Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
7 октября 2024
В Ницце пахло газом

В Ницце пахло газом

Россия и Евросоюз начали диалог по новому соглашению о сотрудничестве
Андрей Федяшин
17.11.2008
В Ницце пахло газом

Самый большой успех 22-го саммита ЕС-Россия на французской Ривьере в его символике, поскольку все, что на нем произошло, было более или менее известно заранее. На последнем саммите в Ханты-Мансийске в конце июня Россия и Евросоюз начали, было, медленно двигаться к состоянию нового партнерства и сотрудничества. Но в сентябре Европа поставила Москву «на лед» после «кавказской войны», что, правда, не очень сказалось на России. Скорее наоборот. Теперь, с Ниццы, мы снова в партнерском диалоге по новому соглашению о сотрудничестве - срок старого истек еще в декабре 2007-го, о чем, собственно, и было объявлено и определена дата начала переговоров.

Только теперь в них, похоже, повышаются ставки: газовые. Потому что, с какой бы стороны не дул ветер в ноябрьской Ницце, он все время доносил запахи газа. С примесью, конечно, нефти и угля...

В общем, если бы у энергетической составляющей нашего сотрудничества с «Большой Европой» был запах, то именно так и пахла бы Ницца 14 ноября.

Даже вне зависимости от того, какие вопросы официально были прописаны в повестке дня. Был, правда, еще и горький аромат мирового финансового кризиса, поскольку Ницца стала, как выразились бы военные, «аэродромом подскока» на пути к вашингтонскому саммиту «большой двадцатки» 15 ноября. Здесь согласовали позиции, которые, в целом, довольно близки, хотя Москва хочет пойти гораздо дальше, чем Брюссель в реформировании мировой финансовой системы и мировых финансовых институтов типа Всемирного банка и МВФ. При всем уважении к идеям о новой архитектуре европейской безопасности, которые привез с собой в Ниццу наш президент Дмитрий Медведев, они не были главной темой саммита - хотя и отличались свой заметностью. По той простой причине, что еще не детализированы, а изложены в качестве предмета для осмысления Европой. Да и всем совершенно ясно, что никакое обсуждение новой системы европейской или евроатлантической безопасности невозможно только с ЕС - и без США.  

Европейцы, в лице французского президента и председателя ЕС Николя Саркози, председателя Еврокомиссии Мануэля Баррозу и верховного представителя ЕС по внешней политике Хавьера Соланы вежливо согласились их рассмотреть. Тема Грузии, Южной Осетии и Абхазии присутствовала, как возможность снова повторить известные позиции: Европа – за суверенитет Грузии и безопасность Южной Осетии и Абхазии. Россия – за то же, плюс независимость Южной Осетии и Абхазии.  

Но больше всего интересного было на «газовых и энергетических полях».  

То, что здесь происходило, ясно показывает, какими будут главные проблемы в наших переговорах с Европой по новому договору о партнерстве и чего, собственно, она хочет от России, или что боится от нее «заиметь».

В настоящее время страны ЕС, по данным Еврокомиссии, импортируют 42 процента всего газа, треть всей нефти и четверть всего угля из России.

По оценкам Брюсселя, к 2030-му Европа вообще будет почти полностью зависеть от импорта газа.  

Наш премьер Владимир Путин был совершенно прав, когда еще за два дня до саммита, во время встречи с финским премьером в Москве, «впечатал»:  

«Европа должна решить, нужен ей этот газопровод (имелся в виду «Северный поток», который пройдет по дну Балтики – А.Ф.), или нет. Если не нужен, то мы будем строить заводы по сжижению, работающие на мировой рынок, включая европейский. Только дороже это будет для вас». Сказано было, заметьте, не без раздражения. Строительство «Северного потока», которое планируется завершить в 2011-м, оценивается в 7.4 миллиарда евро и, с учетом финансового кризиса, совершенно очевидно, возрастет.  

