Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 мая 2024
Российско-белорусское перепутье

Российско-белорусское перепутье

Компенсируют ли несколько миллиардов долларов геополитические потери
Александр Бельчук, доктор экономических наук
01.02.2007

Огромный внутри- и внешнеполитический резонанс вызвало резкое повышение цен на российские газ и нефть для Белоруссии с начала 2007 года. Российские правящие круги и поддерживающие их СМИ говорят, что слишком много тратится на поддержку Белоруссии и что по законам рынка есть право требовать от Белоруссии оплату за энергоносители по мировым ценам. Другая сторона утверждает, что требование столь резкого повышения цен, которое дестабилизирует всю белорусскую экономику – "удар ножом в спину" своему единственному стратегическому союзнику…

Хотя условия поставок российских энергоносителей в Белоруссию остались несколько более льготными, чем для остальных стран СНГ, но последствия повышения цен окажутся наиболее тяжёлыми для Белоруссии в связи с практически абсолютной зависимостью её экономики от российских энергоносителей, большими размерами импорта и более высоким повышением цен по сравнению с прежним уровнем. Общие потери для белорусского бюджета, по оценкам, составят 3-4 миллиарда долларов в год – огромная сумма для такой небольшой страны. Если пересчитать её на российский масштаб (с учётом разницы в численности населения), то аналогичные потери для России составили бы 50-60 миллиардов долларов в год. Сложившаяся ситуация, несомненно, потребует принятия очень серьёзных мер от белорусского руководства, включая возможную вынужденную экономическую и даже частичную внешнеполитическую переориентацию страны.

Попробуем взвесить плюсы и минусы для России решения о переходе в конечном счёте на мировые цены в поставках российских энергоносителей в Белоруссию.

Плюсы

Российские энергетические компании и госбюджет получат дополнительно нарастающим итогом в течение 3-4 лет 5-6 миллиардов долларов ежегодно (по нынешнему уровню мировых цен на энергоносители). Предусмотрено, что в течение четырёх лет Белоруссия постепенно станет полностью оплачивать российское энергоносители по мировым ценам.

Российская экономическая помощь Белоруссии в области энергетики оценивается как разница между мировыми (точнее – европейскими) ценами на нефть и газ и ценами, которые уплачивала Белоруссия России. Этот разрыв стал большим, начиная с резкого роста мировых цен с 2004 года. Стремление большей части российских СМИ представить общий объём российской помощи Белоруссии, распространяя цифры 2005-2006 годов чуть ли не на весь период после распада СССР, является попыткой ввести общественность в заблуждение. До 2004 года эта помощь по указанному критерию в течение подавляющей части периода не превышала 400-600 млн долл., а с учётом ряда факторов – ещё меньше (заниженная плата за транспортировку российского газа, невзымание платы за оказании таможенных услуг при экспорте в Россию товаров третьих стран, проходящих по территории Белоруссии, бесплатное предоставление белорусской военной инфраструктуры российским военным, включая станцию в Барановичах и т.п.).

Такое искажение реальной картины, очевидно, должно служить цели - представить "белорусское экономическое чудо" как результат российской помощи, а не как заслугу самой Белоруссии и избранной ею модели развития, которая крайне не нравится нашим либералам прежде всего потому, что большая часть предприятий не была приватизирована и осталась в собственности государства. Сразу же возникает вопрос: а почему же в России, где цены на энергоносители для предприятий ниже, чем в Белоруссии, плюс к этому огромные доходы от экспорта энергоносителей, результаты экономического развития хуже? Почему в 2006 году промышленное производство в Белоруссии наполовину превысило уровень 1991 года, а в России оно еле добралось примерно до 90% от него? (Это за полтора десятилетия!). Почему за это время в России не построено ни одного(!) крупного предприятия в обрабатывающих отраслях? Мы всё проедаем наследство советского "проклятого прошлого", а разрыв в уровне доходов верхних 10% населения по сравнению с нижними 10% (так называемый децильный коэффициент), по подсчётам Всемирного банка достиг 1:19 (в Белоруссии – 1: 1,3). Такова картина социального расслоения в обеих странах.

Как будут израсходованы полученные с Белоруссии и других стран СНГ дополнительные деньги - на покрытие внутренних потребностей в России, осядут ли они в "заграничных сундуках", как это преимущественно происходит сейчас, или будут потрачены на заслуженный отдых в куршавелях, на приобретение яхт и футбольных клубов – это уже другой, хотя и немаловажный, вопрос.

Минусы

В настоящее время наибольшее значение для России Белоруссия имеет с геополитической и стратегической точки зрения.

Западу, прежде всего США, сильная Россия невыгодна. Всякая страна имеет свои национальные интересы, не всегда совпадающие с интересами других государств. У России расхождение интересов с Западом по ряду важных проблем неизбежно (наличие большого, неконтролируемого Западом, ядерного арсенала, условия доступа к российским природным ресурсам, столкновение интересов в странах СНГ, потенциальная угроза союза России с Китаем и исламским миром, возможность прихода к власти в России антизападных сил с последующим осложнением отношений и др.). При слабой России, и тем более при раздробленной России, все эти проблемы Западу решать легче.

