Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Колокол Андрея Тарковского

Колокол Андрея Тарковского

2017-й – год памяти великого кинорежиссера
Нина Катаева
08.08.2017
Колокол Андрея Тарковского

Выставка «Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский», посвященная 50-летию фильма «Андрей Рублев», 85-летию режиссера Андрея Тарковского и 80-летию художника Дмитрия Плавинского, в Новом Пространстве Театра Наций продлена до конца августа. Интерес посетителей не угасает – памятник Андрею Тарковскому, открытый 29 июля в Суздале, на месте съемок фильма «Андрей Рублев», и ретроспектива фильмов классика, которая начнется в музее с 22 августа, лишь подогревают его.

Дмитрия Плавинского (28.04.37-1.09.12), одного из лучших мастеров московского «неофициального искусства», знаменитого нонконформиста-шестидесятника, по внутренним ощущениям искусствоведы сравнивают с Тарковским. Говорят об его отстраненности, которая «сближает с иконописцами».

Все же на этой выставке акцент на Андрея Тарковского – с его двумя юбилеями. Полвека «Андрею Рублеву» отмечают в подвале музея. Говорят, Ирма Рауш-Тарковская, первая жена режиссера, сама сыгравшая в картине, человек очень сдержанный, увидев выставку, сказала – «Кто-то должен был это сделать». Удивительное зрелище, аж до мурашек на коже.

Вы спускаетесь, и первое, что видите в полуосвещенном пространстве, – на выезжающем на вас экране две фигуры по разные стороны от кинокамеры. Андрей Тарковский и оператор Вадим Юсов. Впечатление такое, что они даже пошевеливаются и сейчас начнут отдавать команды массовке. Еще один экран посвящен прологу с полетом над землей. Человек забирается на храм и летит на чем-то похожем на воздушный шар. Поначалу, рассказывает экскурсовод, Тарковский хотел начать фильм со сцены Куликовской битвы, где поле было усеяно трупами погибших. Камера наезжала на умирающего русского воина, а потом показывала татарина, приближающегося на лошади. Зритель думал, что татарин жив, и он – победитель, но через минуту понимал, что тот насмерть пронзен стрелой… То есть фильм начинался с картины тотальной смерти.

Тарковский отказался от этого и снял пролог, в котором человек летит. Он погибает, но перед этим летит. «В сущности, фильм «Андрей Рублев» о художнике, который испытывает чувство полета, ощущая свою гениальность, связь с Богом, отрыв от всего земного, – говорит Зоя Кошелева. – Он способен рассказать людям о чем-то важном, и это – главное».

А дальше ваш путь лежит по кирпичным закоулкам среди восьми больших экранов, расположенных под разными углами друг к другу. На каждом покажут какую-либо часть фильма, но не отрывок, а кульминацию сцены, которая незаметно перейдет к рабочему моменту. К каждой части фильма подобраны фотографии со съемочной площадки, имеющие отношение именно к ней. Из них сделан маленький фильм, в котором вы одновременно погружаетесь в пространство картины и рабочий процесс.

Кроме того, в отсеках увидите большие фотографии Тарковского - с его изречениями, например: «Для меня кино – это занятие нравственное, а не профессиональное», «Творчество – это отрицание смерти». Уверяю, эффект присутствия мастера в этот момент в одном с вами пространстве достигнут.

Также увидите фотоувеличения из архива музея – отрывок из главной теоретической работы Тарковского «Запечатленное время» – с его правкой в журнале «Искусство кино». Работа, к сожалению, до сих пор не издана на русском, хотя за рубежом вышла уже на десятке языков. Сцена Куликовской битвы, монтажные черновики, сделанные рукой мастера, увеличенное брейгелевское распятие – все это поможет вашему «полному погружению».

Самый печальный экспонат – выдержки из худсоветов, на которых чиновники советуют Тарковскому «улучшить» фильм. Все их речи на полстены оформители написали в одно слово с маленькой буквы, текст постоянно звучит в монотонном чтении Анатолия Белого. Ответом – написанная рукой Тарковского фраза – «Нет слов, чтобы выразить то чувство затравленности и безысходности, причиной которого явился этот нелепый список поправок, призванный разрушить все то, что мы создали». А. Тарковский». Читая эту фразу, задумаешься о многом, и прежде всего о трагической судьбе русского гения.

Для справки. В 1966 году 250-минутная авторская версия «Андрея Рублева» была принята Госкомиссией, но в прокат не вышла. Дальше – те самые худсоветы, после которых в 1967 году появилась версия, известная нам как «Андрей Рублев». На протяжении трех лет картину приглашали на Каннский фестиваль, но советское правительство не считало возможным ее отправить. Тем не менее, копию фильма продали во Францию (выгодно!), и эта прокатная копия в 1969 году была показана вне конкурса на Каннском фестивале и получила приз ФИПРЕССИ. Фильм купили в Америке и в Европе. В СССР прокатное удостоверение выдали лишь в 1971-м: 300 копий (обычно от 1200 до 2000) – шла картина в окраинных кинотеатрах.

