Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Отец Александр: «Этот мир дан нам для возделывания»

Отец Александр: «Этот мир дан нам для возделывания»

Как приходской киноклуб стал культурным центром заволжской глубинки
Наталья Дегтярёва
27.09.2021
Отец Александр: «Этот мир дан нам для возделывания»

«Хорошее растёт медленно и требует большого усилия. Тот, кто занимается огородничеством или садоводством, знает: для того, чтобы вырастить баклажан или яблоню, нужно столько сил, столько времени, а чтобы выросла амброзия ̶ двухметровый сорняк, вообще никаких усилий не требуется, просто перестань возделывать почву и эта амброзия так вымахает, что потом трактором корчевать будешь. Так и с человеческой душой», ̶ убеждён настоятель новоузенского храма во имя святой великомученицы Екатерины протоиерей Александр Милованов.

Восемнадцать лет назад отец Александр впервые приехал в Новоузенск нести духовную службу в этом заволжском городке на самом краю не только Саратовской области, но и России (до Москвы – тысяча с лишним километров, до границы с Казахстаном – полчаса езды). Единственный новоузенский православный храм располагался тогда в переданном общине историческом, почти столетнем аварийном деревянном здании городской библиотеки. И хотя к моменту приезда отца Александра оно уже было укреплено, обложено кирпичом и к нему была пристроена колокольня, но в целом храм находился в плачевном состоянии. И двадцатишестилетнему священнику пришлось принять на себя обязанности и прораба, и завхоза: навешивать двери, перекрывать крышу, обустраивать подворье, расположенное в самом центре городского парка…

Помощники в обустройстве прихода нашлись: старые горожане ещё хорошо помнили, как в конце тридцатых годов прошлого столетия разобрали на стройматериалы гордость города – красавец собор Покрова Пресвятой Богородицы, полвека после этого в городе храма не было.

Целое поколение выросло, пока не создали в Новоузенске в конце девяностых приход и не начали проводить службы – сначала в выкупленном епархией частном доме, а потом в этом, выделенном городом историческом здании. Так в совместных делах и молитвах собиралось и объединялось приходское сообщество.

Среди всех приходских дел особое старание и рвение отец Александр уделял воскресной школе. Несколько лет спустя на официальном портале Новоузенской администрации начнут появляться такие объявления: «Школа радости» при храме вмц. Екатерины приглашает ребят и родителей на детский Рождественский бал, который состоится 7 января в 11.00, в здании духовно-просветительского центра (старый храм, Новоузенск, ул. Пролетарская, 10). Для создания праздничной атмосферы желательно, чтобы гости (в том числе и родители) были в бальных (праздничных) нарядах и удобной обуви. Вход бесплатный».

Такие пользующиеся большой популярностью у прихожан мероприятия стали проводиться позже, а в начале – помочь ему в ответственном деле, в работе с самым младшим поколением новоузенцев молодой батюшка попросил опытного педагога, учительницу математики Валентину Ивановну Асоскову.

«Я не была ещё в то время глубоко воцерквлённым человеком, ̶ рассказывает Валентина Ивановна. ̶ Лишь незадолго до этого начала ходить в храм, да и то скорее для того, чтобы найти успокоение своей душе, перенёсшей страшное горе, а не для того, чтобы постичь глубину веры.

А отец Александр словно понял, что мне для крепости духа дело нужно, и попросил: вы, говорит, педагог с большим опытом, мудрый человек, помогите. Ну как тут откажешь! И стала я под руководством батюшки постигать веру вместе с ребятишками.

Вместе учили церковнославянский, чтобы читать молитвы. Вместе обсуждали детские православные книги, собирали школьную библиотеку. Изучали историю и сущность религиозных праздников, устраивали праздники для себя и для родителей. Я и преподавателей Дома детского творчества упросила помогать ставить спектакли с нашими учениками, и педагогов школы искусств уговорила проводить занятия пения в воскресной школе. Все помогали. И как наши дети пели на клиросе! Заслушаешься! А вслед за детьми в храм начали всё чаще приходить и их родители».

Как мама двух дочек и как преподаватель Дома творчества пришла в воскресную школу и её нынешний директор Юлия Антоновна Титова. «Бывают такие моменты: работаешь, работаешь, а каких-то выдающихся, видимых результатов не видишь, порой даже руки начинают опускаться. И вдруг именно в этот момент присылает тебе сообщение бывшая наша воспитанница, девочка, которая окончила школу и живет теперь где-то в Керчи или в Питере. И она пишет: "Юлия Антоновна, а помните, мы спектакль ставили (или куда-то ездили)? Знаете, мне так этот опыт сейчас пригодился!"

