Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
1 февраля 2023

Народная певица

Юбилейный год Татьяны Петровой
Николай Головкин
06.03.2007

Иногда удивляются: что это за звание такое – народная певица? Мы-де знаем, что Татьяна Юрьевна Петрова – и заслуженная артистка России, и народная артистка Башкирии, и кавалер ордена святого апотола Андрея Первозванного… Но так благословил прозываться Татьяне Петровой покойный митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев)...

- С владыкой Иоанном, - вспоминает Татьяна Юрьевна, - мы познакомились за четыре года до его кончины. Встреча с ним, доброта, понимание, тепло и мудрость, которые от него исходили, – дар бесценный в моей земной жизни.

Воспоминание о Владыченьке, которого мне сегодня так не хватает, согревают мою душу. Он очень тепло относился к моим песням "Православная", "Вы деньки мои, голуби белые" и другим. Владыченька два раза брал меня с собой в поездку на Святую Землю.

Однажды мы разговаривали у него в приемной. Я стала у него спрашивать, правильно ли делаю, что пою церковные песнопения на сцене. Они ведь для церковных людей, а я пою их в концертах для всех. Он ответил: "Правильно ты их поешь, пой больше душеспасительные песни. И не зовись артисткой, потому что ты не играешь, а каждый раз проживаешь песню. Поэтому зовись певицей".

И еще одна его фраза тоже стала для меня огоньком в лампаде: "Нужно людей не тешить, а утешать".

Девизом каждого выступления певицы стали слова: "Чем труднее времена, тем нежнее песня". Слушая Татьяну Петрову и в больших столичных залах, и в забытых сельских клубах, слушатели, которые также величают Татьяну Юрьевну не иначе как народная певица, радуются и плачут, но никогда не остаются равнодушными к её песням. Традицией стали проводимые ею ежегодные творческие отчеты-праздники "Татьянин день".

Именно народной певицей величает её и сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вот одно из высказываний Его Святейшества после концерта "Татьянин день":

"...Творчество народной певицы России Татьяны Юрьевны Петровой отмечается высокой духовностью, приверженностью к народным песенным традициям и высочайшим талантом".

***

Любовь к русской национальной культуре зародилась у народной певицы России Татьяны Петровой еще в детстве. В их семье, которая жила на Урале, все пели. Тогда бабушка Татьяны наставляла свою внучку: "Не пой худой песни добрым людям!". С тех пор певица, которая отмечает в нынешнем году юбилей, следует этому завету.

***

Татьяна Сысолятина – будущая певица - родилась в в поселке Буланаш Артемовского района Свердловской области, была в детстве послушной и даже примерной. Она любила много читать, все время сидела с книгой.

Иной раз её мама Галина Павловна Истомина, которая работала киномехаником, даже книгу отбирала и посылала рукодельничать. Но у девочки всё падало из рук. И тогда соседка надоумила маму: ты, мол, Галя, отдай ее в музыкальную школу на фортепьяно, она пальцы-то и разовьет.

Отец Татьяны - Юрий Васильевич Сысолятин, предки которого были крестьяне с притока Северной Двины речки Сысолы, был шахтером. Он 25 лет провел под землей. По-уральски суров и по-северному молчалив. Когда Галина Павловна стала советоваться с ним, он против занятий музыкой ничего не имел, ибо сам на праздники любил петь песни.

Пальцы Татьяна как следует развить не успела. Зато быстро прорезались голос и слух – наверное, в наследство от бабушки Анны досталось. Бабушка пела много народных песен долгими вечерами в деревне Лягушине, только не все до конца: "А вот как тебе, Таньша, шашнацать исполнится, тогда и узнашь, что дальше-то было".

С пятнадцати лет, когда Татьяна выдержала конкурс в Государственный Уральский народный хор, и по сию пору она все в дороге: поезд, машина, самолет… Поездки по всему миру, а более всего по родимой России-матушке.

В советские времена трудовую книжку выдавали только с 16 лет. Поэтому ее трудовая деятельность в Государственном Уральском народном хоре (1972-1974), где она пела забытые бабушкины песни, поначалу вроде бы была и "противозаконная".

