Одни убытки?
Ассоциации Содействия Русско-Китайскому Туризму обратилась с письмом к президенту Владимиру Путину, в котором пишет, что ситуация в безвизовом сегменте российско-китайского туристического обмена дошла до критической. «Турпоток из Поднебесной, — пишут авторы письма, —находится под полным контролем так называемой «китайской мафии»: обслуживание практически всех туристических групп из Китая на территории России осуществляется силами исключительно китайской диаспоры по «серым» или даже «чёрным» схемам, в результате чего этот турпоток является абсолютно убыточным для легального российского бизнеса. <…> Фактически китайские компании сейчас владеют на российской территории и транспортом, и ресторанами, и гостиницами, и гидами, и сувенирными магазинами, из-за чего вся прибыль от туристов из Китая фактически возвращается в Поднебесную, минуя как российский турбизнес, так и отечественный бюджет. При этом оплачивать рекреационную нагрузку от китайских туристов приходится как раз бюджету».
Китай бурно богатеет и его жители начинают все больше путешествовать. В настоящее время оттуда в другие страны сейчас едет больше туристов, чем из США и других лидеров рынка. Если в начале 2000-х китайцы совершали 10,5 миллиона путешествий, то к 2017 году число таких путешествий выросло до 145 миллионов — на невероятные 1 380 %! По данным Всемирной туристской организации, за 2016 год китайские туристы потратили в других странах 261,1 миллиарда долларов (в 2000 году эта сумма составляла около 10 миллиардов долларов). По предварительным данным, в 2017 году их траты составили около 300 миллиардов долларов. Американские же туристы в 2016 году потратили относительно небольшие 123,6 миллиарда долларов.
При этом активно путешествуют пока только 7 % китайцев из 99 миллионов человек. Для сравнения: доля таких граждан среди населения США составляет 40 %, а в Великобритании — 76 %. Таким образом, потенциал для роста туристического рынка Китая, при населении в 1,4 миллиарда, громаден. Институт исследований международного туризма в Китае прогнозирует, что к 2030 году путешествовать будут более 400 миллионов китайцев. Китайский рынок международного туризма будет составлять почти четверть мирового.
В России их большинство
Хлынули туристы из Китая и в Россию. За 2018 год нашу страну посетило более 2 миллионов китайских туристов, сообщил СМИ заместитель начальника управления Международного сотрудничества министерства культуры и туризма КНР Ли Цзяньган.
«Российско-китайское сотрудничество в последние годы растет и активизируется. Рост поездок в Россию остается стабильным на протяжении последних лет. Рынок туризма становится все больше. В 2018 году 2 миллиона китайских граждан посетило Россию — на 21% больше по сравнению с 2017 годом», — сказал Ли Цзяньган.
Он также напомнил, что Россия — первая страна, заключившая с Китаем двустороннее соглашение в сфере туризма по взаимному освобождению от групповой визы. В целом, по данным министерства культуры и туризма КНР, в 2018 году китайский выездной туризм достиг 149 миллионов человек, рост по сравнению с прошлым годом составил 14,7%. «Туризм в КНР превышает 10% от доли всей экономики и трудоустройства. Все это дает мощный импульс для роста международного туризма и для российско-китайского туристического сотрудничества», — добавил Ли Цзяньган
В свою очередь, заместитель начальника Управления международного сотрудничества Ростуризма Владимир Фомин отметил, что «Китай занимает первую позицию по общим показателям въезда иностранных туристов в Россию, значительно опережая другие страны, в частности, Германию и Финляндию. Но потенциал Китая значительно выше, и мы будем продолжать работу по увеличению въездного туризма из Китая», — указал он.
Российское экономике почти ничего не достается
Однако представителей российского турбизнеса перспектива роста числа туристов из Китая совсем не радует. Они считают, что гости из Поднебесной фактически не приносят никакой пользы для российской экономики. Более того, «сотрудники» китайских турфирм, отнимают работу у своих российских коллег. Председатель совета Ассоциации содействия русско-китайскому туризму Юрий Цуркан считает, что «китайские компании в целях повышения привлекательности своего турпакета сильно демпингуют. В этой ситуации уже дошло до того, что большая часть из них продает турпакеты с нулевой или отрицательной маржинальностью. Но мы же понимаем, что благотворительностью никто заниматься не будет. Мы провели анализ рынка, опросили туроператоров, пообщались с гидами и другими представителями связанных с туризмом компаний. Выяснилось, что экономической базой для черного туризма являются магазины сувенирной и ювелирной продукции», — говорит он.