Андрей Тарковский: Для меня кино – занятие нравственное

В Суздале, на территории Главного туристического комплекса, открыт первый в мире памятник Андрею Тарковскому. Открытие монумента приурочено к 85-летию кинорежиссера, 50-летию фильма «Андрей Рублев», а также к 40-летию Туристического комплекса «Суздаль», положившего начало развитию туриндустрии страны.

Монумент расположен на берегу реки Каменки вблизи Спасо-Евфимиева монастыря. В этих местах снимали новеллу «Колокол», и скульптор Мария Тихонова запечатлела этот образ в памятнике. Монумент высотой 4,5 метра представляет собой колокольню, на фоне которой изображены три фигуры –самого Андрея Тарковского и двух главных персонажей картины – иконописца Андрея Рублева (его сыграл Анатолий Солоницын) и литейщика Бориски (Николай Бурляев), по наитию отлившего колокол. Вскоре после того, как вышел фильм, Андрей Рублев был прославлен и стал святым.

– Мы открываем первый в мире памятник величайшему режиссеру мирового кинематографа, которого ведущие мастера признавали номером один на планете, – сказал инициатор торжества, народный артист России Николай Бурляев. – Тарковский учился у великого Бергмана, подрастал на его фильмах, ставя с ним в ряд лишь Феллини, Антониони, Куросаву и Бунюэля.

И именно Бергман сказал о нем – «Когда я увидел фильм этого молодого русского режиссера, понял, что у него есть ключи от той тайной комнаты, в которую я хотел бы попасть, но не мог, а он себя чувствовал там, как дома».

Бурляев рассказал, что монумент был задуман в двух ипостасях – как памятник величайшему режиссеру, а также фильму «Андрей Рублев», который входит в десятку лучших в истории кино. Поначалу композицию предполагалось разместить в том самом месте, где снимали новеллу «Колокол», однако в силу разных причин не получилось. Но вышло так, что именно с этого места, где сейчас стоит памятник, Андрей Тарковский и оператор Вадим Юсов присмотрели точку съемки, когда бесконечно разъезжали по Суздалю в поисках натуры.

«Они приехали к этому старообрядческому храму, вышли из машины и оглядели панораму с открывающимся вдали Спасо-Евфимиевым монастырем, – рассказывает Бурляев, – и Андрей Тарковский сказал – «По-моему, там хорошая точка». И они поехали к отдаленному от дороги месту, где потом мы рыли котлован, отливали колокол, возводили конструкцию, с помощью которой поднимали его на звонницу. Именно там мой Бориска падал с обрыва... Не устаю радоваться, что у нас появился памятник режиссеру, на которого до сих пор ориентируются кинематографисты всего мира, а кое-кто и крадет цитаты из его фильмов. И пусть этот памятник станет напоминанием о том, каким может и должен быть российский кинематограф».

Перед тем, как с памятника слетело покрывало, над холмом прозвучало стихотворение поэта Арсения Тарковского «Жизнь, жизнь» – в его записи. Стих о жизни и смерти, о любви, творчестве и бессмертии... «Давай!» –подает знак Бурляев, и под колокольный звон и аплодисменты зрителей взору всех открывается монумент. «Славься, златая держава!» – звучит панегирик в исполнении ансамбля «Благовест». Освящает памятник Благочинный Суздальского округа иеромонах Арсений (Смирнов). За действом внимательно наблюдает игумен Андроник (Трубачев) – доцент Московской духовной академии, директор музея протоиерея Павла Флоренского в Сергиевом Посаде. На торжество приехали: старший сын Андрея Арсеньевича, хирург Арсений Тарковский, дочь Анатолия Солоницына – киновед, директор Центрального музея кино Лариса Солоницына, популярные актеры Александр Панкратов-Черный, Александр Балуев, Борис Токарев, Людмила Гладунко.

«Андрей Рублев» - «икона кинематографа»

– Фильм «Андрей Рублев» не имел успеха в «первый уикенд», с которого современные продюсеры стремятся «собрать все деньги», – рассказал Николай Бурляев, – но прошло 50 лет, и он перекрыл все кассовые рекорды. И сейчас по всему миру увидите на него очереди.

На этом фильме выросли поколения, воцерковились многие люди, он пробудил интерес к истории России. Ведь до Тарковского Андрея Рублева знал узкий круг профессионалов.

Вот почему, надеюсь, наш памятник станет напоминанием кинематографистам, что необходимо тянуться в сторону духовности, даже если делаешь комедию.

