«Полюбила Русь Елизавета…»
Жизнь в Российской империи оказалась для принцессы Эллы, так же, как и для принцессы Аликс, настолько полной событий, что не позавидуешь. Но Элла до последнего старалась управлять своей жизнью и сделала для России, своей новой родины, и для Русского православия столько, сколько сделает не каждый коренной русский. Но хорошо ли мы знаем этих двух немецких принцесс?
Судьба со всей возможной (скорее невозможной!) суровостью обошлась с двумя внучками английской королевы Виктории, родными сестренками Елизаветой (Эллой по-домашнему) и Аликс, принцессами Гессен-Дармштадскими. Хотя сначала, в юности, все складывалось более чем благополучно. На долю младшей, Аликс, будущей императрицы российской Александры Фео́доровны, досталось больше почестей, но в последние минуты жизни – чудовищного ужаса сверх всякой меры. Элла, старшая, вышла замуж в 19 лет за великого князя Сергея Александровича, сына Александра II Освободителя и дядю последнего российского императора Николая II, стала великой княгиней Елизаветой Фео́доровной, а после мученической гибели – преподобномученицей Елисаветой… О ней и пойдет речь.
Молодых венчали дважды: по православному обычаю и по лютеранскому. Детей чете Бог не дал. Через семь лет после свадьбы Елизавета Фёдоровна написала своему отцу, великому герцогу Гессенскому и Прирейнскому Людвигу IV, просьбу о переходе в православную веру: «Я всё время думала и читала, и молилась Богу – указать мне правильный путь – и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином». Так, по своей непреклонной воле, немка с заметными английскими корнями стала православной.
Ее супруг, великий князь Сергей Александрович, как представитель царской семьи в 1891 году был назначен московским генерал-губернатором, и в его ведении оказалось 10 губерний. В правление великого князя в Москве были открыты два первых студенческих общежития при Московском университете, трамвайное движение и Художественно-Общедоступный театр (долго в советское время называвшийся МХАТом, ныне это разделившиеся МХАТ им. М. Горького и МХТ им. А. П. Чехова). Но и мрачных событий при Сергее Александровиче произошло немало. За плохую организацию народных празднеств во время коронации Николая II, завершившихся смертельной давкой со множеством жертв на Ходынском поле, его прозвали в народе «князем Ходынским». Он заметно ужимал права евреев. Был явным антидемократом, выступая даже против конституционных преобразований в империи. Революционеры-радикалы его ненавидели. Как и он их.
Елизавета Федоровна, напротив, старалась преобразовать, смягчить общество. Любое дело сделать просто, если ты одухотворен идеей, ставишь себе конкретные цели и не жалеешь сил – сумела же она, к примеру, в совершенстве овладеть русским языком всего за несколько лет!
На первых порах супругу генерал-губернатора заинтересовало ущемление прав особой категории детей, и она учредила Елисаветинское благотворительное общество для того, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский воспитательный дом». Она возглавила Дамский комитет Красного креста. Когда в 1904 году началась Русско-японская война, великая княгиня организовала сбор всевозможных средств для помощи русским воинам.
Но радикалов, террористов Елизавета Федоровна ненавидела, как и муж. И действовала! В начале ХХ века был убит выстрелом в упор министр внутренних дел Российской империи Д. С. Сипягин. Террориста схватили, он был казнен. Но Елизавета Федоровна написала императору Николаю II по следам события гневное письмо с обоснованным предупреждением: «Необходимо сделать все, чтобы не допустить превращения их в героев… нечего жалеть тех, кто сам никого не жалеет».
Парадокс истории: наша героиня невольно, сама того не желая, предсказала долгую и славную посмертную судьбу эсеру-террористу, 27-летнему Ивану Каляеву, который 4 февраля 1905 года убил ее мужа Сергея Александровича.
Да хуже того: разорвал в клочки взрывом бомбы тело того, кто к тому времени уже месяц, как покинул пост генерал-губернатора, и смертельно ранил его кучера. Крайне неприятно, что название «Каляевская» десятилетиями носила одна из центральных улиц Москвы – ныне вновь Долгоруковская.
И вновь парадокс. Невозможно представить внутренние метания Елизаветы Федоровны между юридической справедливостью смертного приговора Каляеву и православной сущностью ее души. Христианство победило. Она не только побывала в тюрьме у убийцы и подарила ему «Евангелие», но и обратилась к Николаю II с прошением помиловать приговоренного к смертной казни. Император не внял.
