Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 сентября 2021
Время собирать камни

Время собирать камни

Послесловие к визиту Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу
Валерий Панов
23.08.2012
Время собирать камни

Мне стыдно за тот «заговор молчания», которым, словно по команде, российские СМИ окружили визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу. Некоторые из них, правда, обозначили эту важнейшую в российско-польских отношениях тему короткими информационными сообщениями, но большинство – весьма тенденциозными комментариями. В целом событие, которое может оказать кардинальное влияние на ход мировой истории, в России прошло почти незамеченным.

Вдумаемся в то, что написал недавно авторитетный немецкий политолог Александр Рар: «Россия и Запад находятся на новом витке борьбы цивилизаций. Об этом свидетельствует судебный процесс над панк-группой Pussy Riot… В то время как Запад уже давно живет в постхристианской цивилизации, Россия, наоборот, возвращается к однажды потерянным истокам христианской Европы. Запад, который во время холодной войны критиковал атеистическую власть в России за то, что она уничтожала религию, сейчас обвиняет Русскую православную церковь в излишнем фундаментализме».

Думается, именно в контексте борьбы цивилизаций и следует подходить к оценке результатов польского визита Святейшего Патриарха Кирилла.

Примечательно, что визит был совершен в страну, где до 95% населения исповедует католицизм, и именно поляки являются в современном мире самыми ревностными католиками. Православных в Польше насчитывается всего около 500 тысяч человек. В эту поездку, кстати, Святейший Патриарх отправился по приглашению Предстоятеля Польской православной церкви митрополита Варшавского Саввы. Заметьте, не по приглашению Польской католической церкви и не властей - пригласили в соседнюю христианскую страну братья-православные. И там, не в пример нашим «молчаливым» государственным и политическим деятелям, от имени президента Бронислава Комаровского в Бельведерском дворце Варшавы в честь Святейшего Патриарха Кирилла был дан торжественный ужин, где присутствовали члены официальной делегации Русской православной церкви, православные и католические иерархи, представители государственных и общественных организаций.

Глава польского государства произнес речь, в которой назвал первый в истории визит Предстоятеля Русской православной церкви в Польшу «знаменательным событием высокого ранга».

Приглашение Польской православной церкви придает этому визиту более широкое измерение, отметил Бронислав Комаровский. По его словам, Церкви - Православная и Римско-Католическая - призваны способствовать российско-польскому сближению.

«Это важно для мира, цивилизационного развития наших стран и Европы в целом», — подчеркнул президент.

«У нас есть инструмент воздействия на исторический процесс - это молитва. Ни в коем случае нельзя пренебрегать этим инструментом, - сказал Патриарх Кирилл. - Народам России и Польши особенно важно быть вместе сейчас, когда традиционные ценности, с которыми связана наша христианская идентичность, находятся под угрозой. Под вопрос ставятся нравственные нормы, которые издревле скрепляли человеческое общежитие».

Патриарх Кирилл также выразил благодарность Блаженнейшему Митрополиту Савве и всей Польской православной церкви, которая, будучи Церковью меньшинства, занимает очень важное место в религиозной жизни Польши. Святейший высказал пожелание, чтобы Россия и Польша, оправившись от мрачного наследия богоборчества, стали верными союзниками в утверждении на европейском континенте справедливого миропорядка, основанного на евангельских истинах.

Состоялась также встреча Патриарха Кирилла с Маршалом Сената Польши Богданом Борусевичем. Патриарх отметил, что Предстоятели Русской православной церкви никогда ранее не ступали на польскую землю, однако сейчас наступило время, когда это стало не только возможным, но и желательным, даже необходимым, в том числе, в силу особых отношений между Русской и Польской православными церквами.

Польша как страна с христианской культурой и общим с Россией духовно-нравственным базисом, основанным на традиционных ценностях, представляется естественным союзником Русской православной церкви, говорилось на встрече, в которой принял участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Польша А. Алексеев.

В Варшаве Патриарх Кирилл встретился также с членами Президиума Польской католической епископской конференции. Во встрече принимали участие митрополит Варшавский и всей Польши Савва и иерархи Польской православной церкви архиепископ Вроцлавский и Щецинский Иеремия, викарий Варшавской епархии епископ Семятычский Георгий. Председатель Польской епископской конференции митрополит Юзеф Михалик сказал: «Сегодня Патриарх Русской православной церкви - Церкви великих святых, имеющей более чем тысячелетнюю историю, Церкви множества страстотерпцев — вместе с Католической епископской конференцией Польши желает обратиться с совместным посланием к верующим обеих Церквей, ко всем людям доброй воли. Этот шаг становится свидетельством веры, он о многом говорит. Речь идет не только о символическом жесте — это совместная озабоченность о мире, в котором мы живем, это подтверждение верности Евангелию, жизни в вере по Христовым заповедям».

