Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 апреля 2024
«Россия крадет наших юношей и девушек»

«Россия крадет наших юношей и девушек»

Что встревожило латвийских националистов
Виталий Лекомцев
17.12.2021
«Россия крадет наших юношей и девушек»

В последнее время в официозных кругах Латвии стали бить тревогу по поводу того, что, дескать, «Россия крадет наших юношей и девушек». Так, латвийское издание Neatkarīga Rīta Avīze (NRA, «Независимая утренняя газета») опубликовало статью, в которой выражается тревога из-за того, что местная система образования сталкивается с потерей молодежи – в связи с проводимой Российской Федерацией политикой соотечественников. Газета отмечает, что по сути это «кража перспективной латвийской русскоязычной молодежи». Здесь проявляется нечто новое для данного государства: ведь все последние годы тамошним русским предлагалось, главным образом, поступать в соответствии с лозунгом «Чемодан – вокзал – Россия».

Как известно, в Латвии государство жёстко навязывает местным нацменьшинствам безусловную ассимиляцию, а тем, кто с этим не согласен, предлагалось уезжать из страны. Отметим, что с тех пор, как в 2018 году власти Латвии постановили изгнать русский язык из школ нацменьшинств, пострадавшие от этого решения люди стали искать обходные пути. В частности, многие воспользовались возможностями онлайн-образования, предлагаемого некоторыми российскими учебными заведениями. Однако проблему для Латвии издание NRA видит не только в частном дистанционном обучении, дающем возможность учащимся начальных и средних школ нацменьшинств виртуально «переехать» на историческую родину, но и в российской государственной программе, предлагающей обучение в университетах РФ.

В частности, латышская газета обратила внимание на недавние объявления, размещённые консульствами РФ в социальных сетях: там говорилось, что отбор претендентов на получение бесплатного среднего, высшего или профессионального образования в России продлён до середины декабря. Всё оплачивается за счет средств федерального бюджета РФ – в пределах квоты, установленной государством.

При этом молодым людям из Латвии предлагается на выбор более пятисот учебных заведений. Издание отмечает, что после отбора документы наиболее «потенциально полезных, способных, талантливых молодых людей», а также «наиболее лояльных к России» направляются в Министерство образования РФ, а оттуда в университеты, где и принимается решение о приёме конкретных студентов из Латвии.

Газета вычислила, что ежегодно на учебу в России ездят около 100 молодых людей из Латвии. Впрочем, это пока, а в дальнейшем данное количество может существенно возрасти. Neatkarīga Rīta Avīze видит проблему в том, что «скорее всего, такой человек потом будет лоялен Российской Федерации, как и его родители, а не латвийскому государству». Издание направило ссылку на публикацию генконсульства России о бесплатном образовании в РФ для молодёжи в Латвии министру образования страны Аните Муйжниеце. Кресло министра она занимает с начала лета – и успела зарекомендовать себя за это время, как твердокаменная сторонница латышизации местных русских школ.

Муйжниеце ответила изданию в тяжеловесном бюрократическом стиле: «Действующее в Латвии нормативное регулирование позволяет получать образование в другой стране. Но важно осознавать, что это может создать дополнительные проблемы на этапе начальной или средней школы, когда необходимо будет вернуться в латвийскую систему образования. Это важно учитывать при выборе места учебы. Например, если человек учился в системе другой страны в течение двух лет и хочет продолжить учебу в начальной или средней школе в Латвии, он должен будет пройти процедуру признания образования. Поскольку системы и программы образования в разных государствах различаются, тот факт, что ребенок закончил начальную школу в другой стране, не гарантирует, что он сможет сразу же поступить в латвийскую среднюю школу».

Анита Муйжниеце добавила, что тем латвийцам, кто окончил школу за рубежом, также следует иметь в виду, что при поступлении в университет на родине они должны будут получить в Латвии академическое признание документа о среднем образовании, выданного за границей. «Это лишь некоторые из причин, по которым мы хотим, чтобы наши студенты учились в Латвии! Каждый ребенок, каждый настоящий или будущий ученик очень важен. Хотя пандемия создала вызовы, вся образовательная отрасль усердно работает и будет продолжать работать над тем, чтобы наши ученики имели доступ к качественному образованию», – заверяет министр. «Таким образом Министерство образования и науки надеется преодолеть реализуемую Россией программу привлечения латвийской молодежи качественным и конкурентоспособным предложением образования в Латвии», – заключает Neatkarīga Rīta Avīze.

