Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 мая 2024

Толстой и Оптина

9 сентября - 195 лет со дня рождения великого русского писателя
Станислав Минаков
08.09.2023
Толстой и Оптина

Известно о «непростых» отношениях Льва Николаевича с Церковью. Тем не менее он не раз отправлялся в знаменитую Свято-Введенскую Оптину пустынь под древний Козельск…


Значение Оптиной пустыни в духовной жизни России — особое, в ней монахами-старцами окормлялись многие тысячи богомольцев, стекавшихся со всей империи. Велика на Руси слава Оптиной, о которой просияли слова: «Трудно с уверенностью сказать, было ли в России когда-либо за всю ее историю место, где в такой степени общество людей приблизилось к идеалу христианских отношений».

Поселок, называемый Оптино, по имени древнего разбойника Опты, изрядно нагрешившего и под занавес жизни, видимо, умученного нравственными терзаньями — прямо по слову песни про Кудеяра-атамана, в коем «совесть Господь пробудил» — и устроившего монашескую обитель, приняв постриг с именем Макарий, невелик: как бы не два-три десятка домов по обе стороны монастыря, вдоль реки Жиздры.

Посему в самую первую поездку из Харькова в 2003 г. выбирать ночлег нам, группе паломников, было просто: нас приютили «бараки». Интересно, что таковое наименование этих жилищ идет от середины ХІХ в., когда в одном из них как раз и останавливался граф Л. Толстой, совершивший однажды пешее паломничество из Ясной Поляны.

Идя от монастыря ко скиту по древней тропинке, коей уже двести лет, я не мог не помыслить, что вот так, по сей тропе почти весь девятнадцатый век ходили старцы на службу в монастырь, за исключением тех, кто был немощен, как, скажем, преп. Амвросий, коему три десятка лет привелось вылежать в хвори. По тропе ходили и Гоголь, и Достоевский, и Толстые, и много замечательных людей России.

«Я заезжал по дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует... Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует всё небесное... За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: всё становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше. Вы постарайтесь побывать в этой обители...» — писал Н. В. Гоголь другому графу, А. П. Толстому.

Впервые Лев Толстой приехал в Оптину тринадцатилетним отроком — на похороны опекунши, сестры своего покойного отца, которого он потерял в восемь лет; а мать — в двухлетнем возрасте. Тетушка Толстого А. И. Остен-Сакен, по словам племянника, «не только была внешне религиозна», но жила «истинно христианской жизнью», состояла в переписке с Оптинскими монахами. Рассказывают, ее муж был очень жестоким человеком, издевался над супругой, даже стрелял в нее из ревности. Заболев, она попросила похоронить ее в Оптиной. Сильно привязанный к тете, Лев скорбел, и по случаю ее кончины написал единственное в своей жизни стихотворение.

Как помним, Лев Николаевич, с присущей ему страстностью натуры, всю жизнь стихотворцев не жаловал, стихосложение называл «танцами за плугом». Беспощаден был даже к гению Шекспира. А извинял лишь Афанасия Фета. Ну и Тютчева, говорят.

Извиним и мы его: оставленная подростком поэтическая эпитафия на кончину любимой тетушки, к которой нет необходимости прилагать какие-либо эстетические критерии, конечно же, очень далека от совершенства, но искренна:

Уснувши для жизни земной,
Ты в путь перешла неизвестный.
В обители жизни небесной
Твой сладок заведен покой.
В надежде сладкого свиданья
И с верой в загробную жизнь
Племянники сей знак воспоминанья
Воздвигнули, чтоб прах усопшей чтить.

Плита с этой эпитафией долго находилась в Оптиной, потом была увезена в родовое имение покойной. А прах женщины остался здесь.

Историки литературы также сообщают, что в Оптину к старцам много раз приезжала другая сестра отца Льва Толстого — «П. И. Юшкова, а также любимая “тетенька” Т.А. Ергольская, названная Толстым “третьим и самым важным” лицом в смысле влияния на его жизнь. В Оптинском некрополе рядом с могилой А. И. Остен-Сакен похоронена Е. А. Толстая, рожденная Ергольская, свекровь сестры Толстого».

