Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 августа 2022

Русская иордань

Наши обычаи и храмы в честь Богоявления Господня
Матвей Славко
19.01.2022
Русская иордань

19 января по новому стилю мы отмечаем Крещение Господне, великий праздник Православной Церкви. Он называется также Богоявлением и Просвещением. Богоявлением — потому что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия, а Просвещением и «Праздником Светов» потому что Бог — это вечный свет, просвещающий мир.

Христиане говорят: «Светозарную плоть Свою погрузил Он в грязные воды мира сего и вновь сделал их живоносными».

Но не очиститься сошел в воду Спаситель, а очистить ее. Все более и более прозревал Иоанн Креститель (Предтеча) у реки Иордан, пока, наконец, великое чудо Богоявления не открыло ему глаза окончательно: отверзлись небеса, и пророк увидел Духа Божия, который как голубь нисходил на Христа; и раздался небесный глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое Благоволение» (Мф. 3.7)

Когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна, произошло соприкосновение Богочеловека с материей. В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но и все воды приобретают первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой — Святыней, как называется она в Церкви. Не подверженная присущим обычной воде процессам распада, по своим физическим свойствам крещенская вода будет сохранять свои свойства на протяжении года, а то и большего времени.

Христиане свято верят, что крещенская вода есть одно из свидетельств неотмирной природы Церкви, уже здесь, на земле, причастной Церкви Небесной. И совершающееся в ней преодолевает законы природы.

Чудесность крещенской воды невозможно объяснить рационально. Дело не в ионах или катионах серебра или каких-то иных металлов, которые якобы попадают в чашу с богослужебных крестов и богослужебных сосудов, после чего вода не портится. Никакой катион не освятил бы городской водопровод и никакие частицы драгоценных металлов не дали бы возможность нашим предкам в прежние века преобразить на Крещение воду в освященных источниках, в больших и малых реках и озерах.

Крещенская вода освящает, исцеляет благодатью Божией каждого человека, с верой причащающегося ее. Как и святое Причастие, она принимается только натощак. Ее пьют больные, ослабшие люди, и по вере выздоравливают и укрепляются. Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и уже приготовленную пищу. Когда кто-нибудь сильно болел, старец благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, нет. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов. Берегут ее — весь год. В храмах, у иорданей освящают воду, которая набирает особой силы и целебности. Крещенской водой лечат раны, она помогает отвернуть любое бедствие. Придя утром после ночной церковной службы домой, нужно окропить каждый уголок вашего жилья священной водой, тогда в вашем доме будут порядок и покой.

На Руси в канун праздника принято было делать «иордань» (от реки Иордан): на реках вырубали большие крестообразные проруби, в верхней части которых строили ледяные скульптуры в виде креста, голубя, других христианских символов. Такая практика распространена и сегодня.

В русских селах в канун Крещения, называемый также навечерием Богоявления, воду освящали в храмах, в колодцах или прямо на реке. Воду, освящаемую в церкви накануне праздника Богоявления, приносили домой и окропляли ею жилые здания, людей, хлева, домашних животных, разные хозяйственные принадлежности и подсобные.

Совершались накануне Богоявления и другие ритуалы, в основном из числа тех, которые приурочивались также к кануну Рождества и Нового года. Например, во многих местах принято было в « Крещенский вечерок» ходить по домам колядовать.

А вот языческими всегда признавались Церковью гадания, совершаемые в сочельник (как на Рождество, так и на Крещение) как в последний срок присутствия на земле нечистых духов и время активности потусторонних сил вообще.

И несмотря на многочисленные и многообразные народные традиции, имеющие свои корни в языческом и околохристианском мире, можно со всей определенностью говорить о том, что русский народ, как и все славянские народы, несомненно считал гораздо более важной и значимой для него религиозную сторону этого праздника.

Почему все же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу. И удивительно ли, что другие не знали Его, когда и сам Иоанн Креститель не знал Христа до того дня? «И аз, — говорит он, — не ведех Его: но Пославый мя крестити водою. Той мне рече: над Него же узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом святым» (Ин. 1, 33).

* * *

Богоявленских храмов возведено по всей Руси немало. Самый известный, пожалуй, — кафедральный Богоявленский собор в Елохове (Москва), который даже называют сердцем духовной жизни православной России последних десятилетий.

