Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 октября 2024
Свой Тибет для России

Свой Тибет для России

Олимпиада в Сочи и проблемы российского федерализма
Эдуард Попов
11.11.2008
Свой Тибет для России

В современном мире все завязано на политику. И спорт, как хорошо известно с золотых (по обилию золотых медалей на чемпионатах и олимпиадах) советских времен, яркое тому подтверждение. Успехи спортивных команд или отдельных спортсменов – непременный атрибут позиционирования той или иной страны на внешней арене.

Вот почему официальная Россия восприняла известие о принятом решении Международного олимпийского комитета о проведении в Сочи Олимпиады 2014 года сродни сенсационному известию о победе нашей сборной в чемпионате мира по футболу. Нашлись, правда, скептики, которые сочли, что финансовые вливания в подготовку к главному спортивному празднику не стоят ожидаемого эффекта. Но одно обстоятельство уже сегодня должно действительно вызывать как минимум обеспокоенность у российского руководства. Речь идет не о том, сколько казенных денег будет похищено из «олимпийского» бюджета. Вопрос гораздо серьезней: как будет воспринята Олимпиада-2014 мировым сообществом. Не получится ли так, как случился с пекинской Олимпиадой, коей «случайно» предшествовали беспорядки в Тибете и бурная реакция западных блюстителей прав человека (нарушений прав человека в самой старушке-Европе или в США по определению не происходит). Или того хуже: не повторится ли бойкот сочинской Олимпиады по аналогии с бойкотом западным блоком Олимпиады-80 в Москве?

Тогда, напомним, поводом послужил ввод советских войск в Афганистан. В 2014 году повод тоже может найтись: «колонизаторская» политика России на земле адыгов-черкесов.

Когда-то, еще до Кавказской войны, Черноморское побережье Кавказа населяли многочисленные племена адыгов (черкесов). В результате военных действий с обеих сторон и последовавшего мухаджирства (переселения адыгов и абхазов под влиянием турецкой пропаганды в единоверную им Турцию и другие страны Ближнего Востока) эти земли обезлюдели. Позднее они стали ассоциироваться в массовом сознании с «всесоюзной здравницей», где ничто не напоминало о войне и трагедии целого народа.  

Привязка спортивного празднества к событиям давно минувших дней – вещь вовсе не невозможная. Отдельные публицисты уже обращали внимание на «черкесский след» сочинской Олимпиады. Так, известный израильский публицист Авраам Шмулевич не без основания писал: «…«черкесский вопрос» был до 1870-х годов на протяжении более чем века главной военной, экономической и политической проблемой Российской империи. Ныне он имеет все шансы вновь стать фитилем, от которого может разгореться «подземный пожар» на Кавказе (как недавно охарактеризовал ситуацию в регионе Владислав Сурков). И уж точно «черкесский вопрос» имеет хорошие шансы стать главной внешнеполитической проблемой России в связи с предстоящей Олимпиадой».  

В последние месяцы (предшествующие нападению Грузии на Южную Осетию) наблюдалась активизация черкесского (адыгского) национального движения как на юге России, так и за пределами РФ. Два знаковых события представляют реальную или потенциальную угрозу национальной безопасности и территориальной целостности России с точки зрения активности черкесов (адыгов): присоединение Адыгеи к Краснодарскому краю и начало войны в Южной Осетии и Абхазии. Тбилиси, как нетрудно догадаться, будет всячески поддерживать любые проявления сепаратизма и терроризма на Северном Кавказе. Поэтому проведение Олимпиады-2014 в Сочи также несет потенциальную угрозу как со стороны Грузии, так и со стороны черкесского (адыгского) национализма (см. одну из первых публикаций на эту тему: Марат Манкиев. Не подведенные итоги Кавказской войны и Олимпиада-2014 в Сочи // www.fondsk.ru).  

Впрочем, последняя тема тесно связана с проблемами всего российского федерализма. Представителями федеральной власти в центре и на юге России периодически озвучиваются проекты укрупнения регионов. Современная Россия, как известно, представляет собой федеративное государство. Особенность российского варианта федерализма – наличие так называемой ассиметричной федерации. Наряду с административно-территориальными образованиями-субъектами РФ (края и области) существуют национально-территориальные образования – республики. Статус тех и других не равнозначен. Национально-территориальные образования ("титульные" республики) в финансово-экономическом плане являются, как правило, дотационными.

В то время, как собственно русские регионы испытывают недостаток инвестирования, республики Северного Кавказа лидируют по объему привлекаемых из федерального центра инвестиций.

Абсолютным лидером по привлеченным инвестициям из федерального центра являются Чеченская республика (не менее 10% федерального бюджета).  

