Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
"Смутное время " славянства

"Смутное время " славянства

21.07.2005

Как мы выглядим, если смотреть из Германии

Cлавянам понятны мысли о примате этического (рыночной должна быть только экономика, а не все общество). Государство соборное, справедливо-правовое. Государство как механизм духовной солидарности, органическое единение индивидуумов, несущих в себе честь, достоинство, совесть и высокое правосознание (похоже, но не сродни "уму, чести, и совести").

Славянскому духу, выбиваемому из традиции, предложена мутация, как единственная "общечеловеческая" норма существования. И не вздумай сопротивляться "мутации духа", не то найдут у тебя психологию если не Смердякова, то чеховского Фирса. Спекулянты "общечеловечиной" не оставляют никаких шансов на самовыражение "воспитуемым" народам, воплощению в культуре их национальной самобытности, характера и обычаев.

Кажется, что все восточноевропейские реформы последних полутора десятилетий превратились в борьбу за господство протестантских ценностей. Хотя попытка переделать страну по чужому подобию провалилась не только в России. "Реформы" делали акцент на том, что свойственно, казалось бы, всему роду человеческому, - уважении к семье, дому, собственности, свободе. Но в реальной идеологической и политической практике эти бесспорные ценности играли роль своего рода локомотива, за которым продвигались, насаждались в российскую действительность взгляды, представления, принципы, принятые в западном мире. И прежде всего индивидуализм, отчужденность от окружающих, стремление к материальному успеху и благополучию любой ценой, прагматизм, в том числе в семейных отношениях, и многое другое.

Россия – самостоятельная цивилизация, причем уникальная по своим фундаментальным нравственно-этическим представлениям. И дилемма от "плохого" социализма к "хорошему" капитализму не срабатывает в славянстве не потому ли, что эти системы однородны. По мнению русского академика Игоря Шафаревича, "это не противоположности, а две формы единой технологической цивилизации...".

Апологетам высоких темпов реформ следует напомнить, что для утверждения рыночной рациональности в сознании людей западной цивилизации потребовался религиозный, мировоззренческий переворот, описанный М.Вебером в классической работе "Протестантская этика и дух капитализма".

Славянский менталитет предполагает синтез индивидуализма и соборности. Ценится личная энергия (в начале ХХ века большая часть русского капитала принадлежала выходцам из старообрядцев: Морозовым, Гучковым, Коноваловым, Рябушинским), стремление к стабильности, к гарантированному уровням жизни и работы без сверхусилий, к социальной справедливости, к коллективизму.

Повсеместно проявляется славянская "внерыночная ментальность". В русской деревне уважали торговцев, искусственно тормозивших торговый оборот и считавших грехом увеличение богатства (Василий Белов). По Бердяеву, "даже русский купец старого режима, который наживался нечистыми путями и делался миллионером, склонен был считать это грехом, замаливал этот грех и мечтал в светлые минуты о другой жизни, например о странничестве и монашестве... Этот купец был плохим материалом для образования буржуазии западноевропейского типа".

Стоит напомнить основы христианского понимания собственности.

Собственность – не абсолютное (вечное), а временное (личное) благо. Критерием оценки собственности служит характер ее приобретения и использования – праведный или неправедный. Причем последний (грабежи, воровство, обман, подкуп) должен быть безусловно осужден. Существенно не обладание человеком собственностью, а его душа и дела, проистекающие из его внутреннего мира. Есть люди, достойные собственности, умеющие употребить ее во благо другим. И есть люди, не умеющие употребить ее во благо.

Собственность – ценный дар, полученный от Бога. Поэтому недопустимо расточительство, безумное растранжиривание имущества. Собственность – прежде всего нравственное право творчески использовать ее хозяйственные возможности, приумножить имущество, улучшить жизнь человека на земле. Собственность – тяжелый крест для человека. Он должен отдать своему хозяйственному делу энергию души и тела, направить ее во благо окружающим.

Православие не мешало России быть экономически развитой страной. Так, в начале прошлого века, будучи страной крестьянской, она в то же самое время входила в пятерку наиболее индустриально развитых стран. С индивидуального пути Россию столкнули дважды – Ленин и Ельцин. По Достоевскому: "Они хотят приучить русский народ, чтобы он смог бить по щекам свою мать – Россию". И после того, добавим, народ можно выпустить на некое "общечеловеческое" дело.

Но приняв чуждую систему ценностей, славяне вряд ли смогут стать даже винтиком экономической машины, построенной на Западе. Из славянства можно изготовить только подставку для этой машины. Вот и происходит масштабное геополитическое действо: опускание славянства на дно современного экономического сообщества, - в смысле бесправия.

Нет разделения задачи на спасение в материальном плане и спасение в духовном. Как и в Смутное время, славянам вообще, и русским в частности, нужны радикальные решения. С чрезвычайной ситуацией можно стравиться только чрезвычайными мерами. Кто их применит? Хорошо, если власть.

Е. Вертлиб (Германия)



Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.