Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
Взгляд на Косово из России и Китая

Взгляд на Косово из России и Китая

Признание независимости Косово может стать колоссальной стратегической ошибкой
Андрей Арешев
28.11.2007
Взгляд на Косово из России и Китая
В РИА "Новости" прошла пресс-конференция, посвященная докладу международной "тройки" посредников о результатах переговоров по Косово. 


Доклад «тройки» посредников, в которую входят США, Россия и ЕС, должен быть представлен 10 декабря 2007 года в Совет безопасности ООН. Однако, уже сейчас албанские лидеры этого сербского края, опираясь на поддержку США и части ЕС, заявляют о готовности провозгласить независимость в одностороннем порядке. Перспективы выхода из сложившейся ситуации и ее возможное влияние на другие этнополитические и территориальные конфликты стали предметом подробного обсуждения российскими и китайскими экспертами в ходе видеомоста между Москвой и Пекином. Вниманию читателей предлагаются основные идеи и предложения, высказанные участниками этого мероприятия (надо сказать, незаслуженно обойденного журналистским вниманием) без каких-либо комментариев.

Василий Лихачев (заместитель председателя Комитета по международным отношениям Совета Федерации, только что вернулся из Нью-Йорка с сессии ГА ООН). Международное сообщество должно дать принципиальное решение, в котором будут отражены нормы международного права и справедливости. Не должно быть разделения международного сообщества. Важнейшая ответственность – у Китая и России. Не надо бояться Запада, необходимо дать Белграду и Приштине возможность находить общий язык на перспективу.
У РФ и КНР достаточно ресурсов для того, чтобы при решении косовского вопроса не было побежденных.
Ма Сипу (зав. сектором Восточной Европы Института Евразии при Госсовете КНР) сообщил о ставшем достоянием гласности 17 ноября конфиденциальном докладе МИД Франции, в котором подчеркивается, что в середине января 2008 года состоится неофициальное, а в феврале 2008 года – официальное провозглашение независимости Косово. По одному сценарию, первыми это должны признать США, предусматривается и скоординированная работа США и ЕС с другими представителями международного сообщества в этом направлении. По другому сценарию, США готовы выступить второй признающей стороной, отдав пальму первенства более слабому государству. Идет работа по признанию независимости Косово со стороны исламских государств.
Повышение градуса напряженности вызвано односторонними действиями США.
Елена Гуськова (руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН). Последствия признания Косово касаются других государств с многонациональным составом населения. Возникает два, а в перспективе - до пяти албанских государств в Европе (Македония, Южная Сербия, Черногория, Север Греции). В 2001 году албанцы Македонии уже брались за оружие с целью объединения своих земель. Путь к интеграции в Европу – тернист. Нельзя забывать о применявшихся албанцами методах терроризма. Позиция России состоит в том, чтобы найти решения, которые устроили бы обе стороны и были проведены голосованием через ООН.
Чжу Сяочжун (старший научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии). Можно понять стремление части албанского населения к независимости. Все бывшие югославские республики уже провозгласили независимость, албанцев же больше, чем македонцев - их в Косово примерно столько же, сколько словенцев. В то же время методы албанцев в условиях глобализации и европейской интеграции не совсем понятны. Их действия можно разделить на следующие этапы: 1. Конфликт между Белградом и Приштиной. 2. Приглашение военных сил международного сообщества и 3. Решение вопроса о независимости. Опасность состоит в том, что это первый прецедент после окончания холодной войны, пример для других, несущий опасность для федеративных государств.
Татьяна Пархалина (зам. директора ИНИОН РАН). Надо оставаться в рамках международного права, однако в случае Косово мы столкнулись с противоречием между принципом территориальной целостности государств и правом национальных меньшинств на самоопределение. Ответственность России и Китая состоит в том, чтобы предложить международному сообществу тонкое решение по сопряжению этих двух принципов международного права. Сейчас их позиция такова: решение по Косово должно устраивать обе стороны. Мы должны настаивать на продолжении переговоров, но для будущего этого недостаточно. Проблемы, подобные косовской, должны решаться демократическим путем на основе европейских интеграционных процессов. Белград подтверждает свой европейский и евроатлантический выбор. Проблему Косово можно решить на путях интеграции Сербии в ЕС и НАТО. Пока нет единой позиции ЕС по вопросу признания Косово: 20 государств выступают «за», 7 – «против». Понятно, что одностороннее признание Косово приведет к дестабилизации региона. Таким образом, есть поле для действий российской и китайской дипломатии.
Е. Гуськова. Российские ученые размышляют о выработке универсальных критериев признания независимости того или иного образования. Это должны быть принципы, признанные всеми. Тогда бы мы могли сказать, например, что Косово не соответствует 10-ти принципам из признанных 12-ти. Следовательно, предстоит еще большая работа. А на другой территории (например, Нагорный Карабах или Приднестровье) добились соответствия, например, 11-ти из 12-ти принципов, соответственно, им осталось лишь немного поработать для того, чтобы быть признанными.