Нужно подчеркнуть, что с тех пор, как русскую молодёжь Латвии окончательно лишили возможности заниматься в школах на родном языке, родители заявляют, что процесс обучения их детей превратился в «кошмар». В связи с этим жалобы на то, что Россия переманивает русских юношей и девушек, которым сама же Латвия отрезала возможность получения нормального образования, воспринимаются чистым лицемерием.

Но тут выявилась и ещё одна новая любопытная тенденция, на которую указывает калининградский политолог Александр Носович. «В Латвии обвинили Россию в "краже" перспективной русской молодежи. Талантливые латвийские русские поступают в российские университеты и остаются работать в России – пишет националистическая (!) газета Neatkarīgā. Это прорыв, господа! Давно ли считалось, что молодой человек из Прибалтики в Россию не может уехать в принципе – только старый больной совок-оккупант, которого выселяют вместе с его воинской частью? А для молодежи из Прибалтики открыт весь Евросоюз и частично Америка. Туда она и валит тотально – это не отрицалось и даже было предметом для гордости. Эмиграция молодежи в Россию – это серьезная коррекция картины мира. Причём талантливой, создающей смыслы, гуманитарной молодежи», – отмечает Носович.

Он знает, о чём говорит. В свое время Александр Носович участвовал в организации интернациональной учебной площадки Studia Baltica, которая в первые годы была рассчитана преимущественно на молодежь из Прибалтики. Впоследствии многие выпускники Studia Baltica переехали в Россию. «Считаю это большим достижением. Можно считать нашу команду врагами прибалтийской государственности ещё и за это. Крадём у латышских нациков перспективную русскую молодежь!» – с гордостью отмечает политолог.

Общественник из Резекне Вадим Гилис, организовавший у себя в городе онлайн-школу, в которой преподают российские учителя, отмечает, что ею интересуется огромное количество родителей. «Признаки просты – это запросы, поступавшие и поступающие на мою электронную почту. Но надо сказать, что интересуются больше родители учеников младших и средних классов. Судя по всему, дети именно этих возрастных групп сегодня испытывают наибольшие трудности. Мы же работаем, в основном, с учениками 10−12 классов. Тут своя специфика. Это уже во многом вполне сформировавшиеся молодые люди, знающие, что именно они хотят получить в ходе наших занятий. Эти ребята и сами интересуются весьма активно, сами принимают решение о том, будут ли они участвовать в проекте. Многие из них ставят перед собой конкретную цель – получение высшего образования в России. И именно для этого они приобретают у нас те знания, которые не могут получить в современной латвийской системе образования. За первый год обучения нашу школу посетили около семидесяти человек», – поясняет Гилис.

В свою очередь, сотрудник Центра языкового тестирования Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Птюшкин, помогавший Гилису в устройстве онлайн-школы, поясняет, что проект вышел за пределы Латвийской Республики. «Если в декабре 2018 года мы начинали работу в одной лишь Латвии, то сейчас к нам присоединились заинтересованные коллеги из Казахстана, Эстонии и даже Испании. Смотрят лекции ребята из Риги, Даугавпилса, Резекне, Юрмалы, Таллина, Нарвы, Нур-Султана, Алма-Аты, Барселоны, Мадрида и других мест. В дальнейших планах - реализация этого проекта в Узбекистане, Таджикистане, Сирии, Италии, Германии, Великобритании», – поясняет Птюшкин.

Какими соображениями руководствуется латвийская молодежь, выбирая учебу в РФ?

«Я очень люблю Россию, и давно хотела поступить именно в российский вуз. Хотела учиться на родном языке – потому что, насколько бы хорошо я ни знала латышский, на родном учиться намного эффективнее учиться. Да и уровень образования в России лучше, чем в Латвии, намного больше учебных материалов. К тому же, мне не нравится русофобская политика в стране, и я решила поступить в вуз с тем, чтобы уехать в Россию», – сказала «Столетию» молодая рижанка Татьяна Андриец, успешно поступившая в Санкт-Петербургский государственный университет.

Татьяна поговорила с несколькими другими ребятами, сделавшими аналогичный выбор – итоги их бесед опубликовал портал lv.baltnews.com. «Я свободно владею русским, латышским и английским языками. Но для меня было принципиально важно учиться на русском языке, потому что я как раз из тех школьников, которые попали под "реформу" 2018 года: когда перешла в среднюю школу, всё было уже полностью на латышском. Такое обучение оказалось очень некачественным, поскольку, во-первых, на государственном языке нет достаточного количества материалов. Во-вторых, мне не нравится, как преподносится материал, особенно на уроках истории или на других "патриотических" предметах, вроде политики и экономики. Опять же, я с детства знала, что хочу связать свою жизнь с Россией. Я много раз бывала в России, и не только в крупных городах, но и за их пределами, и мне очень комфортно в ней. Я там чувствую себя своей среди своих. Планирую остаться жить в России», – рассказала, например, студентка СПбГУ из Латвии Александра Ипполитова.