Главным событием визита стало подписание Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом «Совместного послания народам России и Польши».

Ведущее польское информационное агентство PAP свое сообщение о событии 17 августа 2012 года в Варшаве озаглавило так: «Подписан первый в истории документ, призывающий к примирению русских и поляков». Особо подчеркнем, что на церемонии подписания послания в Королевском дворце присутствовали апостольский нунций Селестино Мильоре, спикер польского сената Богдан Борусевич, вице-премьер Вальдемар Павляк, министр культуры Богдан Здроевсикий, министр администрации Михал Бони, мэр Варшавы Ганна Гронкевич-Вальц, бывший премьер-министр Тадеуш Мазовецкий, депутаты сейма и сената. Поляки обратили внимание и на то обстоятельство, что послание было подписано в Королевском дворце, т. е. в светском месте и в окружении политиков, а не в церковном соборе во время службы. По-видимому, РПЦ не согласилась на экуменическую службу с католиками, посчитали они. Польские наблюдатели отметили и тот факт, что во время визита Патриарха Кирилла польская сторона принимала его по президентскому протоколу. Премьер-министр Дональд Туск, с которым у Патриарха Кирилла тоже была встреча, публично признал, что визит Патриарха проходит в Польше под патронажем президента Коморовского.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также констатировал, что Римско-Католическая Церковь в Польше является одним из основных союзников Русской православной церкви в сфере христианского просвещения. Задачи, стоящие в Польше перед католиками, во многом схожи с теми, которые старается решать в странах своей пастырской ответственности РПЦ. Обе Церкви отстаивают сохранение традиционных христианских ценностей в жизни общества. Из-за своей активной социальной позиции и Русская православная церковь, и Католическая церковь Польши сталкиваются с критикой и противодействием, сказал Патриарх Кирилл. Он упомянул также, что в России в последнее время участились выступления антицерковно настроенных лиц, которые хотели бы не допустить Церковь в сферу школьного образования и ограничить ее влияние в различных областях общественной жизни.

В Польше тоже есть политические движения, которые недовольны влиянием Церкви на жизнь общества, что проявилось, в частности, в попытке убрать Распятие из Сейма.

Сообщения об этих и других встречах, о том, что там говорилось, в российских СМИ, конечно, были, но далеко не во всех, даже «центральных», да и не столь подробные, как в СМИ Польши. А ведь, казалось бы, интерес к этому событию должен быть обоюдным. И интерес – огромный. В России мало кто знает, что накануне подписания совместного послания православной и католической церквей в интервью телеканалу TVP председатель польской конференции епископов архиепископ Юзеф Михалик сказал: «Ценность документа в том, что иерархи обеих церквей набрались смелости назвать вещи своими именами. Уверен, что документ будет резать уши многим».

И подчеркнул: «Дай Бог дожить до момента, когда каждый русский сможет назвать поляка братом, и каждый поляк сможет назвать братом русского».

Безусловно, написанное в соавторстве воззвание, на составление которого ушло два года, - явление в нашей общей и, как известно, далеко неоднозначной истории уникальное. Это как совместная проповедь Евангелия. В будущем на этот документ будут ссылаться не только церковные, но и государственные, и политические деятели. В православной России и католической Польше оно уже сегодня касается всех.

Количество католиков в мире составляет около 1,15 млрд, Православие исповедуют 250 – 300 млн человек, из них – 104 млн в России. А из более чем 38, 5 млн населения Польши, повторяем, до 95% составляют католики. Не правда ли, весьма внушительные цифры?

Общее мнение в Польше такое: церковная публичная дипломатия в данном конкретном случае призвана для улучшения отношений между двумя странами и обществами. В этом смысле визит Патриарха Кирилла имеет политическое значние, но, прежде всего, - для Польши, поскольку в современной России полонофобия как общественное явление отсутствует. Впрочем, представители «трезвомыслящей польской общественности», придерживаясь вековой традиции, выдвигают претензии не русским, а российской имперской государственности. И не случайно среди националистической части поляков сейчас бушуют страсти. Для этой части польского общества характерно представление о том, что осуществленный акт примирения является отражением неравноправных отношений современной России и Польши. Критики соглашения с РПЦ считают, что приниженное положение Польши в диалоге с Москвой закрепляют именно нынешние власти Варшавы.