Ее обыденная жизнь закончилась. Елизавета Федоровна, как положено, вернула царскому дому романовские драгоценности, продала свои собственные брильянты и на эти деньги основала Марфо-Мариинскую обитель, не совсем монастырь, а скорее, освященное именем Божиим благотворительное учреждение, которое сама и возглавила.
Сестры обители помогали беднякам в трудоустройстве и заботе о малолетних детях, лечили, утешали. Во время Первой мировой войны великая княгиня лично участвовала в работе по проектированию и строительству в Москве первого в России протезного завода, который действует до сих пор.
Кроме того, она боролась и за то, чтобы православные женщины могли занимать в церкви хотя бы мало-мальски значимые «штатные» должности, как это ныне свободно практикуется в западных христианских церквах (напомню, что дальняя родственница великой княгини, ныне правящая королева Великобритании Елизавета II несмотря на свой пол является главой Англиканской церкви). Но Николай не пошел на это.
И наступил 1917-й… Потом 18-й… Изготовились чекисты и бравые латышские стрелки…
Конец Елизаветы Федоровны – такая душераздирающая история, что рука не поднимается, чтобы описывать это. …
Спустя почти три года после мученической кончины ее мощи и мощи ее соратницы, помощницы и со-жертвы сестры Варвары (Яковлевой), извлеченные из заброшенной шахты, были погребены на Святой земле, куда их доставили из Пермской губернии, с места гибели, с превеликим трудом.
В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара были причислены к лику святых (за 11 лет до этого они были канонизированы Русской православной церковью за границей).
…И вот – наши дни, бывший средневековый город, а ныне село Перемышль под Калугой. Некоторое время назад дети-старшеклассники, участники Театральной студии при приходе перемышльского храма Рождества Пресвятой Богородицы, создали под руководством режиссера Татьяны Копер исторический спектакль «Елизавете, ангелу земному…».
«Кажется, получилось!» – так увидели результаты своего труда и себя в нем юные актеры вместе с любимым режиссером и зрителями, жителями всех окрестных деревень и более продвинутыми калужскими театралами, и решили запечатлеть обычный спектакль с помощью профессиональной телекамеры оператора Сергея Волкоедова.
«Хочу поделиться с Вами радостью: завершён очень важный для нашего прихода проект – телеспектакль, посвящённый преподобномученице Елизавете Фёдоровне Романовой, – сообщил нашей редакции интернет-газеты «Столетие.ру», настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы иерей о. Дионисий (Добров). – В связи с эпидемией COVID-19 работа над проектом затянулась, но сейчас она закончена. Результатом стал 43-минутный телефильм, рассказывающий историю немецкой принцессы, воспитывавшейся при дворе своей бабушки, английской королевы Виктории, а спустя несколько лет искренне полюбившей не только своего русского мужа, но и Россию, и оставшейся верной своей большой любви даже ценой собственной жизни».
…Телефильм содержит восемь игровых новелл, разделённых информационными блоками с демонстрацией исторических картин, фотографий, документов. Это скорее инсценировка биографии. Известно, что жизнь немногих, избранных волей судьбы людей представляет собой непридуманные романы, в которых ничего додумывать не надо. Исполняя такой «байопик» (термин пока не очень привычный, поэтому ставлю его в кавычки), где волей-неволей играешь биографию реального деятеля, надо попытаться подняться на моральный уровень героя.
Детям это сделать непросто. Но ЭТИ дети – сделали. В их безыскусной игре сквозит недоумение перед жестокостью отдельных взрослых и истории в целом. И неподдельное удивление перед высотой духа великой княгини, сумевшей из немецкой принцессы стать истинной русской героиней:
« Не имея ни капли русской крови, она полюбила Россию всем сердцем и прошла по русской земле, как светлый луч добра и милосердия, истово служа новому Отечеству до смертного часа, до последнего вздоха, до своей трагической гибели. Современники называли её "Небочеловеком", "Белым ангелом Москвы"»…
Звучит вокализ «Нежность» Сергея Рахманинова». (Из сценария).
И далее:
«Небо на плечи упало
Дюжиной каменных плит –
Страшно в месиве алом
Крестик Сергея блестит.
