Время выбрало «Золотого Витязя»
35 лет назад, когда только что народившийся кинофестиваль «Золотой Витязь» провозгласил девизом — «За нравственные идеалы. За возвышение души человека», казалось, лишь его президент Николай Бурляев верил в то, что когда-нибудь по достоинству в обществе оценят глубину и благородство этого кредо. В целом «Витязя» не приветствовали, а «града каменьев», по словам Бурляева, было не занимать. Но шли годы, и в ноябре 2022-го мы услышали об указе президента «О сохранении и укреплении российских духовно-нравственных ценностей». Девиз «Золотого Витязя» стал основой государственной культурной политики.
И сегодня, закрывая годовую программу XVI Славянского форума искусств, центральным событием которого стало объявление лауреатов XXIII Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь», проходившего в его рамках, Николай Бурляев начинает рассказ о культурных мероприятиях, охвативших города — от Севастополя до Ханты-Мансийска. А мероприятий этих более пятисот: Культурный фронт России открыл 65 отделений по всей России. Закрытие годовой программы XVI Славянского форума искусств проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Росконцерта, при участии Общероссийской общественной организации Культурный фронт России.
У этого грандиозного концерта в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя есть свои традиции. Непременно звучит стих Фёдора Тютчева 1867 года «Славянам», и обращён он равно как к русским, так и к украинцам, белорусам, полякам, сербам, болгарам, словакам, напоминая всем, что мать у нас одна. В этом году стих звучит под аккомпанемент Оркестра русских народных инструментов имени Некрасова, которому исполняется 80 лет.
В конкурсной программе XXIII Международного театрального форума «Золотой Витязь» приняли участие 33 театра из Москвы, Белгорода, Белграда, Вологды, Йошкар-Олы, Липецка, Магнитогорска, Минска, Нижнего Новгорода, Норильска, Саранска, Тбилиси, Твери, Тулы, Челябинска, Ярославля, Лос-Анджелеса (США). В репертуаре были представлены лучшие драматические произведения русской и советской классики, а также зарубежных авторов.
Высшие награды XVI Славянского форума «Золотой Витязь» присуждают представителям всех видов искусства. Золотую медаль имени Сергея Бондарчука, а также Золотой диплом Театрального форума за сохранение традиций русского реалистического психологического театра, вручили председателю СТД, н.а. Владимиру Машкову.
«Всегда помню слова Сергея Фёдоровича, великого артиста, педагога, философа, — сказал Машков, — о том, что искусство должно утверждать главное человеческое качество — любовь к жизни, какой бы материал не был взят художником за основу». За выдающийся вклад в театральное искусство и особо — за вклад в детский театр «Бемби», которым занимается более трёх десятков лет, наградили Наталью Бондарчук.
Золотую медаль имени Свиридова за «Симфоническую поэму о священномученике митрополите Вениамине» получил Михаил Малевич. «Благодарю за высокую награду, — сказал композитор, — и за внимание к самой теме прославления новомучеников российских. В 1922 году в Большом зале Петроградской филармонии был суд над митрополитом Вениамином, и 12 августа он был казнён вместе с двумя помощниками. И вот спустя сто лет в этом зале впервые была исполнена оратория его памяти. Благодаря автору идеи и литературной основы Любови Ивановской, памятный вечер прошёл уже четыре раза, и вечера эти становятся петербургской традицией».
«Мы всегда были недовольны нашим ТВ, — сказал Бурляев, — но и оно потихоньку перестраивается, выхода нет, надо меняться, а многие каналы вообще закрыть как понижающие уровень народа».
Золотую медаль имени Юрия Левитана за выдающийся вклад в телевидение вручили российскому журналисту и телеведущему, общественному деятелю Сергею Брилёву, работающему в Южной Америке. Брилёв — автор документального фильма «Разведка. Век генерала Дроздова».
Это фильм о Юрии Дроздове, легенде КГБ, единственном человеке, в подчинении которого была сразу и советская нелегальная разведка, и группа разведчиков особого назначения «Вымпел». «Советской разведкой создаётся фальшивая нацистская организация в Южной Америке, — напомнил Брилёв сюжет. — На неё выходят тайные нацисты в правительстве ФРГ и начинают снабжать её информацией, думая, что помогают "своим". На самом деле, всё это попадает в руки советских разведчиков».
Поэту Юрию Кублановскому вручили приз «Золотой Витязь» за книгу «Избранное», которого он был удостоен на XVI Литературном форуме в номинации «поэзия». «Золотой Витязь» затевался во времена криминальной революции, — сказал он, — олигархической культуры и процветания идеологии потребления, и сама идея казалась всем донкихотством, но сколько шумевшего тогда рассыпалось в пыль, а время выбрало «Золотого Витязя». И форум этот становится одним из самых главных в России».
С вдохновенной речью выступила сербская актриса Ивана Жигон, дочь режиссёра и актёра Стево Жигона, который искренне любил Россию. Учился в Москве, ставил спектакли у Товстоногова в БДТ и Царева в Малом театре, такую же любовь привил дочери.
Ивана рассказала, какую поддержку оказывал Бурляев сербским актёрам в самые тяжёлые для них времена, как стоял рядом с ними в роковой час на мосту, когда они стали мишенью НАТО... Ивана Жигон была в этом году членом жюри Театрального форума, и во многих персонажах увидела православных героев.
