Что мешает интеграции?
Отношения внутри постсоветской славянской тройки Россия-Украина-Белоруссия всегда были непростыми и, что более важно, плохо сбалансированными. Россия и Белоруссия пошли по пути создания Союзного государства и совместной работы в других интеграционных образованиях – ОДКБ, Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве, Евразийском экономическом союзе, - достигли серьёзного уровня экономического и военно-политического сотрудничества. Украина же, раздираемая внутренними противоречиями, заметно дистанцировалась от России и Белоруссии, пытается искать призрачное счастье в контактах с Евросоюзом и странами НАТО.
В России традиционно уделяют значительное внимание отношениям с Белоруссией и Украиной, практически не обращая внимания на взаимодействие Белоруссии и Украины. Между тем от состояния белорусско-украинских отношений во многом зависит будущее и постсоветской интеграции, и нашего общего цивилизационного пространства в целом. Сегодня во взаимоотношениях Киева и Минска серьёзно сталкиваются две противоположные тенденции. С одной стороны, Белоруссия в рамках Таможенного союза и строящегося Евразийского союза служит неким примером для Украины. С другой же, в последнее время в Евросоюзе всё настойчивее предлагают Белоруссии следовать путём Украины, приводя в качестве примера «демократизации» именно Киев.
Существует ещё одна причина для того, чтобы присмотреться к контактам Минска и Киева более внимательно. Ряд политиков в Польше (их лидером был погибший в авиакатастрофе президент Л. Качиньский) активно продвигают идею создания Четвёртой Речи Посполитой – геополитического образования, в которое должны войти Польша, Украина, Белоруссия, Литва и Латвия.
Этот проект имеет и другие названия – Междуморье (активно поддерживался до второй мировой войны Ю. Пилсудским) и Балто-Черноморский союз (проект был озвучен сразу после распада СССР). Несмотря на различные названия, суть этой идеи во всех трёх случаях одинакова – создать новое образование, альтернативное Евразийскому экономическому союзу и Союзному государству России и Белоруссии и полностью отрезать Россию от Европы на суше. Последнее особенно выгодно США, и именно этим в определенной степени объясняется активизация американско-польских контактов – как экономических, так и военных.
Безусловно, каждый народ имеет право на собственный выбор, но Украина, являясь неотъемлемой частью нашего, восточнославянского, мира, играет слишком важную роль и в белорусской истории, и в сложившейся геополитической ситуации, чтобы мы оставались безучастными к тому, что там происходит.
Украина же сегодня стоит на перепутье. В. Янукович, одержавший победу на президентских выборах, похоже, слишком долго колебался и выжидал. В итоге инициатива всё явственнее переходит к украинской оппозиции. В связи с подготовкой подписания соглашения об Ассоциации Украины с Евросоюзом на В. Януковича оказывается сильное давление. Так, лидер «Батькивщины» А. Яценюк добивается разрешения на выезд находящейся в заключении Ю. Тимошенко «для лечения за границу». Понятно, что это чревато для В. Януковича серьёзными проблемами: ещё неизвестно, чем может закончиться такое «лечение» - невозвращением Ю. Тимошенко или обращением в европейские судебные инстанции и решением вопроса в ее пользу. В этом случае Ю. Тимошенко может стать очень опасным конкурентом В. Януковича. Да и помимо Ю. Тимошенко, у того проблем хватает.
Согласно недавним опросам Киевского международного института социологии, В. Янукович в качестве потенциального кандидата в президенты Украины на следующих выборах впервые уступил бы В. Кличко (14% и 16%, соответственно). При этом популярность А. Яценюка находится на уровне 10%, О. Тягнибока – 6%, а П. Симоненко – 4%. Лидер партии «Гражданская позиция» А. Гриценко заявил 13 мая 2013 года во Львове, что в случае определения оппозицией единого кандидата есть все шансы выиграть у В. Януковича очередные президентские выборы. С учётом участившихся зарубежных вояжей В. Кличко в США и Европу с большой долей вероятности можно сказать, что именно профессиональный боксёр и выступит таким кандидатом.
Сложная ситуация и в украинской экономике. В этих условиях В. Януковичу необходимо предпринимать какие-то меры как в отношении активно действующей оппозиции, так и для улучшения экономической ситуации. Но в настоящий момент внутренний ресурс малопригоден для этих целей, поэтому В. Янукович старается компенсировать это на международной арене. Однако, оказавшись между Евросоюзом и Россией, Украина почти замерла в раздумье, хотя всё же и продолжает медленно дрейфовать в сторону Европы.