Второй раз граф приезжал в Оптину 49-летним, вместе с литературным критиком Страховым — вознамерившись убедиться: правда ли столь свят о. Амвросий, как о нем идет молва по всей «необъятной России».

Взыскующий Лев Николаевич неоднократно — долго, обстоятельно говорил со старцем Амвросием, и высказался, что это «истинно, истинно святой человек; когда с ним беседуешь, и себя чувствуешь ближе к Богу». Отцы Пустыни отнеслись к Толстому очень тепло. Страхов написал тогда графу: «Отцы хвалят Вас необыкновенно, находят в Вас прекрасную душу».

Считают, что через три года в психике и настроениях графа Л. Толстого стали происходить изменения.

Он проделывает такое: обряжается в крестьянскую рубаху, лапти и с котомкой за плечами пешком преодолевает 140-километровый путь из Ясной Поляны в Оптину — вместе с учителем яснополянской школы и своим слугой, тоже одетыми по-крестьянски. Ночуют спутники в крестьянских избах, где граф «знакомится с бытом крестьян».

В Оптинской гостинице для людей благородного сословия его не узнали, не пустили, послали ночевать в странноприимный дом. Тогда Лев Николаевич переночевал на полу в бараке, на соломе вместе с простыми людьми. А наутро решил прогуляться и посмотреть, чем торгуют в иконной лавке. И вот он увидел, как одна крестьянка несколько раз брала в руки Евангелие, но откладывала, не будучи в состоянии расплатиться. Толстой купил женщине книгу. Иноки всполошились: откуда у бородатого мужика в лаптях и холщовой рубахе столько денег? Стали проверять визитки, которые имущие посетители оставляли в особом окошке на входе в обитель. Оказалось, слуга оставил графскую визитную карточку. Заволновались хозяева обители: визитка есть, а самого графа в гостинице нет! Сам игумен разыскал в бараке графа Льва Николаевича, извинился, а граф запальчиво воскликнул: «Вы в своих проповедях говорите, что мы все равны перед Господом Богом, а получается, что равны только во грехах. А в остальном — равенства и нет!»

Своему другу Толстой написал тогда, что паломничество удалось прекрасно, и он видит своей жизни годов пять, которые готов отдать за эти десять дней.

А в 53 года граф пришел к таким мыслям: «Если Господь Бог создал человека по своему образу и подобию, то надо и жить по-Божески, а не ради плоти и богатства».

«Со мной случился переворот, который давно готовился во мне. Я отрекся от жизни нашего круга, признал, что это не есть жизнь, а только подобие жизни. Для того, чтобы понять жизнь, я должен понять ее не исключением, не нас, паразитов жизни, а жизнь того простого трудового народа, который и делает жизнь», — написал Толстой в своей знаменитой «Исповеди».

Потом великий писатель выскажет еретическую мысль, что Церковь не обязательно должна являться связующим звеном человека с Богом. С антицерковной установкой граф прожил до последних дней своей жизни.

Беседы Льва Толстого с Оптинским старцем Варсонофием cтранным образом привели писателя к сюжету повести «Отец Сергий», осужденной Церковью, как и роман «Воскресение». Еще одним грехом графа, по мнению Церкви, была попытка самостоятельного перевода Евангелий. Не удовлетворившись наличием четырех канонизированных, Толстой решил довести их количество до одиннадцати известных евангелических текстов. Но ему не было дано свыше осуществление такой работы. А по совокупности деяний писатель в начале ХХ в. был Синодом от Церкви отлучен.

В Казанской Шамординской женской обители, что находится в десяти верстах от Оптиной и всегда духовно окормлялась старцами, монашествовала единственная родная сестра Льва Николаевича Мария, которую он неоднократно навещал, в том числе за неделю до своей кончины, и где в одно из посещений в течение недели сделал наброски «Хаджи-Мурата». Мария с 1889 г. стала духовной дочерью старца Амвросия, по его благословению оставила мир и поселилась в Шамординском монастыре, до самого преставления в 1912 г.

В 1896 г. стараниями Марии Николаевны была устроена встреча ее брата со старцем Иосифом, смирение и доброта которого благотворно подействовали на Льва Николаевича, и с тех пор он, по словам сестры, «стал гораздо мягче».