Так, по словам эксперта, китайские компании либо частные лица открывают торговые точки в целях обслуживания возрастающего турпотока. В ходе проверок этих магазинов, итоги которых были озвучены прошлой осенью на выставке NWETEX-CIS Travel Market представителем Пробирной палаты, выяснилось, что порядка 6 тыс. ювелирных изделий не имеют пробирного клейма вообще, а около 10 тысяч имеют поддельное пробирное клеймо. В этих магазинах цена на данную продукцию на 10-15 раз выше, чем по рынку. Именно за счет этих магазинов замкнутого цикла китайские турфирмы отбивают свою маржинальность.
При этом, по его словам, эта схема была бы не полной, без своего ключевого элемента — нелегальных гидов. На самом деле это разнорабочие, студенты, повара и так далее, прибывшие к нам по трудовой или учебной квотам. По родственным или иным каналам они выходят на соответствующие фирмы и уже здесь осуществляют деятельность по оказанию туристических услуг, включая оплату гостиниц и наем транспорта. То есть они все делают самостоятельно.
В результате в этом сегменте циркулирует огромное количество неучтенных денег, которые не облагаются налогами с нашей стороны и которые, соответственно, работают не на нашу экономику.
В итоге инфраструктура российских городов изнашивается от такого наплыва китайских туристов. Мы работаем, работаем, но никакой пользы от этого просто нет. Более того, эти серые гиды отбирают работу и у наших российских экскурсоводов. вызывает вопросы и непонятная позиция Ростуризма «В ведомстве просто не могут не знать о подобных проблемах, однако никаких попыток исправить ситуацию там до сих пор там не предпринимают», — жалуется Юрий Цуркан.
Все оплачивается на территории Китая
Как пишет «Финансовая газета», средняя стоимость поездки в Россию на 7-9 дней составляет 5-8 тыс. юаней (45-70 тыс. рублей). Сюда входят расходы на транспорт, гостиницу, питание в формате «шведский стол» и услуги китайского гида. Все это оплачивается на территории Китая. Российская турфирма в данной схеме нужна лишь для того, чтобы выслать бланк приглашения для китайской группы. Квалифицированные специалисты из числа российских гидов в этой схеме также не нужны.
Рестораны и торговлю сувенирами тоже контролирует китайский бизнес. Китайские туристы деньги в российских банках вообще не обналичивают. Для этого существуют подпольные терминалы китайских банков. Представитель такого «народного банка», получив уведомление о переводе денег на его счет в Китае, выдает клиенту нужную сумму в рублях. В результате государственная казна России лишается выплат по налогам, которые не учитываются контролирующими органами и через российские банки не проходят, и российской экономике от китайского туризма практически ничего не достается, отмечает «Финансовая газета».
И все это происходит легально, китайские турфирмы находят лазейки в российском законодательстве, сотрудничают с коррумпированными чиновниками и готовыми работать на таких условиях местными компаниями.
Стоит отметить, что китайский туристический бизнес так действует в любой стране мира.
Проблемы Петербурга
В Петербурге среди толп туристов, заполнивших этим летом город на Неве, гостей из Китая — больше всего. Северная столица привлекает китайских туристов не только своими дворцами и музеями, но еще и своим революционным прошлым. В этой связи особой популярностью у них пользуются места пребывания в городе Ленина, Смольный, крейсер «Аврора», музей-шалаш в Разливе и другие достопримечательности такого рода. В связи с наплывом китайцев многие магазины на Невском проспекте поставили в витрины плакаты с иероглифами, отели разложили газеты «Жэньминь жибао», рестораторы начали предлагать меню на языке Поднебесной, а в аэропорту установили табло на китайском языке.
Но, как отмечает петербургская интернет-газета «Фонтанка», сами горожане такой экспансии отнюдь не рады. Главная проблема в том, что массово едущий в Петербург китайский турист почти ничего не оставляет в кармане города. Как наглядно показало расследование «Фонтанки», рестораны, магазины, которые обслуживают китайских туристов, держат предприниматели из Поднебесной, а потраченные в них деньги возвращаются в Китай, а то и вовсе не покидают его.
