Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 мая 2024
Натовские бомбардировки Югославии: десять лет спустя

Натовские бомбардировки Югославии: десять лет спустя

К чему приводит вооруженное вмешательство во внутренние дела суверенного государства
Петр Искендеров
24.03.2009
Натовские бомбардировки Югославии: десять лет спустя

Впервые в послевоенной Европе военно-политический блок НАТО без санкции ООН предпринял военную операцию против суверенного государства, не являющегося его членом. В сравнении с этим событием даже ввод советских войск в Венгрию в 1956 году и Чехословакию в 1968 году с правовой точки зрения выглядит более обоснованным – учитывая членство обоих социалистических государств в Варшавском договоре.

Нынешний тупик в косовском урегулировании, рост нестабильности в албанонаселенных районах Македонии, Черногории, Южной Сербии, угроза распада Боснии и Герцеговины – все это тоже прямое следствие вмешательства НАТО в события в Югославии на стороне албанских экстремистов.  

Кроме того, именно действия НАТО в марте-июне 1999 года стали провозвестником последующих военных операций как самого альянса, так и ряда его ведущих членов во главе с США в других районах земного шара – начиная с Афганистана в 2001 году и Ирака в 2003 году до попыток НАТО регулировать политический баланс на Украине и решать внутренние проблемы Судана.  

Наконец, вряд ли будет преувеличением сказать, что военная кампания НАТО 10-летней давности дала мощный импульс к обострению обстановки в десятках других районов межэтнических и межрелигиозных конфликтов – причем отнюдь не только в плане активизации сепаратистских настроений. Президент Грузии Михаил Саакашвили, отдавая своим подготовленным натовскими инструкторами войскам приказ штурмовать Цхинвал, несомненно, держал в уме те силовые сценарии, которые реализовывались в предыдущие годы на Балканах.  

Международное право потому и считается универсальным регулятором, что его попрание в одном районе неизбежно ведет к девальвации его роли на глобальном уровне.

А заодно и к девальвации мировых институтов, считающихся ключевыми в поддержании мировой безопасности. Катастрофическое падение авторитета ООН, деградация ОБСЕ, множащиеся расколы в рядах Европейского союза – все это тоже прямое следствие войны, развязанной НАТО против Югославии, и последующей политико-дипломатической поддержки боевиков албанской «Армии освобождения Косово» (АОК) вплоть до признания в 2008 году самопровозглашенной независимости Косово со стороны США и ведущих стран-членов ЕС.  

Операция НАТО была лживой от начала и до конца. Лживой оказалась навязанная мировому сообщества трактовка так называемого «инцидента в Рачаке» в январе 1999 года - когда переодетые задним числом в гражданское и свезенные из различных районов Косово убитые в сражениях боевики АОК были представлены как «45 гражданских лиц, расстрелянных режимом Слободана Милошевича». Ключевую роль в организации этой провокации, перекликавшейся с инсценированным фашистской Германией нападением «поляков» на немецкую радиостанцию, ставшим поводом к началу Второй мировой войны, сыграл тогдашний глава миссии ОБСЕ в Косово американец Уильям Уокер. О роли этого «дипломата» следует сказать особо. В 1980-е годы он под прикрытием госдепартамента (в котором в 1985-1988 годах занимал пост заместителя помощника госсекретаря по межамериканским делам) участвовал в тайных операциях ЦРУ в Центральной и Южной Америке – в том числе в Аргентине, Боливии, Бразилии, Гондурасе, Панаме, Перу, Сальвадоре (здесь он в 1988-1992 году в период гражданской войны занимал пост посла США). Именно Уильям Уокер организовал информационную блокаду Рачака, сначала запретив журналистам даже приближаться к месту якобы обнаруженной братской могилы мирных албанцев, а затем обнародовав собственную версию случившегося, ставшую обоснованием последующего ультиматума Белграду с требованием вывести из Косово войска и согласиться на размещение в сербском крае сил НАТО. Заслуги Уильяма Уокера на косовском фронте были по достоинству оценены в соседней Албании, предоставлявшей в 1998-1999 году свою территорию боевикам АОК в качестве тыловой базы. 24 ноября 2008 года албанский президент Бамир Топи присвоил американцу звание почетного гражданина Республики Албания…  

Официальным обоснованием операции против Югославии стала необходимость предотвратить «гуманитарную катастрофу».

Однако главными жертвами 78-дневных бомбардировок, по свидетельству тогдашнего спецпредставителя ООН по правам человека в бывшей Югославии Иржи Динстбира, стали мирные жители.