Очень уместные слова буквально накануне встречи в Ницце, когда Еврокомиссией был обнародован Стратегический план обеспечения энергетической безопасности ЕС, осуществление которого рассчитано на период почти до 2030-го. То, что его держали до самого саммита ЕС-Россия в Ницце, Брюссель объясняет «чистым совпадением». Ну, ладно.  

В плане шесть основных пунктов. Можно сразу отбросить такие чудеса, как создание «единой энергетической решетки», в которую будут инкорпорированы ветряные энергетические станции Северного моря и солнечная энергетика, должные «напоить» электричеством Европу от Лиссабона до Вильнюса.

Даже сами эксперты ЕС признают: ветров Атлантики может для этого и хватит, но вот возможностей собирать их – нет. На весь план планируется истратить умопомрачительные 2 триллиона евро к 2030-му.

Это сложно в нынешних условиях, но, при горячем желании, исполнимо.  

Главные три пункта плана предназначены исключительно для российского потребления. Европа объявила, что готова:  

а) развивать южный коридор поставок газа с Каспия и Ближнего Востока в ЕС;  

б) установить тесные связи между ЕС и средиземноморскими странами для поставок газа и электричества;  

в) открыть дополнительные направления «Север-Юг» для газовых транспортировок в Центральную и Восточную Европу.  

Под «южным коридором» подразумевается налаживание поставок газа напрямую из Туркменистана и Казахстана, а также Азербайджана. Брюссель намерен с этой целью построить новый газопровод через Каспий, Турцию и Балканы в Австрию. Его планируется завершить в 2013-м.

Евросоюз уже начал процесс «открытия Туркменистана», отношения с которым были полностью блокированы до смерти Сапармурата Ниязова, чей режим именовали в Брюсселе не иначе, как «газовой диктатурой».

Уже 2 декабря Еврокомиссия запускает процедуру одобрения промежуточного торгового соглашения с Туркменистаном, которое позволит начать у него прямые закупки газа. Брюссель наметил в следующем году образовать мощный консорциум из пяти-шести европейских компаний, так называемую Каспийскую корпорацию развития. Плановые цели – довести объем закупок газа до 60-120 миллиардов кубометров в год, что составляет примерно 12-25 процентов от всего объема потребления газа в ЕС на сегодня.  

Средиземноморская часть плана предусматривает расширение газового и нефтяного сотрудничества - в первую очередь с Ливией, но не исключает такого сотрудничества и с Ираком, хотя и в отдаленном будущем. Под «дополнительными направлениями Север-Юг» имеется в виду привязка стран Балтии к газопроводам из Норвегии и из Средиземноморья.  

Если верить документу, то ЕС готов даже пригласить Россию «использовать запланированный каспийский трубопровод», но не сообщает, на каких условиях. По мнению же России, его строительство нерентабельно, поскольку продиктовано не экономической необходимостью, а чисто политическими мотивами. Это правда.  

Весь новый договор о партнерстве и сотрудничестве нужен в первую очередь ЕС для жесткой регламентации именно энергетической части наших  

отношений: кто, у кого, сколько, на каких условиях, на каких рынках может покупать, продавать, транспортировать газ, нефть, энергию. Все это отсутствовало в истекшем соглашении. Ясно, что гнать газ из Ливии в Европу будет гораздо дороже, чем из России. Туркмения же пока связана договорами с Москвой о прокачке своего «голубого топлива» именно через газпромовские трубы.  

Значит, намек ЕС на то, что он может - «если что» - обойтись и без России, не совсем убедителен. Только вот, похоже, споров на энергетическом фронте «партнерства» между Москвой и Брюсселем будет еще больше.  

Андрей Федяшин - политический обозреватель «РИА Новости» 

Специально для Столетия


Эксклюзив
04.10.2024
Максим Столетов
В Иране ракетную атаку на Израиль сочли успешной, в Израиле призывают народ воспрянуть духом
Фоторепортаж
01.10.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее стартовал проект «Пушкин. Страницы истории»



?>
* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.