Плюрализм малоросской души
В России март прошел под знаком 200-летия со дня рождения великого писателя. Достаточно сказать, что только в Москве состоялось около полутора тысяч мероприятий. Достоверно неведомо, что и где говорилось, но, судя по наиболее значимым юбилейным событиям, с большой долей вероятности можно предположить, что главный акцент делался на одном моменте: Гоголь, мол, - это явление планетарного масштаба, но в равной мере принадлежит и русскому, и украинскому народу.
И шли ссылки на самого писателя, который сказал: «Сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только, что никак бы не дал преимущества ни малороссийскому перед русским, ни русскому перед малороссийским. Обе природы щедро одарены Богом». Слова эти подзабылись за последние годы, а сейчас опять стали востребованными, поскольку украинско-российские отношения здорово-таки разладились.
В Москве очень надеются, что и Гоголь поможет опять соединить половинки общей когда-то души еще и поныне братских народов. Доктор исторических наук Наталия Нарочницкая очень верно сказала «…чтобы не потерять глубокое различение добра и зла, свойственное нашим предкам, не нужны впечатляющие цифры валового внутреннего продукта. И надо признать, что вот это могучее славянское дерево настолько крепко сидит в почве своими корнями, что может выдержать две, три и больше могучих ветвей, и не надо обрубать их».
На Украине в марте тоже курили фимиам. Немного благовоний досталось и Николаю Гоголю, но больше всего – гетману-изменнику Ивану Мазепе.
Президент Виктор Ющенко, что называется, на голубом глазу утверждал, будто «наибольшим признанием праведности гетмана Мазепы стало независимое украинское государство». Вот, оказывается, кому должна быть обязана Украина своей «незалежнистью»?! А мы-то наивно думали, что гетман Мазепа был отмечен историей как человек, предавший нравственные принципы православия, нарушивший присягу, данную русскому царю на Святом Кресте и Евангелии.
Он же, совершив сговор со шведским королем, допустил в пределы Малой (Киевской) Руси войско иноверцев-протестантов, осквернявших православные храмы. Но Ющенко участвует в молебне, который проводит самозваный патриарх раскольнической Украинской православной церкви Филарет в селе Мазепинцы на Киевщине, возлагает цветы к памятнику (!) Мазепе. Каким богам молится украинский президент?
Празднества в честь 370-летия со дня рождения Ивана Мазепы и, подчеркнем, в год 300-летия разгрома шведов под Полтавой Ющенко завершил указом об учреждении отличия президента «Крест Ивана Мазепы». И в тут же издает еще один указ: об учреждении медали «65 лет Победы в Великой Отечественной войне». Отчего такое раздвоение личности? Неужто правая рука не ведает о том, что творит левая?
Ведает, еще как ведает. В одном, мазепинском, ряду стоят и восхваление бывших фашистов-бандеровцев, и вселенские стоны по поводу «голодомора-геноцида» украинского народа, создание различного рода учреждений по переписыванию общей с Россией истории вроде Института национальной памяти, который обходится государству в такую сумму бюджетных денег, каких бы хватило на финансирование пяти крупных научно-исследовательских институтов, и прочая, прочая.
В обиход запущен новый термин «актуализация истории». Что это означает на практике, хорошо иллюстрирует следующий пример. Известная своей прозападной и пронатовской позицией газета «День» провела в Черниговском госуниверситете экономики и управления читательскую конференцию «Формирование исторической памяти молодежи». Особенно подчеркивалось, что мероприятие проходит в дни, когда отмечается 370-летие со дня рождения Мазепы, а газета совместно с музеем истории Украины объявила 2009-й год Годом гетмана. «Актуализация истории, - говорила главный редактор Лариса Ившина, - никого не оставляет равнодушным. Нельзя воспринимать историю как исключительно архивные знания». Ну что тут добавить? Делайте, мол, с историей ребята-девчата все, что угодно, но при условии – в пику России. А точнее: как власть предержащие велят. Диктатурой, однако, попахивает в украинском «королевстве».
К 200-летию со дня рождения Николая Гоголя было намечено выпустить собрание его сочинений в семи томах на… украинском языке. Да-да, именно в переводе с русского. Что в конечном итоге получается, наглядно видно из следующего примера.
Под руководством члена Национальной комиссии по вопросам защиты общественной морали (с апреля 2006 г. действует в стране и такая!) Ивана Малковича, он же глава издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА», вышла повесть Гоголя «Тарас Бульба».
Мало того, что государственный цензор выбросил из финала произведения следующие слова: «Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..» (потому что хорошо о России сказано), - вот как зазвучала в украинском варианте еще одна широко известная фраза. В оригинале: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» В переводе: «Та хіба знайдуться у світі такі вогні й муки, така сила, що перемогла б козацьку силу?..» Впору авторство «Тараса Бульбы» пану Малковичу приписывать.
