikatv.ru/news/obshestvo/kaluzhan-prosyat-podderzhat-detskiy-film-prosmotrami

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.