Храм никогда не закрывался, его авторитет особенно возрос в период тяжелых атеистических советских десятилетий. Бирюзовый, величественный, с огромным куполом, напоминающим Собор Святого Петра в Риме, и высокой колокольней, собор украшает старинный район российской столицы. Грандиозный, он увенчан пятью главами, в нем установлен пышный и разнообразно украшенный иконостас 18-метровой высоты, резьба которого сочетает формы классицизма с барочными мотивами. Храм этот был освящен 18 октября 1853 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). Тем самым, что столь достойно ответил на пушкинское известное «стихотворение уныния» — «Дар напрасный, дар случайный / Жизнь, зачем ты мне дана?..» Занимателен в этом свете факт, что 8 июня 1799 г. в метрической книге храма сделана запись № 73 о крещении Александра Пушкина (восприемниками были гр. А. И. Воронцов и О. В. Пушкина). 26 мая 1899 г. (в день рождения поэта, по ст.ст.) в храме отмечалось пушкинское 100-летие. Панихиду совершил митрополит Московский и Коломенский священномученик Владимир (Богоявленский) в присутствии генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича и великой княгини священномученицы Елисаветы Феодоровны. (Все трое были впоследствии зверски казнены большевиками.) В 1992 г. у входа в собор установлена мемориальная доска в память о крещении Пушкина. В соборе покоится прах митрополита Московского св. Алексия, а также Патриарха Сергия (1944). 9 декабря 2008 г. в Благовещенском приделе Богоявленского Елоховского кафедрального собора погребен пятнадцатый Предстоятель Русской православной церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Существует много храмов и обителей Богоявления, таких как Богоявленский Никольский собор в Санкт-Петербурге, Богоявленские соборы в Томске, Рязанском кремле, Богоявленские монастыри в Угличе и Ростове Великом, Богоявленские церкви в Орле, Костроме, Калуге, Коломне, д. Бородино и других.

Самым древним из них является Богоявленский монастырь в Китай-городе в Москве, основанный в 1292 г. князем Даниилом Александровичем. Это — второй по древности московский монастырь, одним из игуменов которого был Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. В 1693–1696 гг. построено существующее ныне здание Богоявленского собора, в нижней части которого сохранились стены более древнего сооружения.

И на Украине о Празднике Светов напоминают нам как храмы ушедшие на века в историю, так и ныне действующие.

Богоявленский Кременецкий женский монастырь был построен в 1636 г. волынскими обывателями — хорунжим Даниилом Малиновским и Лаврентием Древинским, по благословению Киевского митрополита Петра Могилы. При монастыре действовали братство, школа, типография и больница. В первой половине XVIII в. обитель оказалась в руках униатов, в ней находился иезуитский коллегиум, основанный в 1731—1743 гг. В 1807 г. обитель была переведена на свое нынешнее место, где с 1760-х гг. стояли костел и двухэтажные кельи католического монастыря. В 1839 г. униатский монастырь был упразднен, а костел обращен в православный приход. В 1865 г. при храме была учреждена православная обитель. В 1959 г. монастырь был закрыт, в 1990 г. возродился как женский.

Свято-Богоявленский собор Острожской крепости, жемчужине древнерусского архитектурного искусства, расположен в замке князей Острожских в Ровенской области, г. Острог. Князья Острожские – прямые наследники Рюриковичей.

Князь Василий-Константин (1526–1608) был кандидатом как на польский, так и на московский престолы. Впервые о замке говорится в Ипатьевской летописи под 1100 г. Именно в нем находилось здание, под крышей которого появилась знаменитая «Азбука» Ивана Федорова.

Острожский Богоявленский собор — типичный представитель крестовокупольной храмовой конструкции, популярной в домонгольской Руси. Когда именно появился этот храм, историкам неизвестно, но предполагают, что еще во времена Василия Красного. Церковь была частью оборонительных сооружений города: для этого ее северная стена, выходящая на глубокий искусственный ров, была уплотнена до 2,8 м и соединена с крепостными стенами, в нижней ее части появились бойницы, в верхней — довольно широкий уступ для часовых. После перехода местных князей в католицизм Богоявленский храм был подвергнут анафеме, более 200 лет пустовал и до середины XIX в. превратился в руины. Лишь в 1886 г. началась реконструкция, по проекту архитектора В. Токарева. В интерьере был установлен массивный «византийский» иконостас работы петербургских мастеров, а стены покрыты росписями.

