Знания как национальная идея
Успех страны на сегодняшний день очевиден, особенно для СНГ: никто здесь не добился такого успеха, как Казахстан. Сюда можно отнести ВВП на душу населения 5 тысяч долларов в год - при более чем 10-процентном росте в прошлом году, рекорд иностранных инвестиций на душу населения, как и тот факт, что в Казахстан, как и в Россию, наблюдается миграционный нетто-приток населения - 41.446 человек за первую половину 2007 года.
Следующий этап развития, видимо, очередные 10 лет, в Астане определяют примерно так: надо войти в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Создать «умную» экономику, получить статус мирового центра инноваций. И многое другое. Далеко не в последнюю очередь – повышать уровень образования и подготовки молодых специалистов, пригодных для эффективной работы в условиях рыночной экономики. Вот об этом – отдельно, проблема чересчур больная для России, которая никак решить ее не может. Несмотря на широко рекламируемые вузовские программы, курсы и семинары «по повышению квалификации».
По данным Лидии Шайкеновой, директора московского представительства международной образовательной программы «Болашак», в США в данный момент обучается по этой программе 1000 казахстанских студентов, в ЕС – 800, в России 400, в том числе 337 - в Москве. Если студенту хочется изучать бизнес-администрирование, то он едет чаще всего в США, если информационные технологии – то в Европу или, опять же, в Америку, если медицину, космические технологии или авиацию – то в Россию. Учебные заведения студенты выбирают по рейтингам, например, журнала «Форбс», в которые входят и российские вузы. А вот информация, которая в «Форбс» не попадает: казахстанских учащихся в России было бы больше, будь у нас соответствующие программы и вообще больше целенаправленности в работе.
«Болашак» - особое явление в казахстанской истории. Это ежегодно выделяемые государством до трех тысяч стипендий для обучения за границей, с целью подготовки кадров для государственного аппарата, хотя, впрочем, и для некоторых частных структур.
Возникла эта программа в 1999 году следующим образом. При СССР главный центр обучения класса «люкс» для казахстанцев был, понятно, в России. Но в 90-е в российской сфере образования наступил полный развал. По словам Динары Калиевой из фонда «Казына», поначалу, в 1999-м, основными странами, с которыми работала программа, оказались США, Англия. Франция, Германия. Далее ситуация изменилась: в числе уже 32 стран, из которых выбирали 19 тысяч учащихся за рубежом, оказалась и Россия, которая в итоге заняла, как видим, вполне почетное место в списке предпочтений. Но – не первое.
И все же самой интересной оказалась информация не о том, в какую страну предпочитают сегодня ехать казахстанцы за образованием. Интереснее была тема образования - как части стратегии национального развития.
В Казахстане гордятся тем, что страной руководят молодые лидеры. Госаппарат там прошел две волны омолаживания, и сейчас средний возраст госслужащего – 39 лет. В России – 50. Но на самом деле, как выясняется, дело не в возрасте как таковом. Речь совсем об ином – к власти идут образованные лидеры, новое поколение их – это образованное поколение.
Здесь налицо неприятный контраст с Россией. Для множества наших структур, государственных и частных, омолаживание равносильно, наоборот, деградации, поскольку более молодые поколения оказались удивительно безграмотными и ограниченными по сравнению с их «советскими» предшественниками. Потому что речь о «продуктах» нашей системы образования в те самые 90-е, да уже и конца 80-х годов.
Эту проблему знают, например, в инвестиционных и прочих финансовых компаниях, где внимательно смотрят на качество решений, принимаемых в компаниях молодыми менеджерами. Конечно, при российских нефтяных доходах можно позволить себе потери от безграмотности целого поколения. Но ведь и Казахстан начал свой путь к процветанию благодаря нефти и газу, вот только еще до начала этого процветания он начал думать об образовании как необходимой части развития.
Результат: в России даже не говорят всерьез о приходе «потерянных поколений» как о проблеме, угрожающей будущему страны. Не любят упоминать о дебилизации средств массовой информации, особенно телевидения. Вместо этого ведут с неграмотными поколениями политические игры, чтобы они сдуру не устроили какую-нибудь «цветную революцию».
В Казахстане атмосфера совсем другая. «Болашак», например - только временная часть процесса. Астана всерьез занимается созданием первоклассной системы образования в самой стране.
К двум повсеместно употребляемым языкам - казахскому и русскому - добавляется английский, «язык успешной интеграции в глобальную экономику».
Огромные средства вливаются в дошкольное образование, создаются 249 новых полностью оборудованных школ, страна подключается к Болонскому процессу, то есть к единому европейскому образовательному пространству.
Интересны не только официальные цифры и факты. Вполне достойна внимания нематериальная субстанция – отношение общества к образованию, грамотности, знаниям. Как заявил один из отечественных политологов, он с завистью увидел во время очередной поездки в Казахстан, что у местных жителей ценность номер один – это доступ к образованию. При этом казахстанцы едут учиться на Запад, чтобы вернуться домой, потому что с хорошим дипломом их с гарантией ждет то, что называется «социальным лифтом».
Традиционный российский вывод из подобных дискуссий – это сожаления по поводу того, что «мы их теряем». То есть утрачивается способность Москвы влиять на элиту различных стран, поскольку тех, кто обучался в России, в этой самой элите все меньше. Но, во-первых, не столь уж непосредственна связь между тем, где человек учился и как он мыслит. В конце концов, британскую колониальную империю разваливали по всему миру люди с британским образованием. А во-вторых, сожалеть надо скорее о том, что в России даже за последние, относительно благополучные годы, не сложился культ знаний и уважение к образованным людям и интеллекту. Такая атмосфера очень способствовала бы притоку студентов из-за рубежа. И еще - достижению многих других целей.