Общим местом комментариев в польских СМИ является указание на тесную связь РПЦ и лично Патриарха с Кремлем.

Правые польские издания, например, «Gazeta Polska Codziennie» и «Niezależna» дали свои комментарии к визиту под заголовком «Кирилл - человек Кремля в Польше». Но в целом тональность польских оценок была доброжелательной.

«Gazeta Wyborcza» накануне визита (15.08.2012 г.) писала: «В то время, как еженедельник «Polityka» задается вопросом, «примирят ли Православная и Католическая Церкви поляков с россиянами», «Gazeta Polska» и часть политиков партии «Право и Справедливость» (PiS) обвиняет католическую сторону в предательстве - из-за того, что она намерена брататься с русскими… Вне зависимости от протестов польских правых этот визит имеет историческое значение. Русская православная церковь не подписывала таких документов ни с одной другой Церковью в мире, тем более - за пределами России». А после отъезда Святейшего Патриарха Кирилла (20.08.2012 г.) сделала такой вывод: «Первый в истории визит российского православного Патриарха и послание, подписанное им и председателем Епископской конференции Польши, - это акт религиозного экуменизма, первый шаг к диалогу после долгих лет конфликтов и недоверия. Это хороший день для поляков, чувствующих себя антисоветскими русофилами, и для русских, считающих себя антисоветскими полонофилами. Это хороший день, так как совместное воззвание может послужить преодолению духа русофобии в польском католицизме и полонофобии в кругах Русской православной церкви. Это хороший день, поскольку он переламывает косность взаимной неприязни, которая сделала невозможным визит Иоанна Павла II в Москву».

«Newsweek Polska» (16.08.) назвал визит Патриарха Кирилла предвестием перелома в налаживании контактов между Православием и Католицизмом.

Цитируя звучавшие в польской печати негативные мнения относительно позиции РПЦ, «Rzeczpospolita» (16.08.) призвала не рассматривать приезд Патриарха в политическом контексте и обратила внимание, что в отличие от сферы межгосударственных отношений Польши и России, в которых есть место разногласиям, Православная и Католическая церкви опираются на общие интересы.

В другом комментарии того же издания (16.08.) констатируется, что если до разрешения спорных польско-российских вопросов путь еще долог, то обе Церкви, напротив, уже видят в лице друг друга союзников в деле борьбы с леволиберальной культурной революцией.

В интервью Gazeta Wyborcza (17.08.) член Российско-польской группы по сложным вопросам Матерский продолжил мысль о том, что шаг навстречу к взаимной открытости Православия и Католицизма окажет положительное воздействие на политический климат отношений между Польшей и Россией. «Nasz Dziennik» освещал визит Патриарх Кирилла в духовной плоскости, акцентируя внимание на общности задач Католичества и Православия перед лицом секуляризации Европы. В интервью с епископом Дыдчем (17.08.) лейтмотивом, отражающим суть сближения Церквей и народов в контексте сложного польско-российского исторического опыта, прозвучали слова Иоанна Павла II «Любовь призвана склонить нас к взаимному осмыслению прошлого, чтобы решительно и смело вступить на путь, ведущий к единению».

Автор другой публикации того же издания (19.08.) выступает с призывом к взаимному христианскому прощению и сближению польского и российского народов, а также высказывает надежду на возможную в будущем встречу Папы Римского с Российским Патриархом. «Наша история была непростой, но сейчас не время сравнивать, кто был больше виноват… Следует уметь прощать, но одновременно и помнить. Нужно сказать ясно, где было чьих рук дело, чтобы не обвинять народ и не затушевывать сущность режима. Процесс примирения между двумя народами уже начался, люди смогли простить друг друга», - отмечается в статье.

Одна из авторитетнейших польских газет «Rzeczpospolita» (21.08.) статью об итогах визита опубликовала под говорящим заголовком: «Чудо на Висле».