С самими группами работают гиды-нелегалы, оставляя без работы петербургских экскурсоводов. По всей видимости, именно это осознание стоит как за всплеском негатива в социальных сетях, так и за изменением риторики бизнеса и городских властей.
Как рассказал порталу TRN заместитель председателя Комитета по туризму и индустрии гостеприимства Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Юрий Мурашов, именно Северная столица, по статистике, принимает наибольшее количество организованных туристических групп из Китая. В связи с этим все более актуальными становятся вопросы, затрагивающие интересы туроператоров, работающих на рынке внутреннего туризма, гидов-переводчиков и других предприятий индустрии гостеприимства Санкт-Петербурга. Организация обслуживания туристических групп из Китая характеризуется рядом особенностей и проблем, создающих сложности в работе представителей туриндустрии, что характерно не только для туристического рынка Санкт-Петербурга, но и всей России.
Странные договоры
Однако такая ненормальная ситуация сложилась не случайно. «В групповом безвизовом сегменте российско-китайского туристического обмена возникла ситуация, близкая к критической, — пишут авторы упомянутого выше обращения к президенту. — Отдельные чиновники Федерального агентства по туризму, путем манипуляций с нормативными актами, создали обоснование для введения частного иностранного программного обеспечения под видом федеральной государственной информационной системы (ФС-77130348), целью которой является незаконная монополизация туристического и страхового рынков в сегменте безвизового обмена между РФ и КНР», — говорится в письме.
Как подчеркивает Ассоциация, для реализации своих планов, названные лица зарегистрировали предприятие в Гонконге и заключили трёхсторонние договоры с российскими и китайскими страховыми компаниями.
«Предприятие используется для обслуживания названного программного обеспечения и получения в обход Законодательства РФ комиссионного вознаграждения с каждого гражданина КНР, посещающего Россию с туристическими целями», — подчеркивают в Ассоциации.
Именно данное программное обеспечение, в целях его легализации, путём включения в международный нормативно-правовой документ, послужило основным элементом нового проекта Соглашения о безвизовом туристическом обмене между РФ и КНР. «Названный проект Соглашения, по итогам двух этапов всероссийских общественных слушаний, был признан не отвечающим интересам РФ и отечественной туриндустрии. Приходится констатировать, что, несмотря на кадровые перемены в Ростуризме, лица, причастные к созданию названных систем, и по настоящее время остаются на своих постах. Фактически, в рамках реализации безвизового обмена российские туроператоры находятся в прямой и полной зависимости от иностранных компаний, в результате чего рынок безвизового обмена российскими властями практически не контролируются», - отмечает Ассоциация в своем письме.
Обеспечить интересы обеих сторон
В результате только направляющие компании из КНР самостоятельно определяют не только все составляющие туристического пакета, но и регламентируют в обязательном порядке применение при обслуживании туристов своих гидов-иностранцев, осуществляющих свою деятельность с нарушением Законодательства РФ. «Подобное положение дел сложилось в результате того, что заинтересованным лицам удалось ввести в заблуждение не только органы власти, но также государственные контролирующие органы.
По мнению специалистов, сложившиеся обстоятельства чреваты тем, что, если в ближайшее время не принять комплекса неотложных мер, то данное направление туристического обмена может в полном объеме перейти под контроль иностранного теневого сектора», — подчеркивают в Ассоциации.
Согласно обращению к президенту, особую тревогу вызывает то, что деяния подобного рода со стороны отдельных должностных лиц высокого уровня, «совершаемых, очевидно, в корыстных целях, не способствуют укреплению и развитию партнёрских отношений между Россией и Китаем».
У России с Китаем сложились дружественные, взаимовыгодные отношения во многих областях, стратегически важные для нашей страны, особенно на фоне обострения конфронтации с США. В этой связи нынешняя явно ненормальная ситуация с проблемами в туристической отрасли, конечно, нуждается в срочном урегулировании. Причем в таком, чтобы не нанести ущерба ни интересам наших китайских друзей, и при этом обеспечить интересы туристического бизнеса России.
?>