Одно время много в воскресной школе было различных кружков, дети действительно многому здесь учились, приобретали опыт общения а, главное, духовный опыт. Я за ними слежу. Удивительно, но они сразу же, выйдя из школы, покинув Новоузенск для продолжения образования, в поисках работы, оказались очень востребованы, потому что, я уверена, они умеют слушать людей и откликаться на их нужды.

И этот очень дорогой опыт приобретён ими, я считаю, в воскресной школе»

Педагоги, преподававшие в воскресной школе, постигали основы православной веры, а бывший офицер, выпускник семинарии протоиерей Александр Милованов тем временем изучал педагогику и получал диплом о высшем педагогическом образовании, а затем закончил магистратуру философского факультета Саратовского государственного университета. И сегодня отец Александр не только настоятель прихода храма во имя великомученицы Екатерины, но ещё и – как бы это странно ни звучало – педагог дополнительного образования Новоузенского агротехнического техникума. Будущие ветеринары, автомеханики, повара еженедельно занимаются вместе с ним очень непривычным для них делом –смотрят и учатся обсуждать серьёзные некоммерческие фильмы, художественные и документальные. А в семейном приходском киноклубе «Единение» батюшка обсуждает с прихожанами православные фильмы.

Почему именно кино, причём кино некоммерческое, в том числе и документальное, не пользующееся, скажем прямо, особой популярностью у нынешней молодёжи сельский священник и педагог выбрал как повод для откровенного общения с молодым поколением? Отец Александр объясняет это так:

«Слово "культура" по своему происхождению означает то же самое, что означает и слово "культ" – возделываю, украшаю. Флоренский писал: "Большинство культур, сообразно своей этимологии (cultura есть то, что имеет развиваться из cultus), было именно прорастанием зерна религии, горчичным деревом, разросшимся из семени веры"».

«Этот мир дан нам для возделывания», – говорю я всегда, общаясь со своими прихожанами и студентами. Человеку Богом даётся талант, чтобы он прославлял Творца. Прославлял через разные сферы деятельности. Кто-то может прекрасно приготовить, и мы его благодарим, потому что, благодаря ему, прикасаемся к эстетике кулинарного искусства. Кто-то снимает фильм, заставляющий каждого задуматься о той или иной проблеме, ведь кино очень часто опосредованно говорит о тебе самом, показывая и пороки, и добродетели ставит тебя перед выбором: «А как бы ты поступил на месте героя?» Я остерегаюсь задавать своим студентам, воспитанникам воскресной школы, молодым прихожанам вопросы очевидные, по самой ситуации требующие однозначные и очевидные ответы. Нет. Людям, особенно людям молодым, духовно развивающимся, стоит задавать вопросы, требующие размышления, и помогать им искать в окружающем мире, а ещё больше – в своей душе те ответы, которые подсказывает им их совесть, сознание. Для меня всегда важно, чтобы после встречи, после совместного обсуждения фильма мои учащиеся, собеседники несли сделанные нравственные выводы в повседневную жизнь. И киноклуб для меня является неким средством для достижения этой цели», – замечает о. Александр.

Киноклуб – это площадка, где люди учатся размышлять, сопереживать, сострадать. Наша встреча с отцом Александром состоялось именно в связи с этой его кропотливой работой. Благодаря документальному кино мы с ним познакомились.

Восемнадцать лет назад саратовская журналистка, главный редактор Нижневолжской студии кинохроники Татьяна Зорина загорелась идеей проведения в Саратове – культурном центре Поволжья – фестиваля документальных фильмов. «Пусть это будет жанр документальной мелодрамы, – предложила она коллегам. – На конкурс будем принимать только фильмы, снятые как документ человеческой души. Это должна быть именно драма личности, познающей мир через сомнения, страдания, душевные, нравственные открытия. Эти фильмы могут быть и о жизни обычного человека, и о серьезных, общественно значимых явлениях и событиях, но при этом обязательно – по условиям жанра – должны проходить через душу героев и обращаться именно к душе зрителя, задевать его чувства, волновать до слёз, через сострадания заставлять задуматься о себе и мире. А назовем мы наш фестиваль "Саратовские страдания"».

