Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
На духовной передовой

На духовной передовой

Сельский батюшка оставил свой приход и отправился в Донбасс окормлять русское воинство
Сергей Иващенко
11.10.2022
На духовной передовой

Протоиерея отца Петра Гриценко я знаю лет десять. Познакомился с батюшкой, когда приезжал к нему в село Высоцкое как корреспондент, чтобы рассказать о его доме милосердия «Архангельский глас»…

Отец Петр открыл тогда в селе Высоцком интернат для пожилых людей, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию, когда от них отвернулись дети и родственники, а в государственных учреждениях им по разным причинам не нашлось места. Отцу Петру пришлось выдержать сопротивление чиновников, которые пытались закрыть богадельню. Не потому, что там были плохие бытовые условия или неподобающее отношение к старикам, а так, на всякий случай, чтобы чего не вышло. У отца Петра все вышло, как надо. Центр милосердия «Архангельский глас» продолжает свою благородную миссию и по сей день. С тех пор мы периодически общаемся, а благодаря соцсетям, где отец Петр ведет активную миссионерскую деятельность, я нахожусь в курсе всех его богоугодных деяний.


Мир не без добрых людей

На основные православные праздники отец Петр публикует в соцесятх небольшие проповеди, так сказать, на тему дня – почему церковь чтит именно этот день, этого святого и т.п. Сказать, что батюшка выдающийся оратор, не могу. Он и запнуться может, подбирая нужное слово, и грамматическую ошибку допустить, излагая свои мысли в письменной форме. Но эти промахи не вызывают никакой досады. Как говорил Пушкин: «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю». В этом несовершенстве как раз и проявляется самобытность, естественность, которая гораздо симпатичней рафинированной правильности, за которой часто может скрываться неискренность. Я, кстати, общался со священниками, которые теоретически были, может, образованней отца Петра. А вот за душу их речи не брали. А батюшка Петр говорит просто, но пробирает до самых глубин.

Он сам – от земли. Сын сельского священника, который своими силами построил храм в селе Рагули, и все дядья у отца Петра тоже сельские священники. Такие люди сильны делами, а не словами.

Свои проповеди отец Петр записывал или на фоне храма Архангела Михаила, который является одним из старейших деревянных храмов Ставрополья (он был 20 лет его настоятелем), или перед небольшой церквушкой из грубого камня в селе Ореховка. Вот ее-то, по примеру своего отца, батюшка Петр строил своим силами. Он привлек в помощники некогда не шибко верующего бывшего спецназовца Сергея Абраменко, который стал активным прихожанином и помощником отцу Петру в строительных делах. Фактически Сергей построил эту церквушку своими руками, используя камень, оставшийся от кошары. Отец Петр, как прораб, добывал все необходимое, находил финансы, Сергей – строил.

И кому храм расписать, отец Петр тоже нашел, предложив потрудиться во славу Божию московским художникам, один из которых – уроженец Высоцкого. И финансами ему помогали предприниматели, тоже выходцы из Высоцкого, Ореховки.

У отца Петра есть удивительное свойство – заражать своими идеями нужных людей, делая их союзниками.


«Будущее России – это мы»

Отец Петр организовал на окраине Высоцкого фестиваль казачьей и православной молодежи «Будущее России – это мы», который удалось провести трижды, пока не вмешался ковид. Интереснейшее мероприятие. На него съезжаются дети разных возрастов, в основном из сельских школ. Это ребята, занимающиеся в казачьих классах, и просто дети, которым близка наша традиционная культура, которые под руководством наставников изучают нашу историю, готовят себя к службе в армии.

На одном из таких слетов мне посчастливилось побывать. Прекрасная атмосфера дружбы, состязательности, любви к Отечеству!

Помню, когда ехал на слет, поспорил немного с предпринимателем Володей, который как раз принадлежит к когорте тех самых добрых людей, любящих свое Отечество. Володя, воспитывающий своих детей в скромности, любви к русской культуре, сокрушался, что современная молодежь заражена западной масс-культурой, не знает своей истории и если случится война, вряд ли пойдет защищать свою Родину, как это делали их предки. Я утверждал, что Володя слишком строг в суждениях, несмотря на то, что, конечно, проблема есть. То, что увидел на фестивале, свидетельствовало в мою пользу. Дух нравственной чистоты, гордости за принадлежность к русскому миру витал над поляной. Таких положительных эмоций я давно не испытывал.

На слет по приглашению отца Петра приехал писатель Захар Прилепин, который тогда служил в армии ДНР, певица Юлий Чичерина, известная своей патриотической позицией и поддержкой народа Донбасса. Захар привез большую группу детей из Новороссии, которую сопровождали ополченцы.