Края и области представляют собой территории с преимущественно русским населением, с развитым индустриальным сектором экономики. Республики, образования, созданные по национально-территориальному принципу, как правило, являются небольшими по территории и численности населения с моноэтническим (Чечня, Ингушетия) либо двумя (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия) "титульными" нациями. Властная и бизнес-элита в этих образованиях состоит, главным образом, из "титульных" этносов, привилегированное положение которых было зафиксировано в республиканских конституциях вплоть до начала 2000-х гг. Русское население национальных республик слабо представлено во властной элите, хотя в большинстве случаев или преобладает в количественном плане над "титульным" (республика Адыгея), либо составляет значительный процент общего населения республик (КБР, КЧР и др.). Подобная диспропорция количественного состава русского населения и его представленности в органах власти и бизнес-элите национально-территориальных образований приводит к целому ряду негативных последствий: образованию этнократических режимов, основанных на клановом принципе, миграции русского населения (прежде всего, высококвалифицированных специалистов), снижению уровня управленческого персонала и, как следствие, резкому ухудшению социально-экономической ситуации. Сохраняющаяся негативная динамика изменения численности русского населения республик Северного Кавказа ведет к архаизации социально-экономической и политической жизни в национальных республиках. Массовый исход русского населения угрожает существованию самой Российской Федерации. Русские являются государствообразующим народом Российской Федерации, одной из главных скреп, на которых держится российская государственность, особенно на проблемном юге России. В конечном счете, исход русских противоречит интересам самих «титульных» наций, поскольку русские являются наиболее квалифицированными трудовыми кадрами и играют роль народа-коммуникатора.  

Проводимая федеральным центром и региональными властями национальная и миграционная политика свидетельствует, что «русский вопрос» все еще не обрел актуальности в глазах власти. Проявления «русского вопроса» связывается либо с проблемой соотечественников либо с различными проявлениями ксенофобии.

Между тем, по подсчетам ученых, русские становятся жертвами ксенофобии (противоправных деяний по национальному признаку) в 8 раз чаще, чем представители других этносов.

Российской "элите" пора отказаться от упрощенческого одностороннего подхода и рассматривать сверхделикатную сферу межнациональных отношений с более объективных позиций.  

Явные диспропорции развития российского федерализма, нарушение принципов политической и экономической равноправности субъектов федерации привело к появлению идеи механического укрупнения регионов. В отношении российского Северного Кавказа это относилось, прежде всего, к Республике Адыгея (РА). Адыгея, как известно, одно из самых молодых образований в РФ - до 1991 она входила в состав Краснодарского края на правах автономной области. В отличие от других республик Северного Кавказа, РА не граничит с другими субъектами федерации и является своего рода анклавом внутри Краснодарского края. Это обстоятельство, а также незначительные территория и численность населения (по данным на 1 января 2007 года, составляет 441,2 тысячи человек) и произошедшая смена власти в РА делают возможным, по мнению ряда федеральных чиновников, легко решить адыгскую проблему. Сообщения о присоединении РА к Краснодарскому краю вызвали жесткую реакцию со стороны руководителей черкесского движения. В частности, лидерами Черкесского конгресса, учрежденного несколько лет назад в Адыгее, было заявлено, что Россия в случае реализации этого проекта получит вторую Чечню.  

По данным ведущих отечественных экспертов по черкесскому движению, Черкесский конгресс сегодня мобилизует националистически настроенные силы, выдвигающие лозунги сохранения за Адыгеей статуса республики, признания «геноцида» адыгов в Кавказской войне, права на репатриацию диаспоры и возвращения территорий под эту репатриацию (так называемая «деколонизация» адыгских земель).

Мобилизованы зарубежные черкесские организации, создан «Всемирный комитет солидарности с Республикой Адыгея», состоящий из граждан Израиля, Иордании, Турции, США, Канады и стран Евросоюза (руководитель – Харун Тхаухо, гражданин Израиля).

Ведущими российскими экспертами уже отмечалось, что накануне и сразу после принятия МОК решения о проведении Олимпиады-2014 в Сочи Черкесский конгресс и родственные ей организации в унисон заговорили о невозможности реализации этого решения, шумно заявляя, что Олимпийские игры не могут проводиться на «костях» народа, подвергшегося «геноциду». На прошедшем в конце ноября-начале декабря прошлого года в Анкаре заседании исполкома Международной черкесской ассоциации было высказано мнение, что адыги должны иметь единое информационное пространство. В США и Турции 4 октября 2007 года прошли акции протеста черкесской диаспоры против политики России на Северном Кавказе. Некоторые манифестанты были одеты в черкесскую национальную одежду. Тем самым Олимпиада в Сочи станет серьезным информационным поводом для черкесских националистических организаций в России и за ее пределами «пересмотреть» итоги Кавказской войны, вновь раскрутить идею геноцида адыгов.  

События грузино-югоосетинской и грузино-российской войны августа 2008 года внесли серьезные коррективы в этнополитическую ситуацию на Кавказе. Народы всего российского Северного Кавказа объединились для отпора Грузии, за спиной которой стоят Соединенные Штаты. А последующее признание Южной Осетии и Абхазии со стороны России резко повысили ее авторитет на Кавказе и среди кавказских диаспор по всему миру. Это как минимум отодвинуло на второй план утопические мечты идеологов «Великой Черкесии». Нетрудно понять, что и за их спинами стоит все тот же вдохновитель и стратег. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
04.10.2024
Максим Столетов
В Иране ракетную атаку на Израиль сочли успешной, в Израиле призывают народ воспрянуть духом
Фоторепортаж
01.10.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее стартовал проект «Пушкин. Страницы истории»



?>
* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.