Страсти вокруг «Тараса Бульбы»
Брожение «национально-озабоченных» умов началось еще до кинопремьеры «Тараса Бульбы» в Киеве. В России только заговорили о фильме, а в оранжевом лагере уже поспешили объявить его продуктом «московской пропаганды». Прицельный «вброс» в общественное сознание был произведен из «самого украинского» города - Львова. Эту стартовую площадку для антироссийских и русофобских кампаний лет 150 тому назад (еще при австрийцах!) подготовили, опробовали и успешно эксплуатировали поляки, в советские времена тайно поддерживали в рабочем состоянии униаты и затаившиеся националисты, модернизировали власти независимой Украины, а с наибольшей эффективностью использует режим Ющенко.
Правду говоря, у оранжевых на сей раз появилась вполне обоснованная причина всполошиться. 200-летие со дня рождения Николая Гоголя они старались вообще не замечать, и вдруг в России украинец (!) Владимир Бортко снял историко-героический фильм о «лицарях-запорожцах» да ещё по такому произведению Гоголя, которое националисты на дух не переносят. А в главной роли - бывший министр культуры и выходец из Галиции Богдан Ступка! Что прикажете теперь с этим «неудобным» Гоголем делать? Признать, наконец, украинским писателем? Но как тогда объяснить факт, что школьной программой на изучение его творчества отводится всего четыре часа да еще в разделе иностранной литературы? Решили позиционировать Гоголя как российского писателя, но с «украинскими корнями», и юбилей все-таки отмечать. На свой, оранжевый, лад.
После выхода фильма в широкий прокат львовский Центр национального (не меньше!) возрождения им. С. Бандеры от лица «всего национально-сознательного украинства» обратился к министру культуры и туризма Василю Вовкуну с претензиями: до каких, дескать, пор иноземцы будут позволять себе искажать нашу историю и классическую литературу? Почему в прокате кино идет на негосударственном (русском) языке? И как можно было допустить, что экранизирован тот вариант повести, где «русофильские настроения «главных героев» превратили героику казацкой борьбы одного из этапов становления Украинской Державы (откуда взялась в те времена?) на, пусть и высокохудожественную, но… рекламу «Российской земли»?
Во время одной из пресс-конференций удивлённый Владимир Бортко на подобного рода обвинения ответил очень коротко: читайте Гоголя. После чего режиссёра стали обвинять в том, что он перенес на экран текст повести… слишком точно.
Появились даже требования сделать субтитры на украинском языке и в соответствии с идеологически выверенной адаптацией! В порыве «общепатриотического» экстаза даже не отличавшийся ранее антироссийскими настроениями известный (и в России, к слову, тоже) украинский поэт-песенник Юрий Рыбчинский обвинил Бортко в том, что он… «не вознёсся над Гоголем».
В пример российскому режиссеру приводят поляка Ежи Гофмана, который, мол, экранизируя роман Генрика Сенкевича «Огнем и мечом», сумел «подняться» над классиком польской литературы. Как бы не так! Казаки у Гофмана показаны тупым быдлом, взбунтовавшимися «хлопами», бандитами с большой дороги. А фильм Бортко по глубинной сути своей - гимн свободолюбивому казачеству. Но даже талантливейший польский режиссер Кшиштоф Занусси, вопреки очевидным вещам, зато в полном соответствии с официальными внешнегосударственными установками, заявил недавно в Киеве, что Польша и Россия одинаково виноваты перед Украиной и должны покаяться. На вопрос, в чем конкретно провинилась Россия, промямлил что-то невразумительное.
А вот украинский министр культуры откликнулся на гневные выступления земляков-галичан с пониманием. Журналистам он, в частности, сказал, что в фильме «Тарас Бульба» российский империализм «предстал в новом обличии через Гоголя». И предупредил: «Мы знаем, кто его заказывал, и какова его направленность, скажем так, и против украинства, и против Польши». И возмущенно подчеркнул, что «те лакеи, что пользуются на сцене этим языком (русским!), думают, что они охватят более широкие зрительские массы и завтра станут более популярными. Однако это – самообман, это – комплекс «младшего брата». А через две недели присвоил Львову статус культурной столицы Украины якобы на том основании, что в городе ежегодно проходит более 100 фестивалей, насчитывается 60 музеев и 100 храмов разных конфессий.