Молча, без крика и слез, Елизавета на коленях собирала то, что осталось от того, кого она так любила. Солдаты принесли носилки, положили на них останки великого князя и прикрыли шинелью. Носилки отнесли в церковь Чудова монастыря и поставили перед амвоном храма. Елизавета Федоровна встала на колени рядом с ним, и, павши ниц, простояла так всю заупокойную службу. Звонили колокола, неслось ввысь панихидное пение молящихся». (Из сценария).
А вот это – то самое, страшное:
«После заключения Брест-Литовского мира немецкое правительство добилось согласия советской власти на вывоз Елизаветы Фёдоровны за границу. Это был последний шанс на спасение. Посол Германии граф Мирбах два раза добивался приёма у Елизаветы Фёдоровны. Она не приняла его…»
…Ведущие: 18 июля 1918 года (читатель хорошо помнит эту дату – день расстрела царской семьи в другой местности Урала. Вот какая чудовищная согласованность! – Ред.) глубокой ночью, недалеко от уральского города Алапаевска великую княгиню и девять ее спутников и родственников живыми сбросили в старую шахту. Первой столкнули прикладом в черную яму Елизавету. Она молилась, повторяя: «Господи, прости им, не знают, что делают!» (Из сценария).
Пояснительные вставки, как эпиграфы, предваряют здесь обычные сценические разговоры между детьми, супругами, сестрами-монахинями и другими персонажами, т. е. обычными, нормальными людьми. Но самые последние пояснения ведущих – это уже Гражданская война во всей ее дикости.
Братоубийственная война.
Нет, не так. Хуже. Война, в которой могут убить даже сестер-монахинь, сестер милосердия…
Этот спектакль показывает без прикрас, рассказывает «устами младенцев» весь неприкрытый ужас революции, разрушающей любые устои, и катастрофу следующей за ней непременной Гражданской войны. Как удалось это сделать молодым ребятам и девочкам, повторяю, – непостижимо!
Премьеру телеспектакля «Елизавете, ангелу земному...» посмотрела заслуженный деятель культуры РФ, директор Калужского ТЮЗа В. Н. Визгова. Она высоко оценила работу Театральной студии и режиссера Татьяны Копер: «Вот та женщина, которая сделала это. Для этого нужна душа. Это можно было сделать только душой. Можно поискать в книгах, можно найти информацию, но дотронуться до них, до преподобномучениц, до всех до них, кто жил в том мире революции, кто был стёрт, уничтожен, можно было только душой». Об исполнительнице главной роли – Полине Платовой Валерия Николаевна сказала: «Ангел поцеловал девочку. Полине нужно говорить: "Спасибо, что я до неё, Елизаветы Фёдоровны, дотронулась, а через меня дотронулось столько людей". И надо же: через камеру, через кино, через плёнку неживую – это чудо!»
Отец Дионисий (Добров), по образованию молодой инженер, выучившийся затем на священника и именно в храме нашедший свое призвание служить не только воспитанию, но и возвышению окружающих, говорил мне, что юные актеры, участвовавшие в спектакле, – это самые обычные старшеклассники, которые и повздорить могут, и взрослых не послушаться, и натворить что-то. При этом сказал истинную правду о них: «Это только в спектакле они преображаются, становятся другими».
Но мне тут же захотелось уточнить:
– А, может, становятся самими собой, отец Дионисий?!
Искусство, рассказывающее великую правду о великих людях, помогает юным актерам сбросить шелуху обыденности теперешней неправдивой и неправедной жизни с кривлянием перед объективом гаджета, с высматриванием чего-то все более и более «крутого» в Интернете – понятно, чего ищет незанятый ум на просторах вседозволенности.
Елизавета Федоровна была не только великой княгиней, но и великим человеком. Такие биографии нужно подробно изучать в школе, чтобы это впечатывалось в память детей и не позволяло им занимать свой ум чепухой по соображениям моральной брезгливости. Кстати, слоган телеспектакля, о котором мы рассказали, формулируется так: «Нельзя любить свою страну, не любя, не зная, не уважая её историю, её культуру, её религию. И её героев – тех, кто любил и служил ей до нас». Хорошие слова.
В 2019 году Театральная студия при храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Перемышль Калужской области стала победителем конкурса Фонда Президентских грантов с проектом «Создание исторического телеспектакля "Елизавете, ангелу земному..."».
Посмотрите телеспектакль перемышльской Театральной студии «Полюбила Русь Елизавета…». Не пожалеете!
?>