В середине сентября этого года в Саратове проходил уже восемнадцатый Международный кинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания». И до сих пор он остаётся единственным в мире фестивалем документальной мелодрамы.

В конкурсном показе участвовали ленты из 24-х стран мира – 83 документальных фильма, обращённых к душе зрителя. Просмотр фильмов и иные мероприятия фестиваля проходили в течение недели на разных площадках, самая удалённая из которых находилась почти в трёхстах километрах от Саратова: короткометражные фильмы конкурсной программы «Коротко» смотрели и оценивали члены семейного приходского киноклуба «Единение» города Новоузенска. Программу представлял настоятель прихода храма во имя святой великомученицы Екатерины протоиерей Александр Милованов.

На просмотр были приглашены студенты и преподаватели техникума, школьные педагоги и обычные прихожане. Люди ̶ совсем молодые и в возрасте. Отец Александр очень волновался перед показом. Не начнут ли уходить зрители со столь непривычных для них картин? Как будет воспринята в интерьере воскресной школы пятиминутная лента «Картины по номерам», в которой без единого слова австралийский режиссер Радейя Джегатева трансформирует шесть шедевров мирового изобразительного искусства – и вот уже перед зрителями современные коллажи, олицетворяющие смертные грехи? Поймут ли зрители, что хотел сказать автор данной короткометражкой? А как оценят историю молодого жителя провинциального российского города – героя фильма Софьи Левкиной «Мой друг Сашка», неприкаянно мечущегося в поисках самого себя и бросающегося из стороны в сторону: то в Москву, то в компанию собутыльников, то в монастырь с надеждой на обретение душевного покоя? Осудят? Посочувствуют? Поймут? Как примут другие фильмы? Что вынесут зрители из просмотра?          

Отец Александр волновался совершенно зря. О таком внимательном, сопереживающем, думающем зрительном зале могут только мечтать создатели модных блокбастеров. После каждой ленты он предлагал зрителям высказаться, и они с готовностью говорили о фильме, рассуждали, проводили параллели с собственной жизнью, порой не скрывая слёз.

«Это фильм про меня, это просто всё про меня…» , –повторяла и повторяла одна из зрительниц батюшке, имея ввиду коротенькую историю маленькой девочки, общающейся со своей уехавшей за границу мамой только по телефону. Лента «Приезжай к нам в гости, мама» режиссёра Анны Артемьевой – всего двенадцать минут, в кадре только маленькая девочка, не выпускающая ни на минуту из рук телефона и её мама на экране мобильника, а столько тоски, столько переживаний у зрителей! Страдания на экране и сострадания в зале…

Позже мы сидим и разговариваем с отцом Александром в опустевшем классе воскресной приходской школы, и он печалится: «Был в начале прошлого века Новоузенск процветающим городом, самым крупным в Заволжье торговым и культурным центром. Населением прирастал год от года. А сейчас что? Из города, имеющего замечательную славную историю, но не имеющего ныне градообразующих предприятий, катастрофическими темпами уезжает молодёжь. И ничего с этим поделать невозможно. Я на вокзале проповедую. Молодые люди, дети приходят в храм. Начинают понемногу приобщаться. А год-два, и они уезжают. Совсем. В другое место, в другую жизнь. Я сажаю семечко, чтобы никогда не вкусить плода дерева, но оно обязательно прорастет», – размышляет отец Александр, а его все время перебивают сигналы приходящих на телефон сообщений. Это пишут благодарные участники просмотра.

«Меня радует, – продолжает он, – что в последние годы горожане совсем по-иному, чем раньше, реагируют и на меня как на священника, и на церковь, и на дела, которые происходят вокруг церкви, в нашем приходе. Общество меняется, общество всё больше идёт нам навстречу. Мы живём в нашем городе, только опираясь друг на друга…»

Отец Александр с увлечением начинает рассказывать о своём городе, о том, какой замечательный праздник «Уездный самовар» решили они с прихожанами провести на приходском подворье на Рождество Пресвятой Богородицы, в честь 120-летия освещения ныне утраченного собора Покрова Пресвятой Богородицы. На его месте несколько лет назад и построен их новый храм во имя святой великомученицы Екатерины. И мы продолжаем нашу тихую беседу о духовности и нравственности, которые невозможно воспитывать, не сохраняя родные места, родную историю и не научая людей осознавать движения собственной души и сопереживанию другим душам.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..