Исследователь М. Можарова в замечательной статье «Последнее посещение Л.Н. Толстым Оптиной пустыни» рассказывает: «Во время последней встречи со своей сестрой-монахиней, на вопрос Марии Николаевны, почему он не побывал у старцев, Толстой ответил: "Да разве, ты думаешь, они меня примут? Ты не забудь, что истинно православные, крестясь, отходят от меня; ты забыла, что я отлучен, что я тот Толстой, о котором можно... да что, сестра!.." По ее мнению, ответ брата ясно доказывал, что "он сознает свою ошибку в жизни". После той продолжительной беседы Толстой сказал ей: "Завтра я еду к отцам в Скит; по твоим словам я надеюсь, что они меня примут". И добавил, обращаясь к Д. П. Маковицкому: "Итак, доктор, завтра мы в Оптиной ночуем"».

По словам сына Толстого Льва Львовича, всегда чутко относившегося к психологическому состоянию отца, Лев Николаевич переживал отлучение от Церкви «больше, чем многие могли бы подумать». Причин, побудивших его приехать в Оптину, по мнению Льва Львовича, было две. Первая — «желание перед смертью, близость которой он предвидел, повидаться с единственной своей сестрой»; вторая — «уйти туда, где хорошие люди были способны найти действительное успокоение в своей вере».

У той же исследовательницы читаем: «В Определении Святейшего Синода (1901) сказано, что граф Лев Толстой "сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православною". Толстой не мог не понимать, что тем самым отторг себя и от православного русского крестьянства, и от всей православной России. "Может быть, вам неприятно, что я приехал к вам? — спросил он в последний свой приезд в Оптину у гостинника отца Михаила. — Я — Лев Толстой; отлучен от Церкви; приехал поговорить с вашими старцами"».

Отлученный от Церкви, граф не исповедовался. Но, будучи христианином, страшился умереть без покаяния.

7 августа 1910 г., предчувствуя кончину, Толстой записал в дневнике: «Редко встречал человека более меня одаренного всеми пороками: сластолюбием, корыстолюбием, злостью, тщеславием, и, главное, себялюбием. Благодарю Бога за то, что я знаю это, видел и вижу в себе всю эту мерзость и все-таки борюсь с ней. Этим объясняется успех моих писаний». Ровно через два месяца, 7 ноября, его не стало.

Вскоре по кончине графа, в ноябре 1910 г. в одном из церковных изданий была опубликована статья под названием «Невольное предсмертное исповедание святой истины», подписанная инициалами Е. К. Полагают, что ее автором был епископ Тамбовский Кирилл (Смирнов), отправивший в Астапово Толстому телеграмму, призывающую его примириться с Церковью: «Не в среде своих последователей <...> Толстой ощутил своей душою эдемское блаженство, а в тиши благословенных Богом обителей святой православной Церкви — Оптиной и Шамординой. И кто знает, что произошло бы далее, если бы ревностнейшие последователи учителя “непротивления” (Господи, какая ирония!) не учинили над ним дикого насилия, и притом в священнейшие для всякого человека предсмертные минуты! Кто знает, что бы еще изрекли вслух всего мира его уста, если бы он, как желал и предполагал, остался под кровом монастырской святыни?!»

Завершается текст обращением словно ко всем нам: «Пусть же все те, кто преклоняется перед Толстым и почитает его “учителем жизни”, со всем своим вниманием сосредоточатся на его предсмертном паломничестве в Оптину и Шамордину пустыни и пусть здесь не только умом, но и сердцем поучаются великим урокам, которые во вразумление и спасение всех ищущих истины благоволила преподать Десница Всевышнего!..»

* * * 

Итак, последние дни жизненного пути Л. Толстого прошли через два монастыря, связанных меж собою духовной пуповиной, — Оптинским и Шамординским. Перед смертью, продолжаемый обуреваться сложной душевной внутренней борьбой, уйдя из Ясной Поляны, то есть покинув, наконец, родовое имение, к чему неоднократно порывался в течение мятущейся жизни, писатель прибыл именно в Оптину.

