Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Елизавета Федоровна — величайшая бессребреница

Елизавета Федоровна — величайшая бессребреница

Телеканал «Культура» покажет 11 октября документальный фильм «Елизавета»
Валерий Панов
09.10.2020
Елизавета Федоровна — величайшая бессребреница

«Весь жизненный путь великой княгини Елизаветы — это путь абсолютно замечательный, удивительный, который может быть примером для очень многих. А кончина — действительно царственный венец этого пути». Именно так сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем слове в день памяти святой преподобной мученицы, великой княгини Елизаветы в Марфо-Мариинской обители.

Такими светло-скорбными словами Патриарха и завершается фильм. А предваряет их кратким рассказом о тех событиях Екатерина Анисимова. Она говорит, что последний путь Елизаветы Федоровны — из Алапаевска через Читу, Пекин и Палестину — в Иерусалим, где в храме Марии Магдалины пребывают мощи Елизаветы Федоровны... Людмила Куликова, архивист, автор книги о великой княгине, повествует далее: «Вот передо мной находится духовное завещание великой княгини Елизаветы Федоровны. Оно утверждено государем-императором Николаем Александровичем. Елизавета Федоровна завещала, что если умрет в России или за границей, то похоронить ее только в обители, но жизнь распорядилась по-другому».

И снова Екатерина Анисимова: «После того как мы 70 лет не хотели ни вспоминать, ни думать о нашей царской семье, произошло чудо, Елизавета Федоровна вернулась. По благословению зарубежного синода частица мощей была передана Русской православной церкви. По прибытии Елизаветы Федоровны в Москву из Святой земли мы понимаем, что завет, то завещание, которое оставила Елизавета Федоровна, мы исполнили», — произносит Екатерина Анисимова и умолкает. И ни намека на то, что ее трудами также была восстановлена Марфо-Мариинская обитель. И не только она. Мало кому известно, что ее благотворительная деятельность коснулась многих храмов и монастырей России.

Фильм «Елизавета», надо сказать, заметно отличается от всех предыдущих, снятых по сценариям Елены Чавчавадзе. Их несколько десятков, посвященных трагическому периоду истории России начала XX в. Они повествуют о самых острых моментах нашего прошлого, самых мрачных преступлениях богоборцев. Это расследования с невероятной, но при этом сугубо документальной интригой

Здесь же как будто идет спокойное, рассудительное повествование о России, о тех, кто правил ею тогда... А в центре повествования — судьба великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, урожденной принцессы Гессенского герцогства.

В самом начале Анна Громова, по сути, скрепляющая своими комментариями фрагменты фильма в один сюжет, разноплановый и разнообразный, находясь в столице небольшого немецкого государства Гессен-Дармштадт, рассказывает: «В 14 лет она (Елизавета) потеряла мать, и это была не просто любимая мама, это был человек, на которого они равнялись всю свою жизнь, это был нравственный образец для них всех…»

Затем на фоне русского храма Марии Магдалины, построенного императором Николаем Вторым на личные средства и в буквальном смысле на русской земле, так как землю сюда привозили из всех губерний Российской империи, звучит голос за кадром: «Эта мудрая и нежная мать вложила в сознание своих детей с юных лет главный принцип христианства — любовь к ближнему. Она много занималась благотворительностью и всей своей короткой жизнью заслужила признание людей».

Надо сказать, что в фильме комментарии настолько удачно дополняют кадры, что повествование органически сливается в один яркий образно-смысловой ряд. При этом отчетливо понимаешь, что без великолепного владения материалом это удивительное единение вряд ли стало бы возможным.

Этот вывод в полной мере относится ко всем комментаторам. Любопытно, что все они — женщины. Впрочем, эта особенность фильма перестает казаться странной, когда знакомишься с их деятельностью.

Они, как говорят в таких случаях, в теме, и занимаются ею на высоком профессиональном уровне. Так, Анна Витальевна Громова не только председатель наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», но и — кандидат исторических наук.

Она также старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, руководитель Международного центра по изучению гражданского общества. В настоящее время руководит научной группой «Благотворительность в истории». Благотворительностью занималась и мать принцессы Гессенской. Как величайшая благотворительница и бессребреница вошла в русскую историю и великая княгиня Елизавета.

