Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 декабря 2022
Слободан Эрич: «Сербия должна перестать оглядываться на Запад»

Слободан Эрич: «Сербия должна перестать оглядываться на Запад»

Беседа с главным редактором сербского журнала «Геополитика»
06.04.2009
Слободан Эрич: «Сербия должна перестать оглядываться на Запад»

- Расскажите, пожалуйста, о Вашем журнале «Геополитика», как давно он выходит? Какие цели и задачи вы ставите перед собой как главный редактор?


- Журнал «Геополитика» существует уже восемь лет. Изначально он выходил три-четыре раза в год, являясь своего рода информационным ответом на наивную эйфорию, охватившую сербские масс-медиа после переворота в октябре 2000 года. Поверхностности и однообразности суждений сербских СМИ того периода мы противопоставили серьезную аналитику. Мы стремились и стремимся донести до самой широкой читательской аудитории подлинную подоплеку политических процессов в Сербии и в мире. «Геополитика» регулярно публикует интервью с видными политологами и аналитиками из Европы, Америки, России. Мы видим себя как своего рода мост, по которому проходит интеллектуальный трафик между Востоком и Западом. При этом наш журнал отстаивает консервативную систему ценностей, наиболее близкую сербскому народу, основывающуюся на вековых национальных традициях и православной вере.

- Какова аудитория читателей, есть ли обратная связь с ними?

- За годы существования «Геополитика» сплотила вокруг себя определенный круг читателей. Это образованные, думающие, любознательные люди, как правило патриотически ориентированные и преданные нашему изданию, чем я, как редактор, не могу не гордиться. Мне вообще кажется, что коллектив авторов «Геополитики» и наши читатели - это одна большая сербская семья.

- Есть несколько изданий в Европе с аналогичным названием, Вы сотрудничаете с кем-то из них? 


- Наша редакция поддерживает постоянные контакты с близким нам по духу итальянским журналом «Евразия».

- Сейчас наиболее остро стоит косовский вопрос. Формально, и для России особенно, это автономный край Сербии, но прошел уже год с момента провозглашения независимости и признания этого образования странами-членами НАТО. Есть ли решение у этой проблемы? Может быть, это кантонизация? Или создание сербских поселений по аналогии с еврейскими поселениями на Западном берегу в Палестине, как Вам предлагал один из авторов журнала? Или у Вас есть свое видение этой проблемы? 

- Провозглашение «независимого Косово» - еще одно проявление политического и правового беззакония, которое вершат на территории бывшей Югославии Америка и Евросоюз. Основная цель Запада на Балканах на протяжении последних 18 лет – причинить максимально возможный вред сербскому народу, используя для этого политические и военные институты. Мне кажется, что Запад стремится задобрить всех соседей Сербии за счет раздачи им исконно сербских территорий. Провозглашение независимости Косово и решения Гаагского трибунала, осудившего высшее руководство Сербии, призваны оправдать агрессию НАТО против суверенного государства. Бывший премьер-министр Воислав Коштуница был совершенно прав, когда заявил, что по плану Ахтисаари НАТО создает в Косово свое собственное государство – государство НАТО.

Что касается израильского опыта, то, при всем уважении к тяжелому положению еврейского народа на Ближнем Востоке, их методы к нашей ситуации неприменимы. Из чего не следует, что мы должны израильский опыт игнорировать – «Геополитика» писала о кибуцах, как способе выживания евреев в арабском окружении.

У нас есть собственные предложения по решению статуса Косово. Летом 2007 года Центр геостратегических исследований, изначально возникший как кружок постоянных читателей журнала «Геополитика», опубликовал собственный «План обустройства Косово и Метохии». При разработке этого плана мы руководствовались не принципом мультиэтничности, которая в косовских условиях является красивым словом, не имеющим реального содержания, а принципом коэкзистенции, сосуществования. В соответствии с нашим «Планом обустройства» Косово остается в составе Сербии, хотя и получает широкую автономию. В составе единого Косово формируются два национальных образования – сербское и албанское. Албанское образование в политической и экономической жизни практически не зависит от Белграда, в то время как сербское имеет возможность поддерживать постоянные всесторонние отношения с правительственными структурами Республики Сербия. Албанское образование имеет свое правительство и парламент, все элементы исполнительной, законодательной и судебной власти. Албанцы самостоятельно обеспечивают безопасность своего национального образования, во всех крупных населенных пунктах создаются отделения полиции, формируемой также из албанцев. Безопасность сербов и других жителей сербского национального образования обеспечивают подразделения регулярной армии Республики Сербия. Представители сербской армии не имеют права находиться на албанской территории, исключение допускается только в случае вооруженного нападения со стороны албанцев.

Наш план призван обеспечить сохранение суверенитета Сербии над Косово, обеспечение широкой автономии, практически равнозначной независимости, для албанского населения, установление мира и стабильности в регионе. Несложно заметить, что наш план очень близок к официальной позиции России по косовскому вопросу. Именно позиция России в Совете безопасности ООН помешала окончательному превращению Косово в часть Албании. Принципиальность позиции России позволяет нам надеяться на такое решение косовского вопроса, которое удовлетворило бы обе конфликтующие стороны, а не только албанцев.

Ныне покойный сербский философ Драгош Калаич в самые тяжелые для Сербии годы внушал нам, что сопротивление нашего народа западному диктату не напрасно. Он оказался более чем прав. За то время, что Запад пытался сломить Сербию, затрачивая на это огромные материальные, человеческие и финансовые ресурсы, поднялась с колен Россия. С Божьей помощью и при активном участии бывшего Президента В.В. Путина Россия стала, наконец, действовать в соответствии со своими национальными интересами. За это же время значительная часть массового промышленного производства оказалась перенесена с Запада на Восток. В мире появились новые экономические доминанты – Китай, Индия, Бразилия. Мир становится многополярным и в политической, и в экономической плоскости.