«Удивительно, — отмечает М. Можарова, — что писатель, последние тридцать лет боровшийся с Православной Церковью и уверявший, что порвал с нею навсегда, приехал в одну из главных обителей Православия. В двух черновых вариантах письма, оставленного Толстым Софье Андреевне, после слов о том, что он делает только то, что "обыкновенно делают старики, близкие к смерти", Лев Николаевич написал: "Большинство уходят в монастыри, и я ушел бы в монастырь, если бы верил тому, чему верят в монастырях. Не веря же так, я ухожу просто в уединение". В окончательном тексте письма этих слов нет. … Задолго до 1910 г. Толстой писал: "Поездка в Оптину всё манит меня". В самый тяжелый момент своей жизни он направился к Оптинским старцам. О них он спрашивал и в вагоне поезда, и у ямщика, и по прибытии в монастырь у монахов. … Много раз за это время Толстой повторял, что он "отлученный", и высказывал сомнения, примут ли его старцы, на что неизменно получал ответ, что примут, что непременно надо идти».

Лев Николаевич попытался писать дневник вроде «Мысли на каждый день», но безуспешно. По той самой тропинке, ведущей ко скиту, утром 29 октября граф дважды подходил к воротам, но так и не решился войти — постоял-постоял, походил вдоль ограды...

И в тот же день в третьем часу уехал в Шамордино, где сестре рассказал, что ушел из дому, поскольку в доме невозможная обстановка: жена-де постоянно копается в бумагах, ищет его тайное завещание, в котором, кстати, было сказано, что его рукописи, созданные после 1870 г., должны стать всеобщим достоянием. Софья Андреевна и шестеро детей графа были против этого завещания, и только младшая дочь, Александра Львовна, оставалась с отцом заодно.

Граф запланировал уехать с дочерью за границу, решив, что в России для него места нет, написал жене записку: «Свидание наше и, тем более, мое возвращение, совершенно невозможно. Советую тебе примириться. Я провел два дня в Шамордине и в Оптиной Пустыни и уезжаю. Я люблю тебя и жалею от всей души, но не могу поступить иначе, чем поступаю».

Толстой направлялся в Болгарию, но, как знаем, на станции Астапово Липецкой губернии скончался. Оптинский старец Варсонофий приехал к дому, где лежал умирающий, в надежде принять его предсмертное покаяние и причастить. Но «свора сектантов-еретиков и либералов-ненавистников Христа и Церкви, которые постоянно окружали писателя и кормились от его трудов», не пропустили к умирающему святого, который «молил врачей, родных, ничего не помогло. Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана». Граф умер без покаяния, без примирения с Богом.

«Мы не знаем, чем кончилось бы это свидание, если бы оно состоялось, — писал В.Ф. Ходасевич о последней невстрече Толстого с духоносными старцами. — Мы можем судить лишь о том, что было, и лишь едва осмеливаемся предполагать то, что могло быть».

Говоря о том, что могло бы быть, — заключает исследовательница, — Ходасевич, конечно, имел в виду не одну загробную участь Толстого, но и будущую судьбу России. Слишком значимо было слово Толстого, слишком громким эхом отзывалось оно в душах и сознании русских людей.

Выдающийся русский мыслитель Владимир Ильин в статье «Возвращение Льва Толстого в Церковь» сформулировал цивилизационно: «В. Ф. Ходасевич был совершенно прав, говоря, что для левых (фактически — уже большевиков) вопрос стоял так: быть или не быть в России безбожной революции. Ибо имя Толстого и легенда о его закоренелой антицерковности ... было так огромно во всем мире, что его открытое и всем известное обращение к Церкви могло бы изменить совсем ... вид новой истории и духовных судеб России и всего мира».

Так, на глазах всей России, не побоимся сказать, на наших глазах произошла вселенская катастрофа. Катастрофа одной, великой, всероссийского и мирового масштаба, личности, а вслед за этим, в том числе и поэтому, и катастрофа государственности нашей великой Империи.

Прости, Господи, гордыню и заблуждения раба Твоего, Льва, упокой его душу и всели во дворы Твоя! Спаси, Господи, нас, грешных!