Одна из участниц фильма – историк Елена Ковальская. Она совершила настоящий архивный подвиг: собрала, прокомментировала и издала в двух огромных томах все письма Елизаветы Федоровны.

Людмила Куликова расширяет список высочайших меценатов, отмечая, что благотворительной деятельностью занималась государыня-императрица Мария Александровна, и эти традиции дома Романовых достойно продолжила их невестка, великая княгиня Елизавета Фёдоровна. А Анна Громова добавляет характерную деталь: Елизавета Фёдоровна практически сразу же после своего замужества берёт на своё попечение Петровское общество вспомоществования бедным, которое существовало с 1872 г., при нём был и дом трудолюбия, и богадельня, и детский приют. А в 1884 году она возглавила Дамский комитет Российского общества Красного Креста. С Красным крестом впоследствии будет связана вся жизнь Елизаветы Фёдоровны.

Как и другие киноленты Елены Чавчавадзе, эта тоже создана на основе строгой документалистики, озвученные факты подкрепляются факсимиле оригинала. За этим стоит большой труд. Но почему в этот раз киноповествование посвящено именно великой княгине Елизавете Федоровне? Сошлюсь на саму Елену Чавчавадзе. В одном из интервью она на вопрос «Как вы выбираете темы для фильмов?» ответила просто: «Я не могу сказать, что есть какой-то определенный план. Господь Сам ведет нас…».

Анна Громова отмечает: «В 1888 году на Покров Пресвятой Богородицы, 1 октября по старому стилю, Елизавета Фёдоровна и великий князь Сергей Александрович прибывают на Святую землю…» А Екатерина Анисимова добавляет: «У Елизаветы Фёдоровны был большой восторг… и её сердце тогда, наверное, уже укоренилось в том, что православие есть истина». Голос за кадром уточняет: «И долгожданный переход в православие Великой княгини Елизаветы Фёдоровны состоялся 13 апреля 1891 года в домОвой церкви Сергиевского дворца через обряд миропомазания». В этот же день был издан манифест Императора Александра Третьего, в котором есть такие слова: «Повелеваем именовать Ея Императорское высочество Благоверною Великою княгиней Елизаветой Фёдоровной».

Перед этим она написала своему отцу: «Я всё время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином».

Переход в православие Елизаветы Фёдоровны совпал с назначением на высокий пост её супруга, великого князя Сергея Александровича. Он становится московским генерал-губернатором, а это не только Московская губерния, но и еще восемь губерний. 5 мая 1891 г. состоялся торжественный въезд великокняжеской четы в Москву.

Тот год был очень засушливым, начался голод. Сергей Александрович обратился к людям, которые имели возможность оказать помощь голодающим. Анна Громова подчеркивает в этом эпизоде: «Создаётся специальный комитет… Что характерно, такой комитет в масштабах России возглавил император Александр Третий, а для Москвы было сделано исключение, и во главе комитета московского, Московской губернии, ставится великая княгиня Елизавета Фёдоровна». И далее говорит Людмила Куликова: «Она открывала приюты, ясли открывала, детские сады … По всей России были отделения. Это была большая сеть, благотворительное движение было, и это движение возглавляла великая княгиня Елизавета Федоровна». А кандидат культурологии Дарья Романова подводит итог этого этапа деятельности великой княгини: «Москва стала не просто лучшим, но единственным местом на земле, в котором в полной мере воплотился дар благотворительности великой княгини».

Император Николай Второй назначает великого князя Сергея Александровича и великую княгиню Елизавету Фёдоровну попечителями Иверской общины сестёр милосердия Российского общества Красного Креста. Екатерина Анисимова говорит: «…самое главное, что Елизавета Федоровна обучала сердце, потому что без жертвенного сердца невозможна никакая помощь, медицина не помогает…»

Через два года после открытия Иверской общины по инициативе Елизаветы Фёдоровны в Петербурге, в Полюстрове, основывается еще одна община — Елизаветинская, тоже Российского общества Красного Креста. На выделенные императором Николаем Вторым средства была куплена трёхэтажная усадьба на берегу Невы. Это была рабочая окраина, население которой составляло около 50 тыс. человек, а Елизаветинская община принимала в год 40 тыс. пациентов. Фактически каждый житель мог здесь получить бесплатную медицинскую помощь. Здесь были организованы терапевтическое и педиатрическое отделения и, надо подчеркнуть отдельно: создана первая в России служба скорой помощи.