Актриса прочитала отрывок из монолога князя Мышкина во славу русского человека-исполина, способного на сострадание, которым только и можно спасти человечество. «Великий поклон вам от Сербии, — сказала Ивана, — которая вас любит!» И исполнила куплет, в котором прозвучало: «Руссия, ты любовь моя, ты сестра моя, Руссия!»
За большой вклад в развитие международного кинофорума «Золотым Витязем» наградили также Дали Окроперидзе, которая уже двадцать лет руководит единственным заграничным учреждением форума в Грузии.
***
Главную награду «Золотого Витязя» жюри присудило спектаклю Никиты Михалкова «На рассвете» по мотивам произведений Бертольда Брехта. «Спектакль поставлен вслед за постановкой «12», — рассказал Бурляев, — это «бомба», как говорил Никита, так Брехта никто не ставил. Это особый, кинематографичный театр Михалкова, актёры у него играют, как для кино, и, хотя удалены от нас, мы всё равно видим их, как на крупном плане». На сцену выходят немногие исполнители, поскольку большая часть коллектива едет в Санкт-Петербург, где в ближайшие дни состоятся гастроли: покажут спектакль «12» и премьеру «На рассвете». «Спектакль ставился несколько лет, — рассказывают артисты, — и Никита Сергеевич не раз подчёркивал, что это актуальное высказывание о том, как ложь и страх превращают людей в чудовищ. Спектакль предваряется и заканчивается цитатой Антония Сурожского, которую читает Михалков. Звучит она так: «Разница между погибающим грешником и спасающимся святым только одна: решимость бороться за свет. Бороться не против тьмы, а за свет, наш спектакль об этом».
Второго «Золотого Витязя» жюри присудило спектаклю Театра Вахтангова «Повесть о Сонечке» (сценическая версия и постановка Владислава Наставшева). Приз получила Евгения Крегжде, сыгравшая роль Марины Цветаевой. «Благодарим форум за оказанное внимание, кланяемся Марине Ивановне и, конечно же, ждём в нашем театре». Театр Вахтангова отметили ещё и за спектакль «Солнце Ландау»: актёра Павла Попова за роль физика Льва Ландау и Юлию Рутберг — за роль его матери. Актриса рассказала, что пьесу, по которой поставлен спектакль, писали сами актёры. «От полного безверья и безнадёги, — сказала Рутберг, — мы пришли к запредельной искренности, и спасибо нашему режиссёру Анатолию Шульеву, который удержал нас, и всё это оказалось Божьим промыслом. Ландау начинал свою жизнь как физик и во многом проживал её как атеист, но он пришёл к Богу, и это одна из тем нашего спектакля».
«Серебряного Витязя» вручили мастерской «Певчие дрозды» народных артистов России Ольги Дроздовой и Дмитрия Певцова в Институте современного искусства. Спектакль «Актриса» воспроизводит подлинную историю Ленинградского театра музкомедии, который работал все 900 дней блокады. Пьесу написала и поставила руководитель курса Ольга Дроздова. Для студентов, участников спектакля, стало огромной радостью то, что их творческая жизнь началась с такого удивительного спектакля.
Приз «Серебряный Витязь» в малой форме вручили актёру и режиссёру театра и кино, сценаристу и продюсеру Мареку Пробошу (Лос-Анджелес, США) за «Поэтическую композицию в трёх актах», которую он играет на Бродвее. Марека наградили ещё и Золотым дипломом «За верность сокровенным смыслам славянской литературы» лично от Н.П.Бурляева.
Бурляев рассказал, что в мае приглашал Марека с этим спектаклем в Севастополь на кинофорум «Золотой Витязь». Этот актёр, когда жил в Польше, был кумиром польской молодёжи, но, уехав по приглашению в Голливуд, там и остался. Поэтическая композиция Пробоша, сопровождаемая экзерсисами Марии Андреевой на скрипке и фортепьяно, производит огромное впечатление, в ней актёр повествует о трагических периодах польской истории. Играет на польском и на английском. Вот характерный зрительский отзыв: «То, что вы делаете, больше, чем проповедь...»
Марек Пробош поработал ещё и членом жюри, за что получил благодарность от российских коллег. А, получив приз, процитировал Циприана Норвида, одного из выдающихся польских поэтов XIX века, которому выпала судьбина бездомного скитальца. Третий акт спектакля поставлен по его стихам.
«Для меня Норвид — сокровищница мудрости, вулкан воображения и вдохновитель красоты, — сказал Пробош. — Его слова — великое вдохновение для меня: "Свет не для того, чтобы быть под спудом, соль земли не для того, чтобы употреблять в пищу, а для того чтобы вдохновенно трудиться и творить, чтобы восстать из могил..."»
Церемонию Николай Петрович Бурляев завершил разговором о проблемах в российском театре. Диплом «Золотого Витязя» за сохранение традиций русского реалистического драматического театра присудили заслуженной артистке РФ Галине Беляевой.
Актриса работает в Театре имени Маяковского, в котором и со зданием, и по части творчества сейчас большие нелады. «Внимательно слежу за теми, от кого зависит участь этого театра, они должны сделать выводы, не сделают, сделаем мы в Госдуме», — пригрозил Бурляев. Думается, это начало разговора о «перепрошивании» театров.
Фото Василия Якушева