Современные фото — автора. Май и август 2007 г.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 51 найденных.
Экзегет
17.09.2023 0:35
"Символ веры не содержит ничего из того, что было сказано Христом" — 16.09.2023 7:14
____________
В этом и заключается троллинг, вброс недостоверной информации, авось кто и поверит, а также вывести оппонента из себя. Не обольщайтесь, в своей жизни я много с кем общался, это моё служение в течение нескольких десятков лет. Каждый ваш очередной опус я не читаю, а проглядоваю с большой иронией. И в то же время с печалью, зная чем всё это закончится. Отвечаю не вам, зная, что это безполезно. Пишу для других читателей.
- - -
8 член Символа Веры гласит — "И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и сла́вима, глаголавшаго пророки.."
Сказал Господь Иисус Христос о Святом Духе —
(Евангелие от Иоа́нна, глава 15, стих 26) " Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне"
- - -
9 член Символа Веры — "Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь."
(Евангелие от Матфея, глава 16, стих 18). " Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее"
Символ Веры основан на тексте Святаго Евангелия.
____________
Настоящий комментарий, последний мой ответ на ересь безымянного автора.
Надоело и противно отвечать на троллинговое невежество.
Экзегету
16.09.2023 7:14
Так называемое традиционное христианская культура во всех ее разновидностях - это подчиненная система, потому что на каждый тезис иудаизма находится ответный тезис христианства и он носит подчиненный характер. Учение римской католической церкви как исходное учение и учение других церквей имени Христа так или иначе основываются на никейско-карфагенском символе веры, в котором по известным причинам нет ни одной фразы, сказанной Христом, которые есть в Евангелие...