Заметим, что если с количеством фестивалей, пусть даже с большой натяжкой и преимущественно местечкового уровня, еще можно бы согласиться, то львовские музеи пребывают в жалком состоянии, денег на пополнение основных фондов, на музейное хозяйство вообще последние пять лет государство почти не выделяет. Из 28 кинотеатров Львова, построенных в советские времена, осталось всего четыре, местная киностудия «Галфильм» давно прекратила свое существования. Однако директор кинокомпании Inter Media Production Егор Бенкендорф с пафосом говорит о якобы российской культурной экспансии, подчеркивая, что «россияне, разумеется, в соответствии со своими воззрениями, учат нас нашей истории, попутно собирая на «некоммерческом», на первый взгляд, «Тарасе Бульбе» неплохую кассу».
Ему вторит некий ученый Александр Палий: «Россия имеет такое же отношение к истории Руси, как, например, история Анголы или Мозамбика к истории Португалии».
Это высказывание вполне можно назвать программным для того сонма малообразованных конъюнктурщиков, которые с рабским рвением обслуживают режим Ющенко. Цель всех манипуляций с общественным сознанием предельно ясна – разрушить единое для украинцев (малороссов) и русских (великороссов) культурно-историческое пространство. Галичане, имеющие весьма отдаленное отношение к украинской истории и культуре, пытаются навязать исконно православной Большой Украине некий униатский суррогат из сколков с польской, австрийской, венгерской, литовской, других католических и протестантских культур. Ющенко вкупе со своим «цветным» окружением агрессивно внедряет в общественное сознание идею галицийского духовного императива. С апломбом невежды заявляет: «Уже семь столетий львовяне вносят абсолютно неповторимый вклад в украинскую и европейскую культуру своим интеллектуальным достоянием, фантазией архитектурных сооружений и природными достопримечательностями». Средства массовой информации тут же хором «запели», мол, Львов всегда был и остается Музой для выдающихся писателей и художников. Каких именно, не называется, но подразумевается, что, конечно же, украинских. Но кроме Ивана Франко и вспомнить, в общем-то, больше некого, все более-менее известные деятели культуры принадлежат Западной Европе, форпостом которой почти 600 лет и была Галиция (uk. Галичина, pl. Galicja, de. Galizien, lt. Galicija).
Власти, конечно, понимают значение кино в своей разрушительной для Украины политике и всячески демонстрируют озабоченность плачевным состоянием отечественного кинопроизводства. Еще в марте 2005 г. в Верховной Раде состоялись общественные слушания, громко поименованные «Национальная кинематография: состояние, проблемы и пути их решения». Говорили, много и чрезвычайно патриотично, но всех переплюнул Олег Тягнибок, лидер националистического объединения «Свобода». Важнейшими условиями возрождения украинского кино он назвал «государственную идеологию» (что противоречит ст. 15 конституции Украины, между прочим!), подъем «духа нации, который поможет создать державу настоящих украинцев» и люстрацию как средство очищения общества от всех «ненастоящих» граждан. Озвученную тогда украинским обер-националистом «генеральную линию» упорно пытается реализовать Ющенко. Насколько успешно?
На заре оранжевой разрухи было образовано ведомство с полномочиями министерства — Госкомитет по кинематографии Украины. В начале июня в Киеве прошел «Фестиваль европейского кино – 2009». Инициировал его проведение Богдан Ступка. Фестиваль громко был назван «украинскими Каннами». Но! Организовало проект представительство Европейской Комиссии на Украине при поддержке посольств стран-членов ЕС. А в государственной службе кинематографии о фестивале, как оказалось, вообще не слышали. По словам руководителя Госкино Анны Чмиль, скорее всего, бюджета фестиваля нет в плане работы министерства культуры и туризма на этот год, и поэтому деньги им вряд ли выделялись.
