Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 июля 2024
В авиации нет мелочей

В авиации нет мелочей

МАКС-2009: заметки посетителя
Александр Музафаров
25.08.2009
В авиации нет мелочей

Прошедший авиасалон дал пищу как для оптимистических, так и для пессимистических оценок будущего российской авиации. Кто прав – оптимисты или пессимисты?

1. Организация

Зачем вообще нужны авиасалоны? Конечно, можно говорить о коммерческой составляющей – так, по данным организаторов, в ходе МАКС-2009 были заключены контракты на 10 млрд. долларов. Но разве для заключения контрактов обязательно устраивать такое масштабное шоу? В большом бизнесе умеют делать дела и без излишней помпы. Если дело в шоу на потеху публике, то причем тут бизнесмены и военные? Возможно, ответ кроется в необычности самой авиации, как сферы деятельности. Первые авиасалоны проводились в начале ХХ века как место встречи всех неравнодушных к авиации людей – пилотов, механиков, конструкторов, бизнесменов, рискнувших заняться этой весьма рискованной во всех отношениях сферой деятельности, и большого стечения неравнодушной публики, приходившей посмотреть на невиданное чудо – обретение человеком возможности летать.

Современный авиасалон – наследник тех романтических времен, место встречи очень многих людей, от мальчишек с горящими глазами до летчиков-асов пилотажных групп, от торговцев игрушечными самолетиками до владельцев огромных компаний.

Без присутствия публики салон не может выполнять одну из главных своих функций – пропаганду авиации. Тем более в России, где так мало публичных авиашоу.

Вместе с тем, обеспечение возможности посещения публикой мероприятия требует от организаторов значительных усилий. Французы недаром проводят свой основной авиасалон именно в Ле Бурже, используя транспортную инфраструктуру международного аэропорта. Наш же МАКС проходит в Жуковском. Да, аэродром там первоклассный, но транспортная инфраструктура бывшего закрытого города с трудом справляется с потоком посетителей. Особенно трудно тем, кто рискнул поехать на собственном автомобиле. Сложности возникают и при проходе непосредственно на территорию салона – бдительная проверка службами безопасности заставляла людей простаивать в очереди на вход около часа. Про дороговизну питания и сувениров рассказывают все, побывавшие на салоне. Казалось бы, на фоне многомиллиардных контрактов недовольство зрителей дорогими сэндвичами или пробками мелочь, но, с другой стороны, если из-за этой мелочи ребенок, которого привезли на шоу родители, не проникнется тем самым авиадухом, ради которого все это, собственно, и затевается, не будет ли это провалом? Принцип «в авиации нет мелочей» должен быть применяем не только к обеспечению безопасности полетов, но и к организации массовых мероприятий.

2. Славное прошлое и живое настоящее

О состоянии дел в нашей авиапромышленности принято говорить в критическом и пессимистическом духе. Выпуск продукции невелик, заказов мало, идет процесс утраты технологий, растет нехватка кадров и т.д. и т.п. Но вопреки всем трудностям, возникшим объективно и создаваемым искусственно, российская авиапромышленность продолжает существовать и даже развиваться. На выставочных площадках и стендах представлены не только опытные образцы и макеты, но и серийные летательные аппараты, которые наконец-то стали поступать на вооружение ВВС. Самый разрекламированный проект российской гражданской авиации – создание регионального лайнера «Сухой Суперджет 100» - вопреки прогнозам скептиков идет строго по графику – три построенных авиалайнера посетители салона могли увидеть на летном поле и в воздухе. Один из основных конкурентов «Сухого» российско-украинский Ан-148 и вовсе был представлен самолетом в окраске авиакомпании «Россия». В разговорах представителей авиапромышленности, как военной, так и гражданской, слышится осторожная уверенность и сдержанный оптимизм. Эти люди верят в свое дело и, преодолевая все трудности, работают. И плоды их труда становятся все заметнее. Да, наша авиаотрасль отстает от США и Европы, но она жива.

На стенде ОАК был представлен макет нового авиалайнера МС-21 – российского аналога А-300. Первый полет этого самолета должен состояться в 2011 году. Не верится? Но ведь четыре года назад также не верилось в полет «Суперджета»…

Тема российско-украинского сотрудничества в авиационной сфере неизбежно возникает на каждом авиасалоне. Многострадальный военно-транспортный самолет Ан-70 является живым воплощением раздела «по живому» некогда единого авиастроительного комплекса СССР. При всей очевидной выгоде совместной работы, политические противоречия раз за разом подрывают перспективы самолета. Вот и сейчас, несмотря на достигнутое между министерствами обороны России и Украины соглашение о продолжении работ над проектом, большинство экспертов скептически оценивают его перспективы.