При таком положении дел Белоруссия остаётся, пожалуй, единственным на сегодняшний день направлением, где Украина и В. Янукович могут рассчитывать на определённый успех.
Белоруссия также заинтересована в усилении контактов и торговых отношений с Украиной. В 2013 году после того, как Минск заключил соглашение с Москвой о прекращении «растворительно-разбавительных» схем торговли углеводородами, внутриэкономическая ситуация в Белоруссии заметно ухудшилась. Если за первое полугодие 2012 года положительное сальдо внешней торговли составило примерно 1 млрд долл., то за первое полугодие 2013 года это сальдо было отрицательным в пределах тоже миллиарда долл. Иначе говоря, прекращение «растворительно-разбавительных схем» стоило белорусской экономике 2 млрд долл.
Суть такой схемы в следующем: Белоруссия покупала у России нефтепродукты, обогащала их на своих НПЗ и с немалой выгодой продавала затем в Евросоюз в качестве растворителей и разбавителей, не выполняя обязательства по встречным поставкам в Россию продуктов нефтепереработки (нефть из России в Белоруссию и нефтепродукты из Белоруссии в Россию поставляются по внутренним ценам, которые значительно ниже мировых). Формально Белоруссия ничего не нарушала, но после законодательного закрытия Россией этой схемы белорусская экономика оказалась в сложной ситуации.
Кроме того, неблагоприятная коньюнктура мирового рынка калийных удобрений и трудности со сбытом продукции машиностроения из-за снижения покупательной способности импортёров только усугубило эти трудности. Понятно, что разного рода «сокращения» и «оптимизации», которые сейчас полным ходом идут в Белоруссии, кардинально изменить ситуацию не могут. В связи с этим Белоруссия небезосновательно рассчитывает решить или хотя бы облегчить свои экономические проблемы усилением торговли с Украиной.
Основания для этого есть, так как по итогам 2012 года торговый оборот Белоруссии и Украины составил 7,9 млрд долл. с профицитом в 3,3 млрд в пользу Белоруссии. Минску достаточно на 50% увеличить свой экспорт на Украину, чтобы выйти на «ноль» в общегосударственной торговле, компенсировав те самые 2 млрд долл. торгового дефицита, образовавшего после закрытия Россией «растворительно-разбавительных» схем. Стоит отметить, что у Белоруссии положительный баланс в торговле практически со всеми государствами, кроме России – дефицит энергоресурсов является «ахиллесовой пятой» белорусской экономики. Учитывая всё вышесказанное, официальный визит 17-18 июня 2013 года А.Лукашенко на Украину был выгоден и желателен для обеих сторон.
О своих планах А. Лукашенко достаточно откровенно заявил уже в самом начале переговоров с В. Януковичем, отметив, что Белоруссия готова снять все проблемные вопросы в отношениях с Украиной и пойдёт так далеко, как этого захочет Киев.
В. Янукович был более сдержанным и предпочёл несколько обтекаемые формулировки.
Одной из главных нерешённых проблем к моменту встречи был вопрос демаркации государственной границы Украины и Белоруссии. Украина крайне заинтересована в решении этого вопроса, так как неурегулированность пограничной проблемы является для нее серьёзным препятствием в вопросах интеграции со странами Евросоюза, в том числе и в подписании договора об Ассоциации с ЕС. Дополнительная сложность для Украины заключается в том, что часть ее приграничных территорий находится в частной собственности и в случае их перехода к Белоруссии в результате демаркации могут возникнуть проблемы с владельцами. В Белоруссии же эти вопросы, даже если они возникнут, А. Лукашенко способен решить достаточно быстро. В итоге был подписан протокол об обмене ратификационными грамотами договора между Белоруссией и Украиной о госгранице от 12 мая 1997 года. В присутствии обоих президентов его подписали министр иностранных дел Белоруссии В. Макей и первый заместитель главы МИД Украины Р. Демченко.
