Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 марта 2024
Освободим музыку от русофобии!

Освободим музыку от русофобии!

В Милане с огромным успехом прошёл концерт пианистки Валентины Лисицы
Элизео Бертолази, Милан
08.05.2023
Освободим музыку от русофобии!

Всемирно известная пианистка украинского происхождения виртуозно исполнила 24 прелюдии Сергея Рахманинова, русского композитора и музыканта, на 150-летие композитора.


Это был превосходный, необыкновенный спектакль без антракта, закончившийся искренними и очень долгими аплодисментами присутствовавших на нём. Послание залу было громким и ясным: культура не может иметь политического подтекста и быть объектом предубеждений и цензуры.

Напомним, в прошлом году у Валентины Лисицы был отменен запланированный концерт в театре «Ла Фениче» в Венеции. Причина в том, что пианистка «осмелилась» играть посреди руин освобожденного Мариуполя.

Ее выступление в Донбассе сочли политическим актом – декларацией близости к России, что в русофобских кругах в Италии (казалось бы, колыбели культуры!), не осталось не замеченным – её концерты в Венеции были тут же отменены.

Инициатива пригласить пианистку в Милан исходила снизу, от гражданского общества, от Комитета промоутеров, итальянцев, которые, несмотря на официальную позицию Италии, все еще верят в культуру как универсальное послание миру. Среди наиболее авторитетных членов Комитета были посол Альберто Браданини, историк Франко Кардини, издатель Сандро Тети, писательница Джермана Леони, журналист-специалист по геополитике Манлио Динуччи, музыкант Мирко Преатони, президент Ассоциации «За мир без войн» Берениче Галли, адвокат Фламинио Маффеттини. Как точно сказала журналистка и писательница, инициатор концерта Джинни Тоски Мараццани Висконти: «Культура, искусство и музыка, прежде всего, должны быть выше политики, потому что они создают мосты между людьми и народами».

Отсюда и желание организовать совместно с телеканалом «Byoblu», с программой «Pangea Grandangolo» концерт, который вернул бы внимание к неотъемлемому принципу: культура как таковая является элементом роста общества.

Как верно заметил Мирко Преатони: «Мы гордимся тем, что организовали это музыкальное мероприятие. Важно вернуть эти культурные пространства. Этот концерт, и вообще такого рода инициативы, представляют собой конкретную акцию большой символической ценности. Это значит помнить, кто мы такие – Италия является колыбелью музыки и искусства – уважать себя, быть готовым уважать и слушать других, твердо верить в то, что красота и истина неудержимы».

Организовать мероприятие было непростым делом, многие театры, с которыми велись переговоры, когда узнавали, что речь идет о концерте Валентины Лисицы, отказывались от предложения. Однако в итоге оргкомитету удалось найти частный зал, специально оборудованный для проведения концерта.

На концерте присутствовала Дарья Пушкова, директор Российского центра науки и культуры в Риме, вот ее впечатления:

– Валентина Лисица на сцене – это магия, чистое искусство! От воспоминания о том, как порхают ее пальцы по клавишам рояля у меня идут мурашки по телу. Такой уровень владения инструментом, талант такой величины встречается нечасто – и должен быть объявлен мировым культурным наследием вне границ. Я очень рада, что сегодня здесь, в Милане, прозвучали 24 прелюдии Сергея Рахманинова, приуроченные к 150-летию со дня рождения композитора. Эта программа, и то, что итальянская публика настояла на приезде Валентины Лисицы после того, как ей отказали в «Ла Фениче», говорит о том, что Италия остается одним из немногих мест в Европе, где голос русской культуры звучит сильно и ярко, несмотря ни на какие препоны».

Валентина Лисица дала мне это эксклюзивное интервью для «Столетия»:

Мы знаем, что театр «Ла Фениче» в Венеции, увы, отказал вам в концерте. Но сейчас вы смогли всё же выступить в Италии. Что вы думаете, что вы чувствуете? Это большая радость, что, в конце концов, всё получилось…

– Это действительно, прорыв, и, это, можно сказать, победа. И причём – общая победа, не только моя: ну что я, я приезжаю, я играю здесь для чудесной публики. Но это, действительно, общая победа, это победа общества, той другой Италии, которая не согласна с официальной точкой зрения, которая прекрасно понимает, за что идёт борьба, прекрасно понимает необходимость в мире, сотрудничестве. И вот, плод этой борьбы – наш концерт. Триумф свободы слова, свободы мнений, триумф мира и добра. Рахманинов, которого отменяют вместе со всей русской культурой, является частью не отмененной европейской культуры, и общечеловеческой. Кстати, корень фамилии Рахманинов – Рахман, одно из имён пророка, в переводе – это молитва, и вот так всё в мире взаимосвязано… Мы все – одна семья. И этот концерт подчёркивает то, как мы можем жить, работать, наслаждаться вместе великой музыкой.

Вместе… Да, правильно, я абсолютно согласен с вами, это победа цивилизации, победа культуры над варварством...