Дама-чиновница явно лукавит. Ей ли не знать, что на нужды минкультуры в госбюджете заложено, стыдно сказать, 3 млн. 654 тыс. грн. (примерно $500 тыс.), в том числе, на создание пяти игровых фильмов выделяется 1 млн. 790 тыс. грн. А на организацию двух представлений/концертных программ - в пределах (!) 94 тыс. грн. Любопытства ради сравните: на «мероприятия Всеукраинского общества «Просвита», известного своей русофобской деятельностью, государство дает 2,4 млн. грн.
И еще одно сравнение, которым сейчас широко пользуются «национально-озабоченные» деятели от украинского кино: на «откровенно провокационный» фильм «Тарас Бульба» потрачено «в 40 раз больше, чем предусмотрено государственным бюджетом на все отечественное кино!»
Ну, во-первых, не в 40, а минимум – в 60. Во-вторых, видимо, прислушавшись к этим «патриотическим» воплям, правительство решило выделить дополнительно 50 млн. грн. из средств стабилизационного (!) фонда. Но если и эту сумму перевести в доллары, то к вящему ужасу «сознательных украинцев» выяснится, что на съемки одного лишь «Тараса Бульбы» потрачено больше, чем предполагается выделить на всю украинскую культуру. Судя по всему, посчитали, потому что антироссийская кампания получила новый поворот: Россия, мол, денег на информационную войну с Украиной не жалеет!
При чем тут Россия, которую в каких только бедах не обвиняют?! Недавно российский посол Виктор Черномырдин битый раз настойчиво повторял: «Нам важно, чтобы на Украине был порядок. России нужна Украина богатая и сильная. Мы соседи, мы близкие и родные. Нам не нужны всяческие противостояния». Представителям Галиции, которым Ющенко отдал на откуп всю духовную сферу, трудно понять и признать, что с выходом на экраны «Тараса Бульбы» затеянное ими сражение за Гоголя проиграно. В пылу историко-политической борьбы с доброй половиной собственного народа власти не заметили (или не хотят видеть?), что за последние два десятка лет на Украине не появилось ни одного (!) значительного произведения литературы, искусства и архитектуры, если не считать таковыми кресты в память «геноцида-голодомора» да памятники-мемориалы в честь «воякив» ОУН-УПА.
Как-то один из ведущих украинских телеканалов пригласил к участию в популярном ток-шоу Людмилу Гурченко, и, пользуясь случаем, организовал интерактивный опрос: какие фильмы лучше – современные или советские? Ну, кто у нас не знает Гурченко, и меньше чем за час было получено более пяти тысяч SMS. Результат оказался 10:1 в пользу советских. Можно по-разному относиться к нашему прошлому, но итоги голосования однозначно засвидетельствовали: люди истосковались по хорошему, доброму кино.
В советские времена Украина в год производила больше фильмов, чем выпущено их за четыре года правления «цветной» власти. В СССР действовала целая индустрия кино, четвертью мощностей которой владела Украина.
Сегодня от всемирноизвестных когда-то киностудий им. А. Довженко, Ялтинской, Одесской, Киевской документальной и научно-популярных фильмов остались одни воспоминания. О менее крупных, регионального масштаба, студиях давно забыли.
За 17 лет независимости кинопрокат, телевидение наводнились импортными лентами дешевого пошиба. Украина, как и многие другие постсоветские государства, переживает острейший дефицит высокохудожественных фильмов. Так называемое возрождение отечественного кинопроката, наблюдаемое в крупных городах, не более чем блеф власть предержащих. Кинотеатры обслуживают зарубежное кино, большей частью американское, и, соответственно, иноземные бизнес-структуры. Деньги украинских зрителей – а это сотни миллионов долларов в год! - уходят из страны. Крупные иностранные корпорации фактически используют Украину как огромный кинозал, дающий стабильный доход, и не намерены выпускать отечественный рынок из своих жадных объятий, чем объективно поддерживают бездарную политику оранжевых. Сложилась ситуация, когда государство не в состоянии финансировать национальное кинопроизводство и не создает условия для инвесторов, готовых возрождать украинское кино. И закономерно, что в 2006 г. было снято всего 12 фильмов, а в 2007-м – уже только 10.