Потом, добавила Дарья Романова, «Елизавета Фёдоровна приняла покровительство Строгановского училища в 1901 году». «Это был зов сердца. Без этого душа не растёт. И Елизавета Фёдоровна всячески показывала нам, нам – будущим поколениям, что невозможно приобрести, если не отдашь», — сказала Екатерина Анисимова. А мне кажется, что весь этот фильм звучит не только как призыв к возможным филантропам ныне, но и как упрек, государству в первую очередь. У России, которую мы потеряли, есть чему поучиться. Когда в ночь на 27 января 1904 г. без объявления войны Япония напала на корабли Тихоокеанского флота России, и началась Русско-японская война, то уже 12 февраля был открыт особый комитет великой княгини Елизаветы Фёдоровны для объединения в Москве благотворительной деятельности.

Елизавета Фёдоровна полностью обеспечивает склады Красного Креста в Мукдене, Ляояне, Харбине. Она снабжает четыре плавучих госпиталя.

И еще: вместе с императрицей Александрой Фёдоровной они создают девять летучих отрядов, в составе которых были хирург, терапевт, специальное оборудование. «Это вообще потрясающее нововведение», — подчеркивает А. Громова.

Уже с самого начала войны отряды сестёр петербургской Елизаветинской общины и московской Иверской отправились на Дальний Восток. Оттуда приходили письма: «Имя Елизаветы Фёдоровны благословляют в войсках».

Только в Москве действовало одиннадцать учреждений её комитета. Они также помогали семьям тех, кого призвали на войну. Благотворительное движение было настолько мощным, что охватило все слои населения. Как отмечает Громова, «…взносы были самые разные. Запись была князь Голицын — 20 тысяч рублей. И мальчик Вася — 5 копеек…». Характерный пример: один из детских приютов принес для воинов сахар, который дети собирали несколько недель.

Тем временем на фоне войны с Японией в России поднялась новая волна политического террора. В течение года более 3000 государственных служащих стали жертвами революционеров. Угрозы поступали и великому князю, он прекрасно знал, кто будет следующим в этой цепи преступлений. Историк Елена Ковальская сказала по этому поводу: «Логика событий требовала убрать лидера консерваторов». Как эта ситуация созвучна нынешней, что сложилась в России, когда сторонники традиционных ценностей, хранители государственности подвергаются ежедневным нападкам со стороны холуйствующих перед Западом либералов. К счастью, пока нет выстрелов…

Великий князь Сергей Александрович был разорван бомбой террориста 4 (17) февраля 1905 г. Людмила Куликова рассказывает: «… спустя три дня, она (великая княгиня Елизавета) пошла в тюрьму к убийце Каляеву. Она сказала: “Я принесла прощение Сергея Александровича“, и хотела, чтобы он покаялся. Она принесла ему Евангелие, иконочку…»

Екатерина Анисимова с особой силой говорит: «Простить убийцу своего мужа — это подвиг! Это невероятный подвиг сердца, но Елизавета Федоровна это сделала. Это был как бы один из первых шагов на ее собственную Голгофу…».

И точный акцент делает Елена Ковальская: «После 1905 года очень трудно говорить о жизнеописании великой княгини, потому что, похоже, начинается житие». Е. Анисимова рассказывает нам: «В свое время Сергей Александрович дарил Елизавете Федоровне и драгоценности, и подарки. Елизавета Федоровна решает это все продать, и в этот момент, с благословения, она решает устроение Марфо-Мариинской обители». В апреле 1912 г. состоялось торжественное освящение нового собора Марфо-Мариинской обители — Покрова Пресвятой Богородицы.

Новым для России было то, что Марфо-Мариинская обитель сочетала два вида служения: социального и духовно-нравственного. Сёстры не были монахинями и они даже обязаны были нести своё служение не только в стенах обители, но и вне её.