Но проблема границы далеко не единственная. Несмотря на значительный товарооборот, Белоруссия и Украина накопили друг к другу немало претензий. Энергетиков Украины, например, раздражает тот факт, что страна продаёт излишки электроэнергии Белоруссии по ценам ниже мировых, а Белоруссия затем, используя серьёзные транзитные возможности своей модернизированной энергосистемы, перепродаёт эту электроэнергию по более высокой цене уже Литве, извлекая немалую выгоду. Но по более высокой цене эти излишки Белоруссия покупать не станет, а Украине продать их некому и в любом случае выгоднее передать эту избыточную электроэнергию в Белоруссию, нежели сократить производство.
Как ни странно, но более крупная и мощная Украина опасается белорусской экономической экспансии. Особое беспокойство у Киева вызывает значительный поток нефтепродуктов из Белоруссии. Сейчас Белоруссия контролирует примерно половину рынка Украины по продаже дизельного топлива и треть по продаже бензина. В этом смысле Украина зависит от Белоруссии намного больше чем от России. На Украине из шести НПЗ работают только два, и к тому же глубина переработки уступает белорусской. Белоруссия, которая провела модернизацию своих НПЗ и может опереться на поставки российской нефти, серьёзно теснит украинских производителей дизтоплива и бензина, что побуждает последних лоббировать введение заградительных мер. Однако Украина, столь зависимая от белорусского топлива, не решается пойти на этот шаг, так как подобные меры могут привести к дефициту либо резкому подорожанию нефтепродуктов.
Белоруссия также не всегда разрешает свободный допуск украинских товаров на свой рынок. Так, Минск искусственно сдерживает импорт украинского пива и конфет, чтобы не создавать конкуренции собственным производителям.
Как видим, перед встречей двух президентов проблем было много, но все их удалось разрешить, если и не к обоюдному удовлетворению, то, по крайней мере, к обоюдному согласию. Было решено, что Украина продолжит поставки электроэнергии в Белоруссию, не будет вводить пошлины на ввозимое белорусское автомобильное топливо. Белоруссия же окажет поддержку Украине в вопросе обновления парка комбайнов, тракторов и другой сельскохозяйственной техники. Из-за износа этой техники Украина теряет до 50% от того уровня сельхозпродукции, который сегодня достигнут в Белоруссии. Минск готов на взаимовыгодной основе расширить экспортное кредитование белорусских товаров и создать привлекательные условия для лизинга.
Ускорится и работа по созданию совместных производств. К слову, уже сейчас на территории Украины работает четыре совместных производства, свои представительства имеют более 100 белорусских компаний. В Белоруссии также существуют совместные с Украиной производства по выпуску пассажирских железнодорожных вагонов и оборудования для молочных ферм. Украина может помочь Белоруссии в подготовке специалистов для строящейся первой белорусской Островецкой АЭС. Будет продолжено сотрудничество в области фармацевтики, образования, оборонного производства. Перспективно и товарно-логистическое взаимодействие: только по проектам «Зубр» и «Викинг» в 2012 году количество перевезённых грузов увеличилось в четыре раза. Намечена проработка вопросов сотрудничества в сфере речного флота. Так что в экономическом смысле визит был если и не прорывным, то весьма полезным.
А. Лукашенко и В. Янукович уделили внимание и вопросам культуры. В 2014 году запланировано провести Дни белорусской культуры на Украине, а в 2015 году – Дни культуры Украины в Белоруссии.
Но куда важнее другое – белорусский президент открыто сказал о том, что место Украины рядом с Белоруссией, Россией и Казахстаном и фактически призвал украинцев присоединиться и к Таможенному союзу, и к будущему Евразийскому экономическому союзу. Зная о том, что Украина пока не определилась в своём выборе и, более того, настроена в значительной степени на движение в сторону Евросоюза, А. Лукашенко всё же произнёс очень важные и значимые в этой ситуации слова: «Что касается Таможенного союза, Единого экономического пространства, которое сформировано тремя государствами, вы знаете моё отношение к этому, и оно аналогично с позицией России и Казахстана – мы очень хотели бы, чтобы Украина не просто сотрудничала, а была рядом с нами в Едином экономическом пространстве. Это будет мощнейшее объединение. Я думаю, что с таким объединением будет считаться весь мир. Это наша общая позиция!».