Отсюда заинтересованность Запада в "профилактических мерах", которые ограничили бы возможность "нежелательного" усиления России. К числу таких мер относится создание "санитарного кордона" на российских западных границах из союзных с Западом и желательно недружественных к России государств, что означало бы дальнейшее оттеснение России от Черного и Балтийского морей на северо-восток континента, возврат почти к допетровскому положению. До недавнего времени такую роль выполняли только страны Балтии. После успеха "оранжевой революции" на Украине появилась реальная угроза присоединения этой страны к антироссийскому "санитарному кордону"

В этих условиях ещё больше возрастает для России геополитическое значение Белоруссии – единственное незаполненное звено из "санитарного кордона" и фактически наш единственный оставшийся стратегический союзник. Отсюда сильнейшее давление на Белоруссию извне в форме критики президента Лукашенко как "последнего диктатора Европы" и попытки укрепить внутреннюю белорусскую оппозицию в надежде способствовать очередной "оранжевой революции" и приходу к власти в стране прозападных сил.

Как бы не относиться к Лукашенко и созданной им социально-кономической системе (как известно, оценки здесь резко расходятся), наша помощь в дестабилизации этого режима, под каким бы предлогом она ни шла, была бы антинациональной, антироссийской политикой по её реальным результатам. Приход к власти в стране "антилукашенковских сил" практически неизбежно означал бы переход Белоруссии на антироссийские позиции, что бы сейчас ни говорили представители этих сил.

Велико значение военно-стратегического сотрудничества между Россией и Белоруссией. Белорусская армия взяла на себя охрану части границы со странами НАТО, Россия может пользоваться всей белорусской инфраструктурой, включая чисто военную, велика роль станции космического слежения в Барановичах, между военными обеих стран на всех уровнях, а также разведслужбами, установлена тесная кооперация и доверительные отношения.

С советских времен между Россией и Белоруссией сохранилось разделение труда в производстве ряда важных видов военной продукции (например, Белоруссия производит шасси для транспортировки ракеты "Тополь", многие виды электронной продукции и аппаратуры военного назначения и т.п.). В отличие от России Белоруссии удалось сохранить практически полностью свое машиностроение, в том числе военное.

Как известно, ключевое значение для экономики России имеет экспорт нефти и газа на западноевропейские рынки. Большая часть этого экспорта проходит по трубопроводам на территории Украины и меньшая, но значительная – через Белоруссию. Чрезмерная зависимость от транспортировки через Украину нежелательна из-за непредсказуемости развития российско-украинских отношений.

Основная часть внешнеторговых связей России со странами Западной Европы, осуществляемая железнодорожным и автомобильным транспортом, проходит по территории Белоруссии, что также определяет важную роль этого транспортного коридора.

Таможенная очистка грузов, идущих в Россию, также осуществляется в Белоруссии.

Россия получает из Белоруссии ряд товаров, имеющих стратегическое значение: карьерные самосвалы, большегрузные грузовики, пропашные тракторы, некоторые типы станков и приборов, мясо-молочные продукты. Замена этих товаров на альтернативные источники снабжения потребовала бы существенных дополнительных затрат. Россия является доминирующим внешнеторговым партнером Белоруссии (на неё приходится около 50% всего внешнеторгового оборота этой страны). В свою очередь, Белоруссия – важный торговый партнер и для России. По размерам внешнеторгового оборота она уступает только Германии. Потребности Белоруссии в энергоносителях почти целиком покрываются за счет импорта из России.

Из всех стран СНГ наиболее интенсивные кооперационные связи (как известно, это более высокий уровень экономических отношений, чем торговля) российские предприятия имеют с белорусскими предприятиями. Число кооперационных соглашений превышает две тысячи. Некоторые из них, в частности, соглашение по производству и поставке ярославских двигателей на минский автозавод и совместному производству бытовых холодильников, стали эталоном высокой эффективности для обеих сторон.

Потенциал дальнейшего развития торгово-экономических российско-белорусских связей весьма высок. Разделение труда между нашими экономиками носит глубокий устойчивый характер. Общий уровень социально-экономического развития Белоруссии не уступает российскому, а кое в чем его превосходит (в частности, по производству ВВП на душу населения, средней продолжительности жизни, состоянию обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, существенно меньшей криминализации общества и меньшей коррупции госаппарата, практически отсутствует бегство капитала). Наиболее уязвимые области белорусской экономики – полная зависимость от поставок российских энергоносителей и денежно-кредитная сфера (дефицит валютных ресурсов, слабость белорусского рубля). Одна из важных причин этого – кредитная блокада страны со стороны Запада. Правда, последние два года эта блокада существенно ослабла.