Можно сказать, что эта публикация отразила весь спектр польских мнений. «Я бы не стал недооценивать значение визита Патриарха Московского и всея Руси в Польшу, сводя это событие лишь к жестам вежливости и дипломатии. Или принижать совместное послание к польскому и российскому народам, подписанное Патриархом Кириллом и архиепископом Юзефом Михаликом, называя его документом антипольского заговора. На самом деле это - прекрасный момент, чтобы внимательнее присмотреться к извечно сложным отношениям между обоими государствами и народами, - пишет автор статьи Яцек Жалек. - В обращении иерархов обращает на себя внимание фрагмент о новых вызовах, которые стоят перед нашими народами: «Под предлогом соблюдения принципа светскости или защиты свободы выбора подвергаются сомнению моральные принципы, основанные на заповедях Божиих. Пропагандируются аборты, эвтаназия, однополые союзы, которые пытаются представить как одну из форм брака, насаждается потребительский образ жизни, отрицаются традиционные ценности и изгоняются религиозные символы из общественного пространства».

И Католическая, и Православная Церкви почувствовали себя одинокими в современной Европе.

При этом и для католиков, и для православных вера в Бога обращена к человеку.

Усиливающиеся секуляризационные тренды и упомянутое одиночество способствовали взаимному сближению. С общественной точки зрения у нас уже есть отличная почва для взаимного диалога».

Вместе с тем, автор не смог избежать и широко распространенных в польском обществе идеологических штампов, таких, как «российское руководство разных уровней не первый год систематически провоцирует поляков на антироссийские выступления…», «исторически мотивированное недоверие к России», «Кремль боится достижений польской свободной мысли». Однако вывод, сделанный им, все-таки настраивает на оптимистический лад. «Мне представляется, в этом историческом опыте следует искать объяснение тому, почему путь к диалогу между нашими странами и двумя народами оказался столь долгим и извилистым, - подводит итог встречи двух христианских иерархов Яцек Жалек, - а также тому, почему документ, подписанный Патриархом Кириллом и архиепископом Михаликом, вызвал у части поляков различные подозрения».

Русская православная церковь не раз претендовала на роль силы, сближающей людей и помогающей им простить давние обиды. И визит Патриарха Кирилла в Польшу - это попытка выступить в этой роли. В РПЦ отмечают, что у предшественника Кирилла была миссия - объединение Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом. И в принципе за время пребывания в своем сане предшественник Кирилла смог эту миссию реализовать. А сейчас ситуация в мире складывается таким образом, что необходимо налаживать диалог не только внутри православной церкви, но и внутри всей христианской церкви.

Польские СМИ отметили два важных обстоятельства, связанные с визитом Патриарха Кирилла: это первый за всю историю двух народов визит Патриарха Московского и всея Руси в Польшу и первое в истории соглашение Русской православной церкви с католической конфессией. Оптимисты в католическом мире Польши теперь видят в ближайшей перспективе встречу патриарха Московского и всея Руси с Папой Римским или даже визит последнего в Россию.

В интервью польским СМИ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что в какой-то момент встреча с Папой Римским станет весьма возможной, однако «время определять рано».

Вместе с тем, он признался, что чувствует солидарность с Папой Римским Бенедиктом XVI по многим актуальным для современного общества моральным вопросам. «Должен сказать, что позиция нынешнего папы Бенедикта XVI вселяет в нас оптимизм», - сказал Патриарх Кирилл в интервью украинским телеканалам накануне своего визита на Украину. Он напомнил, что Бенедикт XVI сегодня часто подвергается критике со стороны «либеральных богословов и либеральных СМИ на Западе» за свои взгляды. «Но его позиция по многим общественным и нравственным вопросам полностью совпадает с позицией Православной церкви. Это дает нам возможность вместе с Католической церковью отстаивать христианские ценности, в том числе и на уровне международных организаций и в международном пространстве».

По его словам, в современном протестантизме можно встретить «очень опасные явления», когда христиане «впускают в свой внутренний мир греховные стихии мира и оправдывают эти стихии, если они предлагаются светским обществом», и в результате «светские философские либеральные штампы повторяются внутри протестантских Церквей и укореняются в религиозном сознании». Именно так, отметил Патриарх Кирилл, на Западе возникла тема женского «священства», когда «светское понятие прав человека было инкорпорировано в богословие, в церковную практику».

«Вторая аналогичная проблема - это отношение к гомосексуализму. Здесь в угоду светскому либеральному стандарту искажается уже Слово Божие. Черным по белому написано, что это грех», - подчеркнул Патриарх.