Затем уехала учиться в Москву, где последовательно окончила музыкальную школу, отделение сольного народного пения музыкального педагогического училища имени Ипполитова-Иванова (1974-1978), музыкальный педагогический институт имени Гнесиных по классу Нины Константиновны Мешко (1978-1986) и аспирантуру (1986-1988).

Параллельно с учебой в училище работала в Ансамбле народной музыки под управлением Дмитрия Покровского, а в 1978 года стала солисткой "Москонцерта".

В светлую память о своем отце Юрии Васильевиче, ушедшем из жизни очень рано, Татьяна Петрова с особым чувством любит выступать в шахтерском Кузбассе, где бывает с концертами каждый год.

#comm#Пение, по убеждению певицы, - это большой труд. Поэтому Татьяна Петрова пошла по принципу – голос не надо жалеть. Она всегда поет без микрофона, вкладывая в каждое исполнение всю свою душу.#/comm#

***

В стране победившего социализма русские народные песни, особенно о тяжелой доле трудящихся, приветствовались как классово проверенные. Поэтому Татьяну Петрову и в Америку возили, и премию Ленинского комсомола торжественно вручили …

Но когда в эпоху перемен Татьяна Юрьевна запела на вечерах "Нашего современника" и других патриотических изданий и когда в ее пении патриотизма стало более, чем нужно, то демократура, по выражению Василия Белова, шарахнулась от певицы, как черт от ладана!

Зато сколько прекрасных людей и талантливейших наших мастеров слова стали в эти годы её друзьями!

Валентин Распутин:

"Уже сама природа наделила Татьяну Петрову двумя замечательными дарами - русской красотой и поющим самоцветным голосом. Самой природой ей был заповедан репертуар - русская песня и романс от древности до наших дней. Другой песне душа не ответила бы с таким простодушием, радостью и искренностью, всякий раз отдаваясь 5-7-семи минутной "жизни" как единственно выпавшей судьбе, другому напеву душа не отозвалась бы столь полным и ярким сопереживанием. Чтобы стать Татьяной Петровой, которой мы сегодня восхищаемся со сцены, нужна была огромная работа, но благодаря ей произошло полное и счастливое слияние в одно целое таланта, внешности и духовности".

Вадим Кожинов:

"Сейчас часто говорят: исполнитель русских песен, и действительно подавляющее большинство тех, кто выступает с русскими песнями, это именно исполнители, а не певцы, то есть они исполняют нечто, в конце концов, чужое им, далекое, и поэтому получается пение или музейное, или даже пародийное. А Татьяна Петрова действительно певица, и для меня она стоит в таком ряду: Надежда Плевицкая, Лидия Русланова, вот она третья. И что это прежде всего значит? Это значит, что она действительно поет, что песня, когда бы она ни была осуществлена, это ее песня, она не исполнитель, а действительно певица в высшем значении этого слова, а для этого, конечно, недостаточно одного желания петь так, нужен высокий и воистину мощный дар, чтобы преодолевать время. И получается так, что, когда она поет песни народные, давние, вековые, они звучат совершенно современно, и в то же время, когда она поет песни, созданные современниками, вот только сейчас, они становятся в этот ряд, то есть они присоединяются к той великой культуре".

Кто же они, эти современники, которые вот только сейчас?

Это – поэт и драматург Константин Скворцов, который создал для певицы сразу целый цикл замечательных песен – такие, как "Ивушка", "Птицы русские", "Белый вальс", которые запели и другие исполнители.

Это, увы, ныне покойный Владимир Волков, замечательный поэт, композитор и спутник Татьяны Юрьевны во многих поездках, в том числе и паломнических.

Татьяна Петрова записала цикл авторских песен матушки Людмилы (Кононовой) из Вятки, с которой их связала крепкая духовная дружба.

В разные годы Татьяна Петрова, сильная и смелая женщина, не раз побывала и в Афганистане, и в Чечне, и в Сербии…

Общепризнанной вершиной исполнительского мастерства и гражданского долга певицы стал знаменитый марш "Прощание славянки". Зрительный зал неизменно в едином порыве встает, приветствуя ее пение.