В 1914 г. с началом Великой войны был создан Верховный совет по оказанию помощи семьям призванных на войну. Только в Москве под попечением Елизаветы Фёдоровны было 807 госпиталей. Она учреждает общежитие для юных добровольцев, которое ласково именовала «школой маленьких героев войны». Анна Громова: «Ребята учились по специальной программе, которая предполагала военную дисциплину, общеобразовательные дисциплины, военное дело…» По такому же принципу в самое трудное время Великой Отечественной войны в СССР были созданы Суворовские военные училища.

Организации великой княгини действовали почти во всех губерниях Российской Империи. Анна Громова: «…комитетом Елизаветы Фёдоровны была оказано помощь 895 тысячам нуждающихся семей... это и оказание финансовой помощи, помощи размещением детей в приюты, вплоть до помощи обедами и дровами». Голос за кадром: «Наступил 1917 год. В результате Февральской революции и Октябрьского переворота Россия была выведена из войны и лишена будущей победы. Все организации Елизаветы Фёдоровны были упразднены».

И дальше: «Из письма великой княгини Елизаветы Фёдоровны: “Я испытывала такую глубокую жалость к России и к её детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Святая Россия не может погибнуть, но великой России, увы, больше нет”».

Вечером 7 мая 1918 г. великая княгиня была арестована. Арест проходил во время всенощной в Покровском соборе. Ей сказали, что отправят на Урал. На сборы дали полчаса. Сестры рыдали, говорили, что не отдадут матушку. И когда ее увозили, бросались под колеса машины.

Великую княгиню Елизавету Фёдоровну отправили в Екатеринбург, куда были привезены другие представители Дома Романовых. Потом ее перевезли в Алапаевск. Удивительным образом последним местом на крестном пути Елизаветы Фёдоровны стал тот самый, город, куда она собиралась поехать в 1914 г., но помешала война.

Адское злодеяние в Алапаевске произошло в ночь на 18 июля 1918 г., когда Православная Церковь празднует память преподобного Сергия Радонежского. Это был день ангела великого князя Сергея Александровича. Узников разбудили поздно ночью и повезли в нескольких повозках. На расстоянии 18 км от Алапаевска была заброшенная железорудная шахта, глубиной в 60 метров. По краям её торчали полусгнившие брёвна, на дне была вода.

Первой сбросили живой в зияющую чёрную яму великую княгиню Елизавету Федоровну вместе с ее крестовой сестрой Варварой Яковлевой. Других представителей Дома Романовых тоже бросали в яму живыми. Великая княгиня громко молилась: «Господи, прости им, не ведают, что творят». В шахту полетели гранаты…

Когда армия адмирала Колчака            заняла район Екатеринбурга и Алапаевска, началось расследование злодеяния по убийству императорской семьи и узников Алапаевска. Потребовалось несколько дней, чтобы раскопать шахту, которая была засыпана землёй. Узники были найдены на различной глубине. Они умерли от ранений и жажды. Елизавета Фёдоровна была найдена со сложенными для крестного знамения перстами. Рядом с ней лежали две неразорвавшиеся гранаты. Господь не допустил, чтобы тело святой было разорвано на части. На груди Елизаветы Фёдоровны лежала драгоценная икона Спаса Нерукотворного, на оборотной стороне которой были начертаны слова: «13 апреля, вербное Воскресенье 1891 г.». Это был день перехода Елизаветы Фёдоровны в Православие. Ее убили как сподвижницу охранителя веры православной — русского царя.

Несмотря на весь трагизм этой истории, фильм производит умиротворяющее впечатление, оставляя в душе глубокое чувство благоговения и светлой грусти.

1 ноября 1981 г. Русской православной церковью за рубежом Елизавета Фёдоровна была причислена к лику святых. А 14 марта 1992 года в Москве было засвидетельствовано чудо: Земля, привезённая из Алапаевска с места мученического подвига великой княгини Елизаветы Фёдоровны чудесным образом заблагоухала.


В эфир фильм «Елизавета» выйдет 11 октября 2020 г. на телеканале «Культура» в 20 час. 10 мин. Автор сценария – Елена Чавчавадзе, режиссёр – Галина Огурная.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.