Прогресс в отношениях РПЦ и Римско-Католической Церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал в июле этого года во время встречи с премьер-министром Италии Марио Монти. «Мы действительно по многим вопросам являемся единомышленниками, и это, в первую очередь, касается пастырских вопросов, связанных с жизнью современного человека», - по мнению Патриарха Кирилла, это направление двустороннего диалога наиболее важно, поскольку рассматриваемые темы имеют прямое отношение к жизни людей. По словам Патриарха, Русская Православная Церковь заинтересована в дальнейшем продолжении диалога с Римско-Католической Церковью, с итальянским государством, с представителями бизнеса, науки и образования, в том числе и для того, чтобы совместными усилиями защищать нравственные принципы, без которых человеческая цивилизация становится очень неустойчивой и уязвимой.

По мнению пресс-секретаря Конференции епископата Польши священника Юзефа Клоха, визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу стал прорывом в православно-католических отношениях.

Священник обратил внимание на то, что в нынешнем документе цитируется молитва Господня: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», - что свидетельствует о взаимном стремлении к прощению. Особую надежду пресс-секретарь епископата возлагает на политиков России и Польши. Отметив, что подписанный документ носит, прежде всего, пастырский характер, представитель польского епископата подчеркнул важную роль приходов и христианских общин в Польше и России для его воплощения.

Примас Польши архиепископ Юзеф Ковальчик назвал реализацию послания «моральным долгом» поляков и россиян.

Радио Ватикана сообщило: обращаясь в минувшее воскресенье к паломникам после полуденной молитвы в своей летней резиденции Кастель Гандольфо, Папа Римский Бенедикт XVI заявил, что считает визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу важным событием, которое принесет «добрые плоды». «Их я вверяю заступничеству Марии, испрашивая Божия благословения», - сказал понтифик. Напомнив, что Патриарх Кирилл встретился с католическими епископами Польши и подписал совместное послание к народам Польши и России о прощении и примирении, он подчеркнул, что этот документ свидетельствует о «доброй воле созидания братского единства и сотрудничества наших Церквей для распространения евангельских ценностей в современном мире, в духе единой веры во Иисуса Христа».

* * *

Общее мнение, выражаемое сейчас польскими государственными и церковными деятелями: примирение не так просто и займет долгие годы. Формально, таким образом, сторонники публичного церковного акта 17 августа выводят это событие из сферы актуальной политики в перспективу. Пусть даже так, но именно эта перспектива и пугает наших «либералов» и тех, кто за ними стоит.  

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 19 найденных.
Олег - алексу
24.09.2012 0:51
Почему же мы, русские, не так злопамятны, как поляки? Мы же им не вспоминаем 1612 год? Мы не вспоминаем, как поляки громили русское население во время полького восстания в 19 веке. Врывались в церкви и не щадили ни женщин, ни детей. Не вспоминаем и 100 тысяч красноармейцев, замученных в польском плену уже в 20 веке. Да много чего мы им почему-то не вспоминаем!
Скела
04.09.2012 10:09
Ксюша-1. Почитайте хотя бы материалы В.Шведа про Катынь. Какой вздор вы тут несете!
алекс-1
02.09.2012 15:50
вы бы лучше поговорили с простыми поляками не так то просто забыть 4 раздела Польши и простить 17 сентября и катынь
Питерский
29.08.2012 10:29
/// «Председатель Польской епископской конференции митрополит Юзеф Михалик сказал: «Сегодня Патриарх Русской православной церкви - Церкви великих святых, имеющей более чем тысячелетнюю историю, Церкви множества страстотерпцев — вместе с Католической епископской конференцией Польши желает обратиться с совместным посланием к верующим обеих Церквей, ко всем людям доброй воли. Этот шаг становится свидетельством веры, … это подтверждение верности Евангелию, жизни в вере по Христовым заповедям»///
А что бы на это сказал, к примеру,  св. прп. Иосиф Волоцкий?

/// «…послание было подписано в Королевском дворце, т. е. в светском месте и в окружении политиков, а не в церковном соборе во время службы. По-видимому, РПЦ не согласилась на экуменическую службу с католиками…»///. Не всё сразу – надо двигаться постепенно. Начинать с малого - /// «написанное в соавторстве воззвание, на составление которого ушло два года, - явление в нашей общей и, как известно, далеко неоднозначной истории уникальное. Это как совместная проповедь Евангелия…»///.  Так что, верно сам Автор подметил: вопрос не в формальностях, а в содержании.