Символ веры не содержит ничего из того, что было сказано Христом. Но если познавательно-творческий потенциал культурой блокируется и вероучение возводится в ранг "непреложной истины", то перед простым человеком не встает вопрос о том, чем вероучение исторически сложившееся в христианстве и иудаизме отличается от того. чему учили основоположники мировых религий. И поэтому, хотя все это присутствует в тексте, рассыпанное крупицами по объему этого текста, оно проходит мимо сознания большинства людей и не обязывает их к какой-либо деятельности ни в отношении себя, ни в отношении общества. Поэтому "библейский проект" как доктрина скупки мира работает на протяжении всей памятной истории".
Экзегету
16.09.2023 7:14
Эта библейская культура - двухуровневая при взгляде извне. При взгляде же сквозь нее, всплывает еще один эзотерический уровень, который не касается представителей публичной жизни общества. Это скрытая информация на тему о том, как манипулировать всеми остальными. А в аспекте публичности на последователей иудаизма возложено две миссии. Это - скупка всей планеты со всеми ее обитателями и их имуществом на основе монополий и на ростовщичестве. И вторая миссия - контроль развития науки и техники, т.е. решать, что есть "истина", а что - "ложь" вне зависимости от того, подтверждаются ли те или иные "истинности" и "ложности" принципом практики критерия истины.
Почему? Потому что во всякой концепции жизни общества наука решает определенные и специфические задачи. Она обслуживает управление именно по этой концепции. И если что-то неприемлемо для этой концепции, то тогда вне зависимости от того, истинно это или нет, это объявляется "ложью". На то есть научная иерархия, которая "авторитетна" и ее задача - заниматься именно этим.
Экзегет
15.09.2023 18:19
Отношение Л.Н.Толстого к своему творчеству после духовного кризиса.
- - -
Лев Толстой скептически относился к своим романам, в том числе к «Войне и миру». В 1871 году он отправил Фету письмо: «Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану». Запись в его дневнике в 1908 году гласит: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными». Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил: «Это всё равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: „Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку“. Я приписываю значение совсем другим своим книгам (религиозным!)».
Экзегет
15.09.2023 18:14
"хотелось бы получить КОНКРЕТНЫЙ ответ на вопрос" —
И. Е. от 14.09.2023 20:38
__________
У меня встречный вопрос. Почему самостоятельно нет желания получить ответ на заданный вопрос. Хорошо, я постараюсь помочь, наберите в поисковике — "Почему к умирающему Л.Н.Толстому не допустили старца Варсонофия". Старайтесь читать статьи не только "толстовцев" (прошлых-того времени и настоящих), но и других людей. Только так можно получить объективную оценку происходящих событий на станции "Астапово"
и других предваряющих фактов из жизни Л.Н.Толстого.
- - -
Наберите в поисковике —
____________
«Черный квадрат» Льва Толстого    Дмитрий Менделеев
____________
Объективная статья, но хочу предупредить, совет митрополита неверен. Молиться за самоубийц, а также за отлучённых от Церкви нельзя, духовно опасно (об этом знает кажый простой священник). К тому же Лев Толстой сам отлучил себя от Церкви Христовой, а церковному синоду осталось только лишь зафиксировать этот прискорбный факт в письменном виде.
Наберите в поисковике —
«Богоискательство» и богоборчество Л.Н.Толстого
Экзегет
15.09.2023 15:52
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!
Е. Д.
15.09.2023 9:28
5. "Потом мы накрыли стол у постели Сергея Федоровича и устроили самый настоящий праздник.
Прощаясь, я записал на листке текст самой простой - Иисусовой- молитвы и положил перед ним...
Прошло несколько дней. Мне позвонила Алена Бондарчук. Она рассказала, что ужасные видения больше не тревожили ее отца..."
Архимандрит Тихон Шевкунов. 5 апреля 2011 г. Об одной христианской кончине.
Окончание этой истории можно прочесть в книге архимандрита (теперь митрополита) Тихона "Несвятые святые": о том, как, (возможно, в самую минуту смерти Сергея Федоровича) со стороны больницы, где он находился в последние дни своей жизни, гигантская стая ворон, с отвратительным, пронзительным карканьем, отлетела и скрылась среди туч над Москвой...
Е. Д.
15.09.2023 9:05
4. "Сергей Федорович выслушал все с видимым волнением и сказал, что хотел бы от всего сердца исповедаться и причаститься Христовых Таин.
Мы с Аленой открыли тяжелып шторы на окнах. Солнечный свет сразу залил всю комнату... Но на стене перед взором больного, как икона, висел портрет его гения...
ТОЛСТОЙ ПРИ ЖИЗНИ НЕ ПРОСТО ОТКАЗЫВАЛСЯ ВЕРИТЬ В ТАИНСТВА ЦЕРКВИ. Он сознательно и жестоко глумился над ними. Особенно над таинством Причащения.
С разрешения больного я перенес портрет в гостиную... Мы установили икону Спасителя перед взором больного, и Сергей Федорович глубоко, мужественно и искренне исповедался перед Богом за всю свою жизнь и... причастился Святых Христовых Таин..."
Е. Д.
15.09.2023 8:49
3. "Сергей Федорович лежал в большой комнате, с наглухо зашторенными окнами. Напротив его кровати... висел большой, прекрасного письма портрет Толстого...
Я сказал, что нахожусь здесь.., чтобы напомнить о том драгоценном знании, которое Церковь... передает из поколение в поколение... о прекрасном и удивительном мире, бесконечно добром и светлом, куда Спаситель вводит каждого, кто доверился Ему от всего сердца. И том, что к великому событию смерти и перехода в новую жизнь надо подготовиться.
Что же касается устрашающих видений, я рассказал об учении Церкви о влиянии на нас падших духов. Люди, далекие от жизни Церкви, не понимают, что из-за нераскаенных грехов и страстей, человек оказывается доступным воздействию духовных существ, именуемых Церковью бесами."
Е. Д.
15.09.2023 8:30
2. "...в последние дни к физическим страданиям Сергея Федоровича прибавились еще и какие-то странные и тяжкие духовные мучения. Перед ним, как наяву, представали образы давно умерших людей, прежде знакомых Сергею Федоровичу. Но теперь они являлись в самом чудовищном, устрашающем виде и истязали больного, не давая ему покоя ни днем, ни ночью. Измученный этими кошмарами, Сергей Федорович пытался найти защиту в той самой своей религии, но странные пришельцы, врывавшиеся в его сознание, глумились и мучили его еще сильнее."
Отображены комментарии с 1 по 10 из 51 найденных.

Эксклюзив
20.05.2024
Валерий Мацевич
Украинская «элита» озабочена одним — как бы подороже продать активы страны
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.