Когда говорят, что это невозможно, можно ответить, что в декабре 1991 года Европа выработала принципы признания «постюгославских» государств, следовательно, это можно сделать.
Ху Давэй (зам. зав. отделом исследований стран ЕС Китайского института международных проблем). Вопрос Косово должен решаться на политических переговорах, что отмечается и на уровне ЕС. Однако вопрос – сможет ли ЕС сыграть важную роль в обеспечении стабильности в балканском регионе? Разногласия внутри ЕС и раньше негативно сказывались на решении существующих проблем, однако плюс ЕС состоит в том, что он обладает политической интеграцией на более высоком уровне, более продвинутыми отношениями с каждым из балканских государств. Возможности ЕС возрастают, но решение должно быть выработано в рамках ООН. Авторитет СБ ООН неоднократно ставился под сомнение (1993, 2003 гг.). К механизмам и институтам ООН обращались в том случае, если они соответствовали интересам отдельных государств (а если не соответствовали – то не обращались). Вынесение косовского вопроса за рамки ООН означает неизбежный раскол международного сообщества, что повлечет снижение уровня безопасности.
В. Лихачев. Надо говорить об ответственности международных структур (ООН, СБ ООН, ОБСЕ) за решение косовской проблемы. Это для них тест на совестливость их поведения. В ЕС – противоречивая ситуация. Очень непростая политическая атмосфера, в связи с чем большую озабоченность высказывает и Хавьер Солана (генсек НАТО в 1999 году, когда бомбили Югославию). Имеется сопротивление финансовых кругов ЕС, которые подозревают, что США хотят обеспечить свободу Косово за счет финансовых средств Европы. Что касается критериев признания, то основными должны быть следующие: самостоятельность, устойчивость и эффективность власти. Оценивая по ним Косово, мы три раза говорим - «нет»! Хорошо, что в Косово хотят присоединиться к демократическим европейским ценностям, но сейчас это - очаг всех видов криминала (похищение людей, контрабанда, торговля оружием и наркотиками и т.д.). Ситуация в Косово не соответствуют принципам ЕС. Основной задачей представляется сближение Косово и Сербии, в том числе, с помощью совместных экономических проектов.
Т. Пархалина. Необходимо настаивать на продолжении переговоров, пока Белград и Приштина не придут к общему знаменателю. Пока ответ не найден. Можно было бы представить поэтапный план интеграции и институционализации Сербии в ЕС. Необходимо объяснять негативные последствия признания Косово, которое может стать колоссальной стратегической ошибкой.
Е. Гуськова. Европейская интеграция не может решить косовскую проблему. Необходимо избавиться от политики двойных стандартов (когда один подход применяется для Косово, а другой – для Приднестровья, в отношении которого с подачи ЕС была фактически введена экономическая блокада – А.А.) исключить присоединение к европейской интеграции по политическим мотивам. Политическая элита и народ Сербии по-разному относятся к НАТО.
Т. Пархалина. ЕС заинтересован в демократии в Сербии, а она еще хрупкая и в случае предоставления независимости Косово может еще больше ослабнуть. ЕС – самый успешный, притом, – именно политический интеграционный проект.
В. Лихачев (отвечая на вопрос о возможных действиях Москвы после возможного признания Косово – в отношении Абхазии, Южной Осетии и т. д.). Россия должны вести себя максимально комфортно в эти дни с точки зрения взаимодействия в рамках «тройки». Однако рассматриваются все возможные варианты линии поведения.
При решении косовской проблемы важно учитывать следующие международно-правовые документы: Устав ООН. Хельсинкский заключительный акт 1975 года и Резолюция СБ ООН № 1244. Ответственность должна быть не только на словах, но и на деле.
Речь идет о взаимодействии несуверенного Косово с суверенной Сербией. Критерии признания были в свое время выработаны для Северного Вьетнама, Северной Кореи, ГДР. Сербия говорит, что готова признать широкие автономные права за Косово. В кулуарах СБ ООН обсуждалась модель Гонконга, двух Германий, общих экономических проектов, которые стянули бы эти две территории. В 1999 году в Рамбуйе обсуждалась модель взаимоотношений Татарстан – Россия по образцу заключенного в 1994 году между ними договора о разграничении полномочий. Так что фактический материал для анализа есть. Проблема – в наличии политической воли и ответственности. После того, как Буш в Тиране твердо пообещал косоварам независимость, албанским лидерам остается просто сидеть и ждать, когда это свершится.
Т. Пархалина. Для Тадича сохранение де-юре Косово важно по внутриполитическим причинам. Поэтому Белград готов предоставить этому краю широчайшую автономию вплоть до самостоятельного представительства в международных экономических организациях. В то же время, США и часть ЕС обещали Косово полную независимость. Вопрос – об ответственности политических элит. Надо уговаривать Приштину на предлагаемую Белградом широкую автономию.


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.