На этом фоне особенно дико и абсурдно выглядят диктаторские поползновения НАТО, не только неоправданные, но и не рациональные. Если отталкиваться от концепций С. Хантингтона, сербы не являются и не могут являться угрозой для Европы и Америки ни в политическом, ни в экономическом смысле. Вряд ли можно себе представить сербского террориста, обвязывающегося «поясом шахида», чтобы подорвать себя в парижском метро. Столь же сложно себе представить рабочего на фабрике где-нибудь в Вестфалии, оставшегося без работы из-за того, что сербские фабрики заваливают Европу своей продукцией по демпинговым ценам. Было бы гораздо более логично опасаться китайской массовой продукции, которая скоро вытеснит любое другое промышленное производство из Европы.

Еще раз констатирую – отношение рационального, прагматичного Запада к Сербии прежде всего НЕРАЦИОНАЛЬНО. Похоже, что хваленый рационализм, подразумевающий, прежде всего, отречение от Бога и Божьих заповедей в пользу сиюминутной выгоды, завел Запад в интеллектуальный тупик.

- ХХ век дал сербскому народу и внес в мировую сокровищницу культуры творения таких гигантов как святитель Николай Сербский (Велимирович) и преподобный Иустин (Попович), можно вспомнить и крупных сербских писателей Иво Андрича и Добрицы Чосича и пр. В целом в сербской истории времена испытаний служили к укреплению и духа, и «тела» народа. Как бы Вы охарактеризовали общественную, духовную, интеллектуальную атмосферу современной Сербии? 

- Общественные настроения и интеллектуальный климат в современной Сербии я охарактеризовал бы как противоречивые. С одной стороны, очевидны процессы духовного обновления, народ наконец получил возможность ознакомиться с работами своих духовных просветителей, в том числе упомянутых вами Николая Сербского и Иустина Поповича. При коммунизме их труды широкому читателю, естественно, не были доступны. То же самое можно сказать и по поводу Добрицы Чосича, чья четырехтомная эпопея «Время смерти», сопоставимая разве что с «Войной и миром» Л. Толстого, сыграла огромную роль в приобщении сербского народа к своей исконной православной духовности и подготовила сербов к искушениям девяностых годов прошлого века. С другой стороны, для Сербии, как и для всего мира, характерно вытеснение аутентичной национальной культуры безликими шаблонными масс-медиа, в которых доминируют спорт, шутовство и развлечения.

Но это общемировая тенденция, о которой русские читатели, я думаю, вполне осведомлены. Помимо общего оболванивания, в Сербии сегодня ведется тихая война неправительственных организаций, поддерживаемых Западом, против национальной культуры и истории. Их задача – доказать, что «сербский шовинизм», о котором не устают твердить судьи в Гаагском трибунале, глубоко укоренен в сербской истории. Западной публике и сербской молодежи пытаются внушить, что ксенофобия и нетерпимость – отличительные черты сербского народа на протяжении всей его истории, стало быть, и от истории такой надо как можно скорее отказаться… Меня не удивит, если в недалеком будущем на суд в Гаагу призовут тени великих покойников – Милоша Црнянского, Бронислава Нушича, Дучича, Настасиевича – чтобы судить их за «сербский шовинизм» и «разжигание национальной розни».

В Сербии как и в целом в современном мире наблюдается процесс обеднения культурной жизни. Это звучит парадоксально, но культурная жизнь была значительно насыщенней ранее, особенно под конец эпохи коммунизма, что проявлялось в издании многочисленных журналов, прекративших свое существование в настоящее время – время «свободы и демократии». Официальная культурная политика, и не только в Сербии, пропагандирует те формы творчества, которые «демистифицируют» устоявшиеся традиционные ценности и под флагом различных «свобод» ведут «борьбу против предрассудков». Современная культура во многом, но к счастью не во всем, в этой «борьбе с предрассудками» стала полем перманентной войны с основами христианской морали, в которой каждый день подрывают основы авторитета основных государственных институтов и самой личности, что и составляет краеугольный камень сохранения и развития каждой нации.

Мне кажется, что Сербия должна перестать оглядываться на Запад и внимать западным учителям этики и эстетики. Мы должны вернуться к традиционной византийской триаде: красота-истина-добро.

- Какие статьи из Вашего журнала Вы хотели бы представить русскому читателю? 

- В «Геополитике» за годы ее существования было опубликовано значительное количество интервью, статей и аналитических материалов, которые потенциально могли бы быть интересны русскому читателю. Это как сербские авторы, так и западные интеллектуалы, поделившиеся в разное время с нашим журналом своими размышлениями – Джон Перкинс, генерал Жан-Пьер Галоа, Алан Сорал, Юрген Эльзесер, Срджан Трифкович, Джон Боснич, Слободан Деспот… Именно такая концепция издания, которая получила полную поддержку от наших читателей и интеллектуальной общественности Сербии является источником больших проблем, с которыми сталкивается редакция «Геополитики» и я как главный редактор, в частности. В последнее время мы отмечаем повышенное внимание к нашей деятельности, отмечен также случай сознательного повреждения моей машины в сервисе, что только чудом не привело к тяжелейшей катастрофе. В настоящее время ведется следствие по этому инциденту.

Несмотря на все сложности нашего существования, мы полны планов на будущее и не подведем наших читателей.

Беседу вела Елена Бондарева

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
02.12.2022
Валерий Панов
Запад намерен финансировать войну на Украине за счет российских активов.
Фоторепортаж
02.12.2022
Подготовила Мария Максимова
Памяти великого исследователя дальневосточных земель.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.