На фирме «Ильюшин» полным ходом идут работы по созданию конкурента Ан-70 – самолета Ил-214, технологически совместимого с Ил-76. Первый полет ильюшинского транспортника назначен на 2013 год, но его перспективы специалисты оценивают выше, чем Ан-70. Пройдут годы, и историки авиации будут описывать Ан-70 как «перспективный самолет, один из лучших в своем классе, который не выпускался из-за сложности российско-украинских отношений».

3. Аппараты легче воздуха

Мало кто из широкой публики знает, что Россия занимает одно из ведущих мест в мире в такой области авиации, как дирижаблестроение. В минувшие годы российскими воздухоплавателями был установлен ряд мировых рекордов, в частности, абсолютный рекорд высоты для дирижаблей. К аппаратам легче воздуха проявляют интерес как крупные компании, так и военные. Современные технологии позволили дирижаблям избавиться от многих пороков, существенно повысили надежность и позволяют реализовать возможности, недоступные самолетам или вертолетам. Дирижабли могут быть эффективно использованы при освоении арктических пространств.

На состоявшейся 20 августа 2009 года пресс-конференции ведущей российской дирижаблестроительной компании ЗАО "Воздухоплавательный центр "Авгуръ", специальный представитель Президента России по вопросам Международного полярного сотрудничества Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации Артур Николаевич Чилингаров объявил, что в следующем году намерен осуществить полет на Северный полюс на новом дирижабле Au-30. Дирижабли возвращаются в Арктику….

4. Воздушная программа

Если для специалистов основная работа проходила в павильонах, переговорных комнатах и на стендах, то для зрителей наиболее привлекательным моментом программы стали показательные полеты.

Свое искусство управления самолетами в ходе воздушной программы салона демонстрировали российские, французские и итальянские пилоты. Не в обиду соотечественникам будет сказано, но пилотаж в исполнении европейских авиагрупп смотрелся зрелищнее, эффектнее. Конечно, после катастрофы 16 августа в небе над Жуковским отсутствовали «Русские витязи», да и на остальных наших пилотов гибель Игоря Ткаченко тоже оказала влияние. Но есть и еще одна причина – подавляющее большинство западных пилотажных групп летает на легких маневренных реактивных самолетах, учебно-боевых машинах. Наши же пилоты вынуждены выступать на тяжелых боевых истребителях. Вынуждены, потому что собственных реактивных учебно-боевых машин наша авиация пока не имеет. В летных училищах эксплуатируются старые чехословацкие самолеты Л-39, а новый Як-130 только, только начинает поступать с заводов в весьма небольших количествах.

К тому же, если для западных пилотажных групп зрелищные полеты являются главной задачей, то основной задачей для наших летчиков является «демонстрация боевой техники», что совсем не одно и то же.

Более того, периодически поднимается вопрос, а нужны ли такие группы вообще? Для каждого, кто побывал на салоне, ответ очевиден – нужны. Достаточно увидеть как загораются глаза мальчишек от вида проносящихся с гулким рокотом самолетов, как, не отрываясь, смотрят на небо зрители…. И не менее важной задачей, чем отработка летного мастерства или демонстрация самолетов, является формирование заинтересованного и позитивного отношения общества к отечественным воздушным силам. И тут одно выступление авиагруппы делает куда больше, чем десять речей самых говорливых пропагандистов….

5. Шляпа инженера

Таким образом, прошедший авиасалон дал пищу как для оптимистических, так и для пессимистических оценок будущего российской авиации. Кто прав – оптимисты или пессимисты?

Четыре года назад, на МАКС-2005, около павильона, в котором была выставлена на всеобщее обозрение модель лайнера «Сухой Суперджет 100» (впрочем, тогда он еще назывался RRJ-100) отчаянно спорили несколько посетителей выставки. Оптимисты возлагали на этот самолет большие надежды, пессимисты сомневались, что самолет вообще когда-либо будет построен в металле. Один из пессимистов, молодой авиационный инженер с кожаной черной папкой под мышкой, сказал, поправляя свою широкополую панаму: «Да, если этот джет полетит, я съем свою шляпу!».

В четверг, 20 августа 2009 года, белый авиалайнер оторвался от полосы и низко пролетел над собравшимися зрителями. Обернувшись на звук знакомого голоса, я увидел давешнего спорщика, с неизменной кожаной папкой под мышкой и… непокрытой головой.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.06.2024
Максим Столетов
В подготовке ударов по Крыму могли принимать участие агенты украинских спецслужб
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.