Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 декабря 2024
Преемник не вышел из тени

Преемник не вышел из тени

Перестановки в правительстве не свидетельствуют о выборе верховной властью фигуры преемника
Ярослав Бутаков
25.09.2007

Итак, у России новое правительство. Громких отставок (кроме, конечно, отставки самого премьера) не получилось. Конечно, всех волнует не столько вопрос об отставках и кадровых изменениях, сколько то, насколько это может быть связано с интригующей проблемой "Преемник-2008". Но пока все новые назначения не дают никаких оснований для уверенных прогнозов. Складывается впечатление, что фигуру наиболее вероятного кандидата в президенты от нынешней власти до последнего момента держат в тени.

Ну, по крайней мере, до думских выборов в декабре. Все нынешние предположения на сей счёт напоминают гадание на кофейной гуще. Но в самом деле, почему бы не погадать?

Громкое известие об отставке кабинета Фрадкова, обернувшееся разочаровавшим любителей сенсаций оставлением на своих постах практически всех прежних министров, оставило у многих чувство какой-то незавершённости. Новое правительство поневоле воспринимается как переходное, кажется, будто крупные перестановки ещё грядут. Однако хорошо известно, что и в политике временное часто оказывается долговечнее капитального. Поэтому не будет ничего удивительного, если нынешний состав правительства останется у руля и весною будущего года, и даже после президентских выборов.

В своих предположениях о преемнике многие почему-то руководствуются аналогией с 1999-2000 гг. и считают, что будущий президент обязательно должен прийти с поста председателя правительства или, по крайней мере, его зама. При этом нынешний премьер, остающийся пока загадкой (впрочем, таким был и Путин в первые недели своего премьерства) в качестве такого кандидата обычно не рассматривается. Указывают не только на возраст (66 лет), но и на известный пример Степашина в 1999 году. Обилие же вице-премьеров, в том числе первых, в нынешнем кабинете министров, заставляет думать, что эта пёстрая палитра создана даже не для маскировки, а для отвлечения внимания от реальной кандидатуры. Пока политологи будут ломать головы, пытаясь отыскать в этом сонме избранную фигуру, она будет лепиться совершенно в другом кругу.

#comm#Поэтому рискнём предположить, что как раз ни Сергей Иванов, ни Дмитрий Медведев, ни тем более, три "простых" вице-премьера не готовятся баллотироваться в президенты. #/comm#

В этой связи резонно возникает мысль, что преемник пока формируется где-то во вторых эшелонах исполнительной власти. И тут может обратить на себя внимание Дмитрий Козак, который, по доминирующей оценке, успешно поработал на трудном фронте – фактическим генерал-губернатором Северного Кавказа.

Вообще, карьеры Козака и его предшественника на обоих постах, Владимира Яковлева, тесно переплелись. В бытность Яковлева губернатором северной столицы, Козак четыре года работал там председателем юридического комитета петербургской мэрии (региональным министром юстиции). В 1998 году стал вице-губернатором, но недолго пребывал в этой должности. Есть сведения о некоторых разногласиях, возникших в тот период между Козаком и Яковлевым. Отставка Козака с поста зама Яковлева была официально мотивирована "собственным желанием". Больше два члена питерской команды вместе не работали, однако, как видим, бывший зам постоянно сменяет своего бывшего шефа на одних и тех же постах. Проявление острого личного соперничества? Или, наоборот, следствие кадровых рекомендаций Яковлева?

Работа в администрации президента дала разгон дальнейшей карьере Козака. Ещё несколько лет назад его уже называли возможным будущим преемником главы государства. Скорее всего, это свидетельствует о том, что такого не случится.

#comm#Против Козака работают, в первую очередь, его украинская фамилия и происхождение. С современной точки зрения он, получается, "иностранец". #/comm#

Конечно, его работа с 80-х годов протекала в России, и нашей Конституцией ему не запрещено становиться президентом. Но вряд ли такой ход – ставка на Козака как на единственного преемника – будет гарантированно выигрышным. Несмотря на все положительные личные (в частности, возраст – 48 лет) и деловые качества кандидата, политическая традиция, основанная во многом на предрассудках и предписывающая видеть во главе Российского государства человека с фамилией, оканчивающейся на –ов или –ин, может перевесить пиар-усилия.

Итак, пока нет никаких определённых указаний на то, что именно в нынешнем правительстве выковывается будущий президент. Более того, если власть решила разыграть до конца действо с выборами нового президента, то следует полагать, что и основные принципы законодательства об этих выборах также не будут в спешке исправляться. Не для того изменяли недавно этот закон. А он предписывает выставление кандидатур в президенты политическими партиями. Раз так, то инициатива в выдвижении преемника будет формально принадлежать "Единой России".

#comm#И тут, хотя тоже сразу всплывают фамилии ключевых деятелей правительства или администрации президента, особую весомость приобретает и личность нынешнего спикера Госдумы.#/comm#

Почему-то мы привыкли за последнее время видеть в Борисе Грызлове именно парламентскую фигуру, как бы немного подзабыв о его ключевой должности в одном из прежних правительств. Не следует забывать и о том, что ещё раньше именно генсек правящей партии был де-факто руководителем страны. При многопартийности такое положение чаще всего приходится подкреплять де-юре – занятием формальной государственной должности. А традиции единовластия в России настолько сильны, что вряд ли кто-то, кроме президента с его нынешним объёмом конституционных полномочий, сможет претендовать на роль первого лица в государстве.

Президент и после 2008 года останется центральной публичной фигурой верховной власти, а не техническим исполнителем или декорацией при всесильном премьере. Последние восемь лет показали, что политическая конструкция, начавшая строиться при Ельцине, была создана не под конкретного человека, что это – системная, проектная конструкция, обладающая некоторым (правда, пока ещё не до конца понятным) запасом устойчивости. Следовательно, баланс сил между основными властными центрами – президентом, правительством и парламентом – будет, как и теперь, определяться личными качествами конкретных людей, а не институциональными изменениями. В этом случае можно уверенно предполагать, что Борис Грызлов на посту президента сможет быть фактическим руководителем государства. (Пойдёт ли это на пользу государству – это уже тема пропаганды, а не политологии)

Остаётся вопрос: насколько такой вариант согласуется с приписываемыми нынешнему президенту планами остаться ключевой фигурой власти в предстоящее 4-летие и, возможно, даже вернуться к браздам президентского правления по истечении этого срока. Никто не доказал, что эти планы действительно существуют, а кое-какие намёки на них в последних речах самого Владимира Владимировича могут свидетельствовать лишь о стремлении успокоить общественные настроения. Ибо, что ни говори, а с ожидаемой сменой верховной власти у многих в стране связаны смутные опасения и тревожные ожидания. Но действительные планы власть предержащих нам пока неизвестны. Кроме того, они могут сталкиваться между собой (с чем и связана неопределённость предвыборных ожиданий). А что будет в 2012 году – об этом, наверное, даже в них ещё ничего не прописано…

Специально для Столетия


Эксклюзив
29.11.2024
Максим Столетов
Удар новейшей российской ракетой меняет формат спецоперации
К Дню Победы (1941-1945)
27.11.2024
Мария Максимова
Не забудем, не простим…
Фоторепортаж
29.11.2024
Подготовила Мария Максимова
После масштабной реставрации открылся «Центральный» павильон выставки

fiip_youtube.jpg





* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.