Комментируя подготовку Украиной договора об Ассоциации с Евросоюзом, А. Лукашенко высказался также достаточно определённо: «То, что Украина сегодня ведёт переговоры с ЕС, в этом нет ничего чрезвычайного. Сегодня Российская Федерация ведёт переговоры с Евросоюзом о новом соглашении. Сегодня Казахстан ведёт такие переговоры (о новом соглашении с Европейским союзом). И ведёт Украина эти переговоры. Единственное, мы только хотели бы, чтобы Украина не подписала с другими организациями такой договор, который бы закрыл ей путь, движение в направлении Единого экономического пространства и будущего Экономического союза, о котором мы ведём речь».
Фактически это было прямое обращение ко всей Украине присоединиться к интеграционным проектам России, Белоруссии и Казахстана.
Если бы это произнёс В. Путин, то тут же посыпались бы обвинения в имперскости, а в данном случае к украинцам обратился лидер небольшого государства, этнически и культурно близкого. Этот призыв, наверняка, был услышан каждым украинцем. Но В. Янукович, которому пришлось отвечать публично на этот призыв белорусского коллеги, ушёл от прямого ответа: «Для того чтобы Украина могла в какой-то степени присоединиться к положениям Таможенного союза, нужно было создать инструменты. Один из инструментов — это подписание Меморандума и определение статуса Украины в работе Таможенного союза. Что для нас очень важно? Чтобы мы получили эти документы и могли их рассмотреть. И мы их рассмотрим, и в части того, что не будет противоречить нашим международным обязательствам, Украина присоединится к Таможенному союзу». В. Януковичу и украинской верхушке стоило бы, на мой взгляд, прислушаться к результатам исследований тех же киевских социологов, согласно которым 45% украинцев считают, что Белоруссия - более успешное государство, нежели Украина, и лишь 8% опрошенных отдали предпочтение своей стране.
А. Лукашенко встретился также с председателем Верховной Рады Украины В. Рыбаком.
Визит белорусского президента сразу вызвал неприкрытое раздражение у тех, кому не нравится любое движение наших народов навстречу друг другу. Интересно, что звучали совершенно противоположные мнения. Так, украинский политолог В. Небоженко в беседе с корреспондентом «Росбалта» заявил, что «встреча двух президентов славянских стран, пока Владимира Путина нет дома, настораживает. Скорее всего, они говорили о чём-то, о чём не нужно знать российскому президенту. А граница – только предлог. Наверняка, обсуждали тему Таможенного союза и отношения с Путиным – ведь что ещё может быть важнее для Киева и Минска? А все остальные темы – вроде долгов и границы – можно решить и без встречи глав государств». Бывший белорусский кандидат в президенты В. Некляев заявил, что это именно В. Путин послал А. Лукашенко в Киев уговаривать В. Януковича присоединиться к интеграционным проектам.
Но уже на следующий день после встречи белорусского и украинского президентов состоялся телефонный разговор между В. Путиным и А. Лукашенко, поставивший точку в этих гаданиях на «кофейной гуще». Были обсуждены итоги участия В. Путина во встрече «Большой восьмёрки» в Великобритании и визита А. Лукашенко на Украину.
Оба президента продемонстрировали полное взаимопонимание и отметили важность усиления работы по популяризации в обществе идеи единства России, Белоруссии и Украины. Интересно, что в телефонном разговоре с В. Януковичем накануне визита А. Лукашенко затрагивал тему создания в России, Украине и Белоруссии общественного движения в поддержку интеграции, однако, вероятно, не нашёл понимания, по крайней мере, эта тема во время встречи с украинским президентом, похоже, не обсуждалась.
Убедившись в том, что тема российско-белорусских разногласий мало интересна обществу, критики встречи А. Лукашенко и В. Януковича переключились на другое. Украинский политолог В. Портников в интервью «Еврорадио» заявил, что А. Лукашенко сумел «выгодно продать ратификационную грамоту насчёт границ» и добавил: «Если Виктор Янукович решил приобрести у Александра Лукашенко границу, то он и должен был вводить какие-то запретительные пошлины. Когда процесс оформления границы завершится — всё это будет сделано! Никто не будет колебаться. Все прекрасно запомнили то, что произошло вчера. Ведь в межгосударственных отношениях между цивилизованными странами метод финансового шантажа для решения вопросов протокольного характера не применяется — шантажиста рано или поздно наказывают».
Впрочем, такая критика, на мой взгляд, только лишний раз подтверждает правоту сказанного в Киеве белорусским президентом. Остаётся надеяться, что Украина всё же услышит призыв белорусского лидера.