По его данным, действия НАТО привели к большему числу жертв среди мирного населения, чем сам косовский конфликт, ради разрешения которого они якобы предпринимались. Среди наиболее показательных примеров «точечных ракетно-бомбовых ударов по сугубо военным объектам» (о которых рапортовали на ежедневных брифингах в брюссельской штаб-квартире НАТО) - уничтожение складов топлива, предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности, применение кассетных боеприпасов и снарядов с обедненным ураном, уничтожение 12 апреля железнодорожного моста вместе с проходившим по нему пассажирским поездом, авиаудары по колонне АЛБАНСКИХ беженцев в Косово 14 апреля (погибли 64 мирных албанца) и окрестностям города Призрен на территории соседней Албании (87 погибших), наконец, удар 23 апреля по белградскому телецентру, в результате которого погибли журналисты, операторы, техники – чья вина заключалась в выполнении своего профессионального долга… Да и миллион албанских беженцев, заполонивших в марте–апреле 1999 года соседние Албанию и Македонию, нельзя объяснить действиями югославской армии и сербской полиции. Люди бежали от натовских бомб и ракет, опасаясь вероятного начала сухопутной операции НАТО на территории Косово. А вот сербам бежать было некуда – и по самым скромным подсчетам не менее 2000 мирных жителей погибли и более 6000 были ранены.  

Формальным завершением военной операции НАТО стало принятие 10 июня 1999 года Советом Безопасности ООН резолюции № 1244. В ней говорилось о размещении в Косово миротворческой миссии ООН и многонациональных миротворческих сил под командованием НАТО и начале международных дискуссий об окончательном статусе Косовского края. Причем этот статус должен был быть найден на основе «широкого самоуправления» и «приверженности всех стран-членов ООН суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославия и других государств региона, как это зафиксировано в Хельсинском Заключительном акте». Однако на практике в Косово реализовывался сценарий создания независимого албанского государства при одновременной организации в центре Балкан натовской военной инфраструктуры во главе с одной из крупнейших в мире военных баз США «Бондстил». Укрепление военно-политических позиций в стратегически важном балканском регионе, лежащем на пересечении действующих и перспективных маршрутов транспортировки энергоресурсов – достижение этой цели гораздо больше отвечало задачам и интересам Запада в Югославии, нежели прекращения несуществующей гуманитарной катастрофы.  

Командующий операцией американский генерал Уэсли Кларк в агрессивном запале даже отдал приказ о вооруженном противодействии российским миротворцам, входившим в Косово в июне 1999 года на основе решений ООН.

НАТО видела врагов повсюду - кроме истинных виновников кризиса. В Косово же на смену власти Белграда пришла власть вооруженных экстремистов и террористов. Международные структуры в крае быстро предали забвению основное требование любой миротворческой операции – равноудаленность от враждующих сторон. Боевики АОК сохранили оружие и командно-штабные структуры. Их отряды стали именоваться сначала «Силами по защите Косово», а с января 2009 года - «Силами безопасности Косово». Защиты или безопасности от кого? - даже этот естественный вопрос стыдливо обходят молчанием в Брюсселе. А более 300 тысяч покинувших край сербов и других неалбанцев до сих пор лишены возможности вернуться даже не к родным очагам, а к родным пепелищам.  

С показательными признаниями выступили пять лет назад две важные фигуры в косовском урегулировании. Первый глава Миссии ООН в Косово Бернар Кушнер, при котором и были организованы отряды АОК, и экс-боевики заняли все властные посты, а сотни тысяч сербов покинули край. Кушнер призвал «начать заново все политико-дипломатические усилия по Косово, включая заседания Контактной группы и принятие новой резолюции СБ ООН». А тогдашний главком сил юго-восточного направления в НАТО адмирал Грегори Джонсон заявил, что косовские албанцы, начиная с 1999 года, тщательно готовили «этнические чистки», вылившиеся в антисербские, антиславянские и антиправославные погромы, захлестнувшие Косово в марте 2004 года – аккурат к пятой годовщине бомбардировок…  

Особо следует сказать о позиции, занятой весной 1999 года Россией. Ее трудно назвать жесткой и последовательной.

Невнятное телеобращение президента Бориса Ельцина за несколько часов до начала бомбардировок с призывом «Остановите Клинтона!» производило жалкое впечатление и явно не отвечало серьезности момента – также как и неспособность российской дипломатии в предыдущие месяцы противодействовать подготовке операции. А вот совместное решение парламентов Югославии и России о немедленном присоединении подвергшейся агрессии братской страны к российско-белорусскому союзу было заблокировано тем же Ельциным. И хотя марш-бросок российских десантников в июне 1999 года из боснийского Углевика на косовский аэродром Слатина помог Москве немного поправить репутацию, его реальное воздействие на ситуацию в Косово и вокруг него оказалось минимальным. Тихий вывод российского контингента из края четыре года спустя засвидетельствовал тогдашний провал российской дипломатии на косовском направлении. Нынешнее руководство России предпринимает активные усилия для того, что вернуть косовскую проблему в международно-правовое русло. Однако очень многое было утрачено Москвой на Балканах в смутные 1990-е годы…  

Петр Ахмедович Искендеров - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей» 

Специально для Столетия


Эксклюзив
21.05.2024
Юрий Алексеев
Наши оборонные наработки напугали Запад
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.