– Когда я исполняю на концертах "Прощание славянки", – делится Татьяна Юрьевна, – даже крепкие мужчины не могут сдержать слез и не стесняются этого.

Да, действительно права Татьяна Петрова, утверждая, что этот прекрасный марш, созданный в 1912 году замечательным русским музыкантом, уроженцем Рязанщины Василием Ивановичем Агапкиным как отклик на освободительную борьбу славян, невозможно вычеркнуть из нашей памяти: и сегодня "Прощание славянки" помогает нам собраться с силами и духом для возрождения горячо любимой Родины. И становится особенно понятным потаенный смысл оброненных певицей слов: "Я не работаю. Я служу". И это правда. Так служат в храме...

Владимир Крупин:

"Татьяна Петрова появилась в России в тяжелейшие времена не случайно. Она пришла как надежда на утешение в бедах, как упрек русским мужчинам за то, что они плохо и мало бьются за Родину. Татьяна поет как поют в церкви, поет, как женщина, любящая безответно и прощающая…. Ее душа настолько сливается с голосом, что понимаешь: вот отчего лучшие в мире женские голоса - это русские. Россия, милая наша Россия, ты слышишь, поет твоя любящая дочь".

Часто певицу можно увидеть в Борисо-Глебской женской Аносиной обители под Звенигородом, которую основала княгиня Евдокия Николаевна Мещерская, тетка Федора Ивановича Тютчева. Здесь она помогает послушницам – и по хозяйству, и хоровое мастерство постичь, а то и денег добыть.

Рядом с обителью Татьяна Юрьевна купила небольшую избушку, чтобы проводить здесь православные праздники и отдыхать после гастролей.

– Мы не всегда, – говорит народная певица России, – можем слышать отзвуки той духовной борьбы, которая идет за душу человека между добром и злом, светом и тьмой. Но каждый, я уверена, чувствует, что есть у него некто незримый, но очень искренний, помогающий, оберегающий. Для крещеного, верующего человека это, конечно, ангел-хранитель.

– Татьяна Юрьевна, а как вы пришли к вере?

– У меня была верующая бабушка, Анна Николаевна, светлая ей память. Отец же был атеистом, и меня крестить запретил. Шести лет от роду, на Пасху, упала я с печки. Дом был каменный, высокий, так что сверзлась я с высоты порядочной. Что дальше – не помню. В общем, помирала девка некрещеной, и даже свечку нельзя было поставить. Тут бабушка и настояла на своем: повезла бездыханную меня в Алапаевск. Там в местной церкви меня и крестили. А как стали причащать, я после обморока трехдневного очнулась.

***

По признанию японских газет Татьяна Петрова – "серебряный голос России". Высоко ценят ее искусство, которое наполняет душу или великой радостью, или великой тоской, и во многих других странах, где народная певица России побывала на гастролях.

Повсюду за рубежом восхищены исполнением Татьяной Петровой и русских народных песен, и романсов Чайковского, Глинки, Рахманинова, Свиридова на стихи Пушкина, Тютчева, Есенина, Цветаевой, Мережковского, Рубцова, Клюева, Скворцова...

– Что для меня русская песня?! – размышляет певица. – Русская песня держит нравственный свод современности. Она как свет, на который идешь, как тепло, которым согреваешься.

Русская песня – это русский характер, это большая, могучая история государства, склад ума, души – нежно организованной.

Русская песня рождает в душе сопереживание и ведет людей к прекрасным поступкам, делает их лучше и чище...

В России Татьяне Петровой доводилось выступать перед своим народом и в поле, и на подводной лодке, и на корабле в шторм, и на площади в дождь.

В то время, как на экранах телевизоров певицу, увы, не увидишь, редко услышишь и по радио. К счастью, эту блокаду, которая не помешала ей приобрести многочисленную армию поклонников по всей стране, помогает прорывать "Радонеж".

– А на Родине, Татьяна Юрьевна, у вас такая трудная концертная судьба... Почему?