Не доживший до наших времен Киевский Богоявленский собор входил в ансамбль Братского монастыря. Существует несколько версий относительно авторства храма. Самая распространенная гласит, что он был построен в 1690-1693 гг. архитектором Осипом Старцевым, в стиле украинского барокко.

Интерьеры собора были расписаны украинским художником И. Квятковским и итальянским мастером Скотти. На главном (западном) фасаде был помещен герб основателя — гетмана Мазепы, уничтоженный после 1709 г. Новый иконостас собора (взамен утраченного при пожаре 1811 г.) был собран по чертежам архитектора А. Меленского в 1825 г. Богоявленский собор, варварски взорванный в безбожном 1935 г. (тогда уничтожали самые знаменитые храмы Руси), стоял на месте, расположенном между 3-м и 4-м корпусами нынешней Киево-Могилянской академии (площадь Контрактовая, 4).

В Братском монастыре в 1622 г. был погребен умерший 10 апреля от ран, полученных в битве под Хотином, гетман запорожских казаков П. К. Сагайдачный. Но место его могилы теперь не найти: при постройке церкви в начале XVIII столетия она пришлась под помещение новой стены храма и исчезла. Считается, что изначально стоявшая здесь деревянная Богоявленская церковь была построена на средства этого гетмана. Теперь неподалеку, в центре площади ему установлен конный памятник.

Есть Богоявленский храм и при КНУВД в Соломенском районе Киева. Существует также Богоявленский храм в городе Николаеве.

Святитель Феофан Затворник говорил: «Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого».

И еще: «Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе, и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, — спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее».


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Анна
20.01.2022 8:30
Очень люблю Богоявленский собор в Елохове. Какая красота!
Александр из Од
19.01.2022 22:42
Удивительный праздник! И только в России находятся смельчаки для окунания в прорубь.
Похоже именно это подтверждает тезис о непобедимости русского народа!
Ирина
19.01.2022 19:31
Бабушка, помнится, в 1980-е годы брала воду на Крещение из колодца. Ближайший храм был за 60 вёрст.
Ю.
19.01.2022 18:19
Очень своевременно и толково.
С Праздником!
Дальнейших творческих удач!
ОМ
19.01.2022 14:21
С ПРАЗДНИКОМ!
Конев
19.01.2022 14:02
Чудо-стихи:
***
На Шуваловском погосте
Похоронена родня.
Мы приходим к деду в гости.
Это скучно для меня.
За рукав отца тяну я,
Мама плачет на ходу,
Ветер воет, птиц волнуя,
В прикладбищенском саду.
Над берёзовой посадкой
Крик ворон, синичий свист…
Мама крестится украдкой,
Ибо папа — атеист.
Я кручу рукою веник,
Где-то колокол гудит,
А для бабушки священник
Дымным ладаном кадит.
Я боюсь его. Мне страшен
Дым кадила, крест и гроб.
В страхи детские окрашен
Этот рыжий русский поп.
Это он людей хоронит,
Это он такой злодей,
Это он зерно заронит
Веры будущей моей.

ВЛАДИМИР КАРПЕЦ
(1954—2017)

Со святым Богоявлением!
Игнат
19.01.2022 13:33
Красотища какая!
О.
19.01.2022 13:32
АЛЕКСЕЙ ЗЛОБИН
БОГОЯВЛЕНИЕ

Что было там – пустыни голос
колючий, вьюжный,
и человек, одетый в волос
верблюжий,
зеленой речки половодье –
полно народу,
и кто-то между прочих входит
в ту воду,
и луч меж туч скользнул в разрыве,
и вдруг иначе
те воды стали, как впервые,
прозрачны,
в заботе общей, в общей бане,
тиха, живая,
смывая след воспоминаний,
смывая
скорбей, обид больную завязь
и, изначально,
течет река, не замутняясь
печалью,
завесу брызг пронзает солнце,
и в неба прорубь
нисходит Дух на Незнакомца,
как голубь.

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.