/// «Польша … страна с … общим с Россией духовно-нравственным базисом…»/// - неужели?...
Александр из Од.
28.08.2012 11:19
Подвести католиков под Православие вряд ли получится ( хотя Богу все возможно), а вот потерять благодать Божию и доверие своей паствы при общении Патриарха с папой можно легко.Такая встреча принципиально не допустима!
У нас есть проблемы свои "домашние", а именно - почему-то большинство "православных" церквей живет по новому стилю, т.е. католическому календарю и все великие праздники(кроме Пасхи) справляют не с нами, а с католиками. Почему наша РПЦ не потребует у греков, болгар и т.д.вернуться на юлианский календарь?
Алексей
27.08.2012 16:51
Людмила и Питерский затронули интересную тему. Но выводы у них разные. Выскажу свою скромную точку зрения.
Вопрос экуменизма в РПЦ не пустой, имеет реальную почву. И "либеральное крыло" внутри РПЦ, то есть напрямую или косвенно работающее на Папу, есть. Реально есть.
Насчет Патриарха Кирилла. На уровне рассуждений его тоже некоторые считают тяготеющим к экуменизму. Да вот фактов нет. Алексия второго голословно тоже обвиняли в этом же. Приводили какие-то его слова, вырванные из контекста, сказанные им в США в начале его патриаршества. А на практике? Жизнь показала, что это не так.
По делам судить надо. Алексий II и Кирилл пока соединяли то, что и нужно объединять. РПЦ и РПЦЗ. Многое ими сделано для добрых отношений с русской православной старообрядческой Церковью. ВРНС (Всемирный Русский Народный Собор) - 12 съездов - тоже факт. И какие там резолюции!
Я считаю, не претендуя на истину, если Кирилл и экуменист, то совершенно в ином смысле. Он под истину Православия пытается подвигнуть отходящее от христианства католичество. Делает это не хлестко, но дипломатично. Хотя это уже не экуменизм, а нечто обратное, но кому-то может показаться в самом факте диалога с католиками, что это экуменизм.
Прав Питерский, когда говорит об опасности экуменизма. И эта болезнь, что самое неприятное, внутри. Но, думаю, не совсем он прав, когда переносит эту проблему на факт визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу.
У Кирилла все здесь последовательно - сначала он посетил Беларусь, Украину, Казахстан, а теперь и международным уровнем заняться можно. Помогай ему Господь!
дмб 82
27.08.2012 15:26
Католичество от Православия отличается самим подходом к вопросу о том, что духовно хорошо и что плохо. Современное  католичество вопрос этот размывает. В результате христианство превращается в "милосердие". Так было у приснопамятной матери Терезы. Но именно эта версия христианства наиболее удобна антихристу, ибо не ведёт к спасению, а лишь сглаживает социальные острые углы. Именно поэтому безудержно прославляется и деятельность матери Терезы.
Александр из Од.
27.08.2012 8:31
Патриарх Кирилл совершил подвиг. И не просто подвиг, а подвиг веры.Легко быть добрым и отзывчивым с теми, кто любит тебя, а вот проявить доброту к врагам, да еще таким закоренелым...это надо иметь мужество и немалое!
Будет ли положительный эффект от визита покажет время, но я лично смотрю с пессимизмом на развитие добрых отношений с господами католиками - уж очень большие расхождения по всему спектру - от календаря и догматики и до обрядов и традиций.
Ольга
25.08.2012 10:28
Тоже обратила внимание на молчание СМИ.Почему? Объясните.
горб ПИТЕРСКОМУ
25.08.2012 3:31
Вы меня простите великодушно,может я чего и не понимаю,но по-моему тема экуменизма волнует только воспаленные мозги 'православных либералов'- кои вдруг проявились в свете последних событий.Никто из нормальных православных не согласится идти в подчинение Риму.Во всяком случае из уст нашего Патриарха я подобного не слышал.Или я ошибаюсь? Поясните пожалуйста.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 19 найденных.

Эксклюзив
14.09.2021
Валерий Панов
Экономика России и либеральные СМИ.
Фоторепортаж
13.09.2021
Подготовила Мария Максимова
Новая Третьяковка открыла осенний сезон масштабной выставкой Юрия Пименова.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.