Бурляев рассказал, что без участия спонсоров открытие памятника было бы невозможно, и среди первых назвал имена предпринимателя Игоря Найвальта, построившего десятки храмов в России, и директора Главного туристического комплекса в Суздале Олега Жукова. Сообщил, что отказалась от гонорара автор памятника, лауреат Международного Славянского форума изобразительных искусств, скульптор Мария Тихонова. «Для меня этот памятник – как для Бориски колокол, – сказала она. – На протяжении трех лет моя жизнь проходила под покровом рублевской «Троицы», а также в мыслях о героях этого монумента».

Арсений Тарковский от имени всех родственников поблагодарил энтузиастов, Марию Тихонову, в том числе – «за труд, творчество и вдохновение». Лариса Солоницына присоединилась к сыну режиссера, отметив, как часто хорошие идеи не доходят до реализации, а в Суздале все получилось. Александр Панкратов-Черный назвал «Андрея Рублева» «иконой кинематографа» и рассказал, что судьба не раз сводила его с Тарковскими – с самим Андреем Арсеньевичем, с его отцом Арсением Александровичем, с сестрой Мариной. Марина Тарковская была редактором и составителем книги стихов Панкратова-Черного «Хочу сказать», изданной в Петербурге. Актер прочитал стихотворение, которое нравится Марине Арсеньевне, и порадовался за туристов, у которых теперь есть возможность поклониться памяти русского гения. Александр Балуев сказал, что такие памятники объединяют соотечественников, придают сил и веры в завтрашний день.

А Борис Токарев отметил, что «людям, памятники устанавливающим, можно только аплодировать, потому что сегодня немало сталкиваемся с тем, что память стараются уничтожить».

«Колокол в России всегда был символом русской души, воли и несгибаемости, он сообщал о несчастьях, но и звал к победе», - подчеркнул актер. Людмила Гладунко предложила «копить благие дела» и не забывать о подвижничестве, которым всегда славилась русская земля.

И предложила поаплодировать президенту кинофорума «Золотой Витязь» Николаю Бурляеву, инициатору создания памятника.

Бурляев не был бы Бурляевым, если бы не осуществил еще одну акцию: не передал землю с места, где снималась новелла «Колокол», на парижскую могилу Андрея Тарковского на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Он передал мешочек с землей директору Итальянского института культуры в Москве Ольге Страда. Госпожа Страда напомнила, что свою «Ностальгию» Андрей Тарковский снял в Италии, в самом сердце Тосканы, в красивейшем парке Баньо-Виньони. Снял по сценарию великого Тонино Гуэрра, соавтора Феллини и Антониони. Ольга Страда поделилась своими впечатлениями: «В этой картине, как и во всех других, видим сгущение философских смыслов, эстетики и высокого духовного начала. Чтобы понять, как рождались образы картин Тарковского, нужно читать его книгу «Запечатленное время», например, в фильме «Зеркало» он ссылается на картину Леонардо да Винчи «Портрет женщины» и дает понять зрителям, что художнику присуща та мера вечности, которая помогает правильно относиться к постоянно текущему времени».

«Суздаль – не только бриллиант на Золотом кольце России, который в 2024 году встретит 1000-летие, – подытожил зам. губернатора Владимирской области Михаил Колков, – это живые памятники истории, более трехсот на девяти квадратных километрах. И сегодня замечательный ряд прирастает еще одним памятником, соединившим в себе свет мира большого кинематографа с древней культурой белокаменного зодчества. Отныне все туристы, приезжающие в Спасо-Евфимиев монастырь, выходя на берег реки Каменка, будут смотреть в сторону туркомплекса «Суздаль» и видеть, в первую очередь, Колокол Тарковского».

Налюбовавшись памятником, зрители переместились к сцене фестивальной площадки Государственного туркомплекса «Суздаль» и посмотрели фестиваль «Чемодан», посвященный путешественникам всех времен и народов. В программе, в честь 40-летия комплекса, были концертные номера и презентации книг, спектакли, перформансы, арт-инсталляции, огненное шоу и дискотека. Среди главных помощников организаторов – дизайнер Юлия Шакирова, создатели программы «Фазенда» и компания «Zetaland».

Контакты кинематографистов с туркомплексом «Суздаль» имеют давнюю историю, неслучайно Суздаль называют «русским Голливудом».

В древнерусском городе снято около 80 фильмов, среди которых – «Андрей Рублев», «Женитьба Бальзаминова», «Метель», «Царская невеста» «Чародеи», «Братья Карамазовы», «Мой ласковый и нежный зверь», «Петр Великий», «Князь Серебряный», «Сказ про Федота-стрельца».

Снимают историческое кино в Суздале и в наше время – благо, декорации строить не нужно: архитектура и колоритная фактура продолжают работать.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».




Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.