– У нас сейчас, увы, власть денег. Хочешь выйти в эфир – плати. То, что сейчас в целом происходит на нашем телевидении, я не могу назвать иначе, как террором, направленным против культуры, духовности. Я езжу по России, разговариваю с народом. Люди возмущаются тем, что им навязывают телемагнаты. Русская народная песня на телевидении сегодня не ко двору, а если что и звучит, то так называемая "русская попса", втиснутая в чужие, выхолащивающие душу ритмы.

– Да, грустно: подлинная русская песня – жанр удивительный, характерный именно для России – специфическое пение, идущее от русской разговорной плавной речи, напоенной эмоциями, особой интонацией слова. Неужели русская песня умрет?

– Ни за что! Как бы горько не складывались обстоятельства, мы, русские, и, в первую очередь, женщины не допустим этого. Как видно из истории, неповторимое место в русской песенной традиции отведено сольному женскому пению. Русская народная певица может петь обо всем, что тревожит. И плакать, и смеяться, и призывать, и стенать, и вызывать у людей слезы, желание очищения, покаяния...

- Как складывалась уникальная женская песня на Руси?

- Она шла от отношения мужчины к женщине. Если бы они не любили так в ней мать, хозяйку, опору свою земную, то и женщин бы таких певуний не было, не брались бы они за такие темы. Так что в самом существовании нашего жанра заслуга мужчин, которые поднимали женщину на духовные вершины.

- Такая вершина, например, – искусство гениальной русской певицы с загадочной и трагической судьбой Надежды Плевицкой…

- Ею восхищались Шаляпин, Бунин, Станиславский... Аккомпанировал Плевицкой сам Рахманинов. На моих концертах постоянно звучат и радуют слушателей пропущенные через душу песни из репертуара Надежды Плевицкой, других выдающихся предшественниц – Анастасии Вяльцевой, Аграфены Глинкиной, Лидии Руслановой, Клавдии Шульженко...

- Да, Россия – страна своевольная, поэтому везде и песни разные, и поют их по-разному…

- Провинция живет неспешно, трудно, но сколько там тепла, душевной отзывчивости, целомудрия! Именно это – настоящее и истиное – очищает. Поэтому много езжу по России с концертами, а прежде – в экспедиции за песнями.

– Ну, а в родной Гнесинке по-прежнему преподаете?

- Да, с 1986 года по настоящее время. Я не перестану преподавать, не перестану учить, потому что и меня всю жизнь учили.

У меня много талантливых учениц на отделении сольного народного пения в Российской Академии музыки имени Гнесиных – певиц с прекрасными голосами, с чистой душой. Но я, увы, просто не знаю, каково их будущее.

Очень горько, когда мнимые ценности выдаются за подлинные. Есть даже пророчество: человек, который думает только о хлебе, рискует навсегда его лишиться.

Говорю это, не впадая в уныние. Просто скорблю о том, что с нами происходит. Конечно, настанет время, и люди повернутся к утраченному, им этого будет страшно не хватать. Они будут жаждать этого. Но потерять-то гораздо легче, чем обрести вновь...

Ныне Татьяна Юрьевна в полном расцвете своих творческих сил, у нее множество рабочих планов.

Певица часто выступает с Национальным академическим оркестром русских народных инструментов России имени Осипова под управлением народного артиста России Владимира Понькина, ученика прославленного Геннадия Рождественского.

Сегодня в этом оркестре, который представляет музыкальное искусство народов нашей страны во многих странах мира, собраны лучшие музыканты, играющие на народных инструментах: домристы Александр Цыганков и Сергей Лукин, балалаечники Анатолий Тихонов и Игорь Сенин, гусляры Майя Воронец и Алла Догадова…

С этим коллективом Татьяна Петрова выпустила пять новых альбомов, презентация которых состоится на различных концертах в юбилейном для певицы году.

Специально для Столетия


Эксклюзив
30.01.2023
Николай Андреев
Фонд Сахарова признан нежелательной организацией.
Фоторепортаж
30.01.2023
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее в Москве проходит выставка, посвящённая Транссибу.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..