Печальная, однако, тенденция. Тем более, что и такое мизерное количество отечественного кинопродукта до широкой зрительской аудитории не доходит. Для страны остаются почти неизвестными даже те картины, которые отмечены на престижных международных кинофестивалях. Много ли украинцев хотя бы слышало, например, о документальном фильме Игоря Стрембицкого «Путешествующие», завоевавшем Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля в 2005 г.? А кто видел в массовом прокате картину Валентина Васяновича «На солнце», награждённую в 2005 г. призом жюри на фестивале короткометражных фильмов во французском Клермон-Ферране (его ещё называют «Каннами короткого метра»)? Или - того же «Мамая» Олеся Санина, номинированного на «Оскра»? Драму «Las Meninas» Игоря Подольчака, замеченную на международных кинофестивалях в Роттердаме, Карловых Варах, Москве и других?
Вопросы, понятно, чисто риторические, поскольку эти ленты демонстрировались только в Домах кино, на фестивалях и на т. п. закрытых мероприятиях. Можно назвать и ряд других картин из узкого проката с такой же незавидной судьбой: в 2008 г. это - «Красный жемчуг любви», «Иллюзии страха», «Прикольная сказка», «13 месяцев», «Богдан-Зиновий Хмельницкий», «Сафо»; в 2009 г. - «Любовь в большом городе». При таком положении ни о какой рентабельности даже самых достойных проектов и речи быть не может. Какой же инвестор станет вкладывать средства в продукт, который не только не окупается, но даже не доходит до конечного потребителя?
Актеры, режиссеры ищут работу и деньги на фильмы за границей, прежде всего – во «враждебной» России. Так что за годы независимости было снято для массового зрителя и было ли вообще снято?
Да, было: несколько «патриотических» киноподелок. В первую очередь, многократно прокрученный по телевидению дешевенький во всех отношениях сериал «Роксолана». (О судьбе простой галицкой девушки, ставшей женой султана Оттоманской империи, благодаря которой якобы турки 300 лет не нападали на Украину.) Не менее нудный многосерийный фильм по книге Пантелеймона Кулиша «Черная рада». (О борьбе за власть в казацкой верхушке и извечном украинской альтернативе: с Россией или с Польшей?) И еще: весьма неуклюжая попытка оправдать клятвоотступника, тоскливая киноверсия антологии предательства «Молитва о гетмане Мазепе». К слову, на официальном уровне фильм был назван шедевром украинского искусства еще до его появления в прокате. Как и изготовленная в канадской диаспоре киноагитка «Непокоренные» о бандеровце Шухевиче. У зрителей «шедевры» не вызвали ни малейшего интереса, даже в Галиции школьников силком водили на эти фильмы за счет уроков истории.
В этом году на Каннский фестиваль для показа на кинорынке в Виллаж Интернасьональ вместе с такими неплохими фильмами, как «Иллюзия страха» Александра Кириенко, «Прикольная сказка» Романа Ширмана, возили также «Сафо» Роберта Кромби (откровенно содомитская лента) и «Владыка Андрей» Олеся Янчука (о жизни и деятельности униатского митрополита Андрея Шептицкого, сотрудничавшего с фашистами, и, естественно, претерпевшего от советской власти). Увидели в Европе и «Богдана-Зиновия Хмельницкого» Николая Мащенко, своего рода киношный «долгострой». Минкультуры с потугами финансировало его, начиная с 2001 г. Лента побывала в статусе мини-сериала, потом - дилогии и, наконец, в ранге полнометражного фильма. Конечный вариант монтировался практически из двух картин, в результате ничего путного не получилось. Тем не менее, министр культуры В. Вовкун уже успел провозгласить картину Мащенко началом целой акции по возрождению отечественного кино. Еще бы! Оранжевых сейчас мучает новый кошмар: прошел слух, что после ошеломляющего успеха в украинском кинопрокате «Тараса Бульбы» «москали» намереваются экранизировать дневники Тараса Шевченко, написанные, как известно, на «вражеском» - русском языке.
Грустно, когда великим государством правят дурной вкус, воинствующее невежество и политическая конъюнктура.