– Да, культура, это именно антоним варварству. И вот, когда пытаются отменить культуру, что остаётся? Не остаётся пустое место, остаётся её антагонизм: мы скатываемся в варварство.

Скажите пожалуйста, каковы были ваши чувства, когда вы получили отказ от театра «Ла Фениче»?

– Вы знаете, меня наибольшим образом, это я высказала в соцсетях, оскорбила до глубины души именно форма отказа. Я понимаю, что ситуация сложная, хотя, смотрите, как  американка, я никогда не сталкивалась с подобным, когда шло вторжение США в Ирак, от меня никто не требовал писать письма с осуждением режима США, мои концерты не отменялись в Европе. Хотя не все в Европе были согласны с этим, ведь Германия тогда не послала свои войска, но ничего не произошло. Сейчас идёт Специальная военная операция, и концерты начали отменять. Я понимаю, что мы в состоянии практически холодной войны и слава богу, что не горячей, хотя она уже очень тёплая. Что меня возмутило в данном случае, хотя концерты отменялись и до этого не раз, это то, что написали мне организаторы. Мол, они сначала «наняли» меня, так как я этническая украинка, я гражданка Украины. И они, таким образом, признались, что они хотели поддержать Украину! Но, когда они узнали кто я на самом деле, о «пятой строке» в паспорте, они отменили этот концерт! В ответе им я написала, что они до глубины души оскорбили меня не своей отменой, а тем, что «наняли» меня исполнять не за то, что я считаюсь, по признанию музыковедов, одной из лучших исполнительниц Рахманинова, а потому что я украинка! Вот это было невероятно обидно!

Я потом написала в соцсетях, что это в точности повторило историю с т.н. перегибами в Советском Союзе. Моя мама была тогда отличным работником, работала на фабрике. За эти качества её решили выдвинуть в Верховный совет – это огромная честь, её бы жизнь вмиг поменялась бы, она бы вошла в элиту страны. Её выдвинули, а потом вызвали и сказали: «Вы знаете, товарищ Лисица, мы очень извиняемся перед вами, но мы сделали ошибку. Мы думали, что вы украинка». И решение отменили! То есть мою маму выдвинули не за то, как она работала, не за то, каким она была организатором профсоюзов, а чисто по паспорту. И со мной произошло такое же в XXI веке, в Европе, в Италии! Вот что удивительно!

Скажите мне, пожалуйста, я знаю, что вы выступали в Донбассе, это, конечно, героическое решение. Какая была для вас мотивация выступить там, в таком месте, где очень опасно?

– Для меня единственная мотивация, как для музыканта, это то, что Бог дал мне талант, и я обязана им делиться. Я никогда не спрашиваю мою публику, каковы их политические взгляды, за кого они голосовали: за республиканцев или демократов? Я играю везде, где людям нужна музыка. И для меня поехать в Донбасс, когда меня пригласила филармония, не было вопросом – опасно или нет, потому что мы приезжаем и уезжаем, а люди там живут! И герои, на самом деле, это не музыканты, которые приезжают, а они, те, кто под бомбами выстраивались в очередь и сметали билеты в филармонию и в театры, чтобы пойти на наш концерт. Люди, которые живут уже 9-й год под бомбами, в любой момент готовые погибнуть… Вот настоящие герои! А для меня это не геройство. Для меня не стояло вопроса – ехать или не ехать, чтобы сыграть для этих людей. Если это кому-то не понравилось, если это сочли преступлением – это на их совести. В «Фигаро» даже написали, что я играла на костях погибших людей в Мариуполе, и меня противопоставили одному из боевиков «Азова»*, который исполнил какую-то патриотичную украинскую песню в подвале Азовстали, – вот, мол, как настоящий украинец должен поступать. Но, это мелочи, что он пёк пиццу с нацистскими символами и зиговал, это не считается! То есть для меня, конечно, это было шоком, но, возвращаясь к нашей теме, – вопроса для меня не стояло, где мне играть! Я играю везде, для всех, кому это надо.

Спасибо Валентина! Вы не только необыкновенный музыкант, вы еще и пример человеческого достоинства. Я благодарю Бога, что есть на свете такие люди, как вы! Горжусь знакомством с вами!

Валентина Лисица, Элизео Бертолази - интервью © Eliseo Bertolasi.jpg


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Читатель
08.05.2023 8:48
Не устаю поражаться как смело и последовательно ведут себя многие подлинные художники! Валентина Лисица настоящий посол Мира, не только большой талант, но и огромное мужество! Русскую культуру отменить невозможно, ну разве что, если отменить Культуру как таковую- к чему Запад идет семимильными шагами! Но вот Милан, Венето дают нам снова пример того как можно этому противостоять! Спасибо автору за правдивый и искренний рассказ об этом событии!

Эксклюзив
28.02.2024
Святослав Князев
За что ПЦУ взъелась на святого князя?
Фоторепортаж
27.02.2024
Подготовила Мария Максимова
В Москве в Государственном музее А.С. Пушкина представлен Межмузейный проект к 225-летию со дня рождения поэта


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..