Среди них мне запомнился уже немолодой казак, с позывным Кубань. Как сказал мне Прилепин, это глубоко верующий человек, с первых дней после переворота в Киеве, участвующий в защите людей в Донбассе.

Наш мир ни под кем не прогнется.
Мы будем стоять на передовой,
Мы дождемся, пока взойдет солнце.

Ребята из школьного ансамбля пели эту песню вместе с Юлией Чичериной. Кто бы мог подумать, что через четыре года эти слова станут так актуальны, а мой спор с Володей из умозрительного станет злободневным?

Думаю, что я был все же ближе к истине. Да, некоторые побежали, позорно штурмуя границы «этой страны», но тех, кто готов встать за Родину, гораздо больше. Возможно, кто-то из старших участников того слета, уже на передовой?


За други своя

Этим летом в день памяти святых равноапостольных Петра и Павла отец Петр выложил свой очередной ролик. И вдруг слышу.

– Это моя последняя служба в нашем приходе, – заявил батюшка, – владыка Кирилл, митрополит наш, благословил меня на служение в Донбассе. Не скажу, что я рвался туда, хотя вы знаете, что мы много лет возили детям Донбасса подарки на Рождество и Пасху, но и отказываться не стал. Значит, так угодно Господу.

Говоря эти слова, отец Петр еле сдерживал слезы, а многие женщины открыто плакали, и даже Сергей Абраменко, украдкой утирал слезу. 20 лет батюшка служил в храме Архангела Михаила, построил дом милосердия, ему удалось объединить людей на основе самых высоких духовных ценностей. Я это говорю не ради красивого словца. Я общался со многими жителями Высоцкого разных возрастов. После этих встреч всегда ощущал душевный подъем. Нормальная мы страна, у нас много хороших людей, и нам по плечу любые испытания!

Батюшка попросил своих прихожан не печалиться. Тем более, что уезжает не навсегда. Будет наведываться в село. В Высоцком остается его семья, матушка Ольга и пять его дочерей-красавиц, которые будут ждать батюшку и молиться за его здравие. Матушка Ольга берет на себя заботу о доме милосердия.

Свое служение в Донбассе отцу Петру пришлось начинать с печального ритуала. Погиб Кубань, которого отец Петр считал своим другом. Вместе с другими священниками он отслужил панихиду по убиенному воину Андрею.

В Донбассе отец Петр служит в передвижной церкви. Вместе с другими священниками выезжает на передовую, беседует с воинами, поддерживает их, словом, делает тяжелую, но такую необходимую работу военного священника.

Вот он вручает бойцам красные стяги с ликом Спаса, раздает крестики. Берут все – и те, кто привычно крестится, и те, для кого это совсем новое ощущение. Лица у бойцов серьезные, видно, что для них это не рядовое событие. Давно замечено, что на войне не бывает атеистов.

А вот ролик, снятый кем-то из товарищей отца Петра. Батюшка беседует с бойцом, у которого сдали нервы.

– Надо успокоиться, брат, все будет хорошо. Семья у тебя есть? Ну, вот видишь, есть, кому молиться за тебя. А тебе есть, ради чего жить. Успокойся, Господь милостив, он тебя не оставит, – и дружески похлопывает парня по плечу.

Вместе с другими батюшками отец Петр окропляет святой водой военную технику, тут же беседует с бойцами, раздает им молитвенные пояса, которые солдаты почитают за обереги. Вот парень с узким разрезом глаз.

– Ты у нас буддист? Православный? – так и не услышав толком ответа, смеется, обнимает парня и окропляет святой водой, – храни тебя Господь.

Военные дороги небезопасны. На одном из видео, пока отец Петр рассказывал, где и куда едут, раздался грохот взрыва, и ветровое стекло уазика «Патриот» посекло осколками.

Наконец, долгожданная поездка домой на побывку. Но отец Петр едет не один. В салоне машины семь пожилых людей. Это те, кто остался один в Мариуполе, Волновахе, и о них некому заботиться.

– Кто тут у нас самый старший, а младшенький кто? – интересуется священник.

Оказывается, что старшей под 90, а младшенькой под 80. У всех похожие истории: или близкие погибли, или уехали в Россию, оставив своих стариков, так как не ходячие, мороки с ними…

Отец Петр слушает, не осуждает.

– Потерпите, путь дальний, еще часов семь ехать. Вас уже ждут в нашем доме милосердия, «Архангельский глас» называется. Там тепло, уютно, хорошо будете жить, беды ваши закончатся. Спаси вас Господи…


Фото автора и из архива отца Петра

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..