Однако самое любопытное оказалось в том, что на учебу в Россию стремятся не только молодые русские ребята – это-то вполне естественно – но и некоторые юные латыши.

Так, новоиспеченная первокурсница факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Элизабет Гибнере рассказала: «Я всегда хотела учиться за пределами Латвии. При этом знала, что точно не хочу учиться в Европе. Рассматривала только Россию, Австралию, Америку или страны Азии. Выбрала Россию. Мне всегда нравилась русская литература и культура, к тому же хотела выучить лучше русский язык. Почему Петербург? Во-первых, этот город всё же больше похож на Ригу, чем Москва. Во-вторых, я там была и мне там очень понравилось. Мне очень нравится то, что я сейчас изучаю, довольна преподавателями, и очень нравится русский язык».

Бакалавр по физике (получивший эту степень в Латвийском университете) Патрик Бите поступил на магистратуру в Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – по специальности «Ядерная физика». Он объясняет: «Ещё на втором курсе бакалавриата я понял, что хочу связать своё профессиональное будущее с атомной энергетикой. Вскоре я узнал, что Россия является лидером в этой отрасли: она строит реакторы большой мощности в своей стране и за рубежом, развивает замкнутый ядерный топливный цикл и малые атомные электростанции, и это единственная страна в мире с атомными ледоколами. Я рассматривал как вариант обучение в Швеции и Франции… Но один проект, над которым я хотел работать, был во Франции отменён: реактор на быстрых нейтронах ASTRID. После этого стало ясно, что надо ехать в Россию. Возражений не было, потому что у меня здесь в России много друзей и классные воспоминания. И как бы банально это ни звучало, я влюбился в эту страну и ее людей». По словам Патрика, впервые оказавшись в МИФИ, он почувствовал себя там, как «Гарри Поттер в Хогвартсе».

Тут стоит отметить, что недавно руководитель Россотрудничества (деятельность которого в Латвии, к слову, строго запрещена) Евгений Примаков поделился в своём телеграм-канале размышлениями на тему миграционной политики России. По мнению Примакова, законодательство нужно усовершенствовать таким образом, чтобы максимально облегчить репатриацию русских соотечественников, оказавшихся за пределами России после развала Советского Союза.

«Вот соотечественники, они живут в республике Где-то-там-стан, должны ли мы стимулировать их возвращение домой? Первый подход: нет, им и там должно хорошо житься, их права там должны быть удовлетворены, а с республикой Где-то-там-стан должна вестись работа, чтобы права русских и русскоязычных там не ущемлялись (язык, образование, бизнес, культура и так далее). Захотят переехать в Россию – вот есть программа, не очень поворотливая и гуманная, но уж какая есть, "допилим" если что. Тогда у нас в республике Где-то-там-стан будут дружественные нам люди, которые будут крепить мир и сотрудничество. И если власти этой усреднённой республики разумны и дальновидны, то они такую политику могут только приветствовать. Второй подход: облегчим всем репатриацию. Пусть все возвращаются домой в Россию и живут тут. Где-то-там-стан, который до этого как раз ассимиляцией и увлекался, очень такому подходу обычно становился недоволен, потому что таким манером неожиданно для себя лишается большого числа врачей, учителей и инженеров, которые раньше эту усредненную республику "угнетали"», – подмечает Примаков.

Он предлагает принципы, которыми, с его точки зрения, Россия должна руководствоваться при взаимодействии с соотечественниками. Главная их суть, по мнению Евгения Примакова, должна состоять в том, чтобы этнические русские, оказавшиеся против своей воли после распада СССР за пределами России, получили возможность максимально упрощённого переселения на историческую родину.

Однако такие призывы встречаются в той же Латвии теперь не с одобрением, как можно было бы ожидать, а с настороженностью. Страна страдает от жесточайшего демографического кризиса, поскольку она с 1991 года лишилась почти миллиона населения. В этих условиях даже некоторые латышские националисты приходят к мысли, что местное русское население – это ресурс, которым негоже разбрасываться.

Молодые русские люди фактом своего переезда в РФ усиливают Россию, а Латвию наоборот ослабляют. Поэтому желательно было бы пресечь их отъезд туда, привязать местных русских к Латвии – и, естественно, ассимилировать.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
08.04.2024
Максим Столетов
Западная «помощь» Украине достигла 266 млрд евро и продолжает расти
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..