Стоит ли теперь удивляться тому, что в школьных программах Гоголь значится как зарубежный писатель? Ну а иностранца чего особо чествовать? Скромно, очень скромно отметили юбилей гения на Украине. Что, после обильного фимиама Мазепе и Шевченко и «пороху в пороховницах» для Гоголя не осталось? Однако истинная, глубинная причина видится в ином: жгучие устремления вождей к единоличному господству не давали и не дают возможности вырасти, созреть и окрепнуть подлинно национальной идее. На Украине, к сожалению, всегда шли «от обратного».
В конце марта РИА «Новости» (не УНИАН!) организовало телемост «Киев-Москва», посвященный юбилею писателя. Был там и представитель фракции Блока Юлии Тимошенко (БЮТ), глава Национального союза писателей Украины Владимир Яворивский. Он выдал несколько пассажей, весьма характерных для современной «политэлиты» Украины. По поводу Гоголя, например, сказал, что для него лично Гоголь - это «украинские корни и русская крона» и что совершенно неважно, по какой программе изучается его творчество. И отметил: то обстоятельство, что Гоголь оказался для Украины «иностранным писателем», это «мелочи, о которых не стоит упоминать». Такой вот странный для «настоящего патриота» плюрализм: Гоголь наш, но он ваш, однако, прежде всего, – наш. Заметим, что Яворивский стал лауреатом Шевченковской премии в начале 80-х годов. Так же, как и он, никто из «национально сознательных» не отказался от титулов и званий, полученных за преданную службу «колониальным» властям. Потому, с оранжевой точки зрения, вполне нормально, что сегодня Ющенко говорит «есть великая любовь к России», а завтра затевает очередной газовый конфликт. Или – после переговоров в Москве называет премьера «предательницей национальных интересов».
Украина испокон - веков шарахалась от Запада к России и наоборот, а если с кем-либо и дружила, то непременно против кого-то. Пыталась создать независимое государство, начиная со времен Богдана Хмельницкого, но всегда при поддержке и под покровительством иноземного суверена. Или: хотела ввезти в страну «незалежнисть» в «импортном» - немецком, татарском, турецком, польском ets., - обозе. Но все попытки заканчивались одинаково - полным провалом. Кто мешает? Или «помогает»?
Во время последнего (?) визита в Брюссель, где Украина и Евросоюз подписали совместную декларацию о модернизации украинской ГТС «в обход России», Ющенко допустил серьезный прокол. Он единожды проговорился, что, мол, таким именно образом будет обеспечена энергобезопасность «Черноморско – Балтийско - Каспийской зоны». Если несколько переставить местами дефиниции, то на свет Божий опять выплывает маниакальная англосакская идея о создании «Балтийско – Черноморско - Каспийской дуги», правда, теперь под газовым ареалом. Но суть та же: отодвинуть Россию от морей, превратить ее в никчемную сухопутную державу. Инструментом реализации уже в который раз избрано оранжевое руководство Украины. О какой независимости можно тут даже шепотом говорить? Неужели за сотни лет не стало понятно, что без России, без ее мощной поддержки ничего не получится. Вообще, ничего!
Своего единства и последующего расцвета Украина и достигла-то лишь в составе СССР. Научно-технический, культурный потенциал получила из рук государства, которое пренебрежительно именует сейчас «северным соседом», обвиняя его во всех прошлых, настоящих и грядущих бедах.
А причины извечных неудач надо искать, прежде всего, в собственных головах и душах. Даже бывший посол США на Украине вынужден был признать, что нынешняя политика руководства державой, основанная на культурно-историческом национализме, делит страну на две части – восток и запад, и «в случае своего расширения этот разлом может ослабить внутреннее единство Украины и разжечь внутриполитический кризис или же кризис в отношениях с Россией. В самом опасном случае такой кризис может угрожать территориальной целостности Украины». По негативным последствиям финансово-экономического кризиса страна уже на первом месте в мире. Как быть дальше?
Обратимся за советом к Наталии Нарочницкой. Она предостерегает: «Антироссийский шум – поможет ли он заслужить звание европейца? Зачем это тем, чья славянская история еще тысячу лет назад была частью великой европейской истории? Вот это непонятно, и этот комплекс самоутверждения держит в путах украинскую национальную идею и не дает сформироваться украинскому национальному проекту, который бы и освободил Украину от москвофобии».
Украинский народ думает так же. Согласно результатам социологического исследования, проведенного по заказу украинского филиала Института стран СНГ компанией Research & Branding Group, 72% украинцев считают, что фигура Гоголя, «безусловно» или «скорее да», «чем нет», объединяет Россию и Украину. Так что, «vox populi – vox dei», как говорил мудрец Сенека? Или и дальше будем служить интересам западных господ, разрывая национальное сознание на части?