Следует исходить из того, что Белоруссия вряд ли откажется от сформировавшейся в стране модели развития в пользу российской особенно после российских реформ в социальных областях ("монетизация льгот", реформы ЖКХ, коммерциализации образования и т.п.), хотя такая позиция и будет противодействовать объединению обеих стран в единое государство. Сейчас большинство белорусского населения уже не хочет объединения на российской платформе. Оно, в частности, опасается потерять свои социальные льготы, в значительной степени сохранившиеся с советских времен, его беспокоит высокий уровень российской преступности и коррупции, оно не желает, чтобы крупные белорусские госпредприятия попали "в руки Абрамовичей".

Это будет препятствовать развитию тесных взаимных экономических связей, затрагивающих отношения собственности, однако для других основных форм внешнеэкономических отношений (внешней торговли, производственной кооперации, кредитных отношений и т. д.) различия в социально-экономических системах большого препятствия представлять не будут.

Помимо создания единого российско-белорусского государства, перспективы которого сейчас выглядят весьма проблематичными, существуют и другие формы отношений – тесные партнёрские, доверительные, дружеские отношения (например, установившиеся между США и Великобританией). Они существовали между Россией и Белоруссией до сих пор, и мы рискуем их потерять из-за близорукой своекорыстной российской политики.

На наш взгляд, значение Белоруссии для России столь велико, что получение дополнительных нескольких миллиардов долларов дохода рядом российских компаний и госбюджетом никак не компенсирует больших геополитических и геоэкономических потерь России в связи с предпринятыми шагами в сфере энергетических отношений с Белоруссией, тем более что уже сейчас валютные резервы и Стабфонд России достигают примерно 350 млрд долл. Добавление нескольких миллиардов вряд ли что-нибудь изменит в экономическом положении России.

В политике существует понятие – игра с нулевой суммой. Имеются в виду отношения между двумя сторонами, когда выигрыш одной стороны означает такой же проигрыш для другой. На этот раз мы имеем случай игры с отрицательной суммой для обеих сторон – в конечном счёте проигрывают и Белоруссия, и Россия.

Большинство российского населения в целом позитивно отнеслось к мерам, принятым правительством страны к Грузии и Молдавии в связи с их враждебной антироссийской политикой. Позиция в отношении Украины оказалась противоречивой. Но очень многие российские граждане оказались в недоумении, почему такую же политику нужно было проводить в отношении Белоруссии – самого последовательного союзника России на всём постсоветском пространстве? Конечно, отношение к Белоруссии и президенту Лукашенко уже давно раскололо российское общество по идеологическим мотивам. Либералы –западники что называется на дух не переносят Лукашенко и созданную с его помощью белорусскую социально-экономическую модель развития, которая оказалась абсолютно другой, чем в России, и к тому же более эффективной в экономическом и социальном плане. Они с большим удовлетворением поддержали повышение цен на энергоносители для Белоруссии. Для них перспектива резкого ухудшения социально-экономического положения в этой стране и "ухода Белоруссии на Запад" не угроза, а благо. Но в целом нынешняя политика правительства по отношению к Белоруссии вызвала большую настороженность и критику среди значительных слоёв российского общества.

Президент Путин в своих последних заявлениях неоднократно повторял, что необходимо отделить от политики межгосударственные экономические отношения, которые должны базироваться на "прозрачных рыночных принципах".

Россия является не только экспортёром, но и импортёром газа. Мы, в частности, закупаем значительные количества газа в Туркменистане, причём, как ныне и для Белоруссии, по цене в 100 долл. за 1000 куб. м с текущего года (раньше ещё ниже – по 80, 60 и даже по 40 долл. за 1000 куб. м.- всегда намного ниже мировой цены, неплохо зарабатывая на фактической перепродаже туркменского газа нашим заграничным покупателям. Для Белоруссии же такая практика рассматривается нами как страшный криминал. В ходе переговоров мы всегда буквально выкручивали руки туркменской стороне, настаивая на ещё более низкой, совсем не мировой цене. Следовательно, по "российской логике" Туркменистан субсидирует Россию на значительные суммы. Я уже запутался, что в данном случае следует считать отношениями, построенными "на прозрачных рыночных принципах", а что – нет. Во всяком случае светлый образ России как последовательной защитницы чистоты рыночных принципов – не вырисовывается.

К сожалению, отделение экономики от политики не всегда возможно и не всегда целесообразно. Европа объединялась сначала в Общий рынок, а затем в Европейский Союз, нередко нарушая массу рыночных принципов, преследуя не только экономические, но и политические цели. США в течение десятилетий выплачивают Израилю и Египту многомиллиардные субсидии с целью воздействовать на политику этих стран в нужном для себя направлении. Такие примеры можно было бы продолжить до бесконечности. Очевидно, что правительства обязаны учитывать в политике многие факторы.

По нашему мнению, российское правительство и президент не должны вести себя как акционеры "Газпрома" и нефтяных компаний. Они обязаны защищать общие интересы страны, которые не всегда совпадают с интересами отдельных компаний.



Эксклюзив
21.05.2024
Юрий Алексеев
Наши оборонные наработки напугали Запад
Фоторепортаж
24.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Зарядье проходит выставка, посвященная работе людей, глазами которых мы видим войну


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.