Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
На руинах Союза

На руинах Союза

Прошло 20 лет с тех пор, как накануне нового, 1991 года, с флагштока в Кремле спустился красный флаг - СССР перестал существовать
Александр Музафаров
29.12.2011
На руинах Союза

Вот уже двадцать лет на территории бывшего Советского Союза существуют независимые государства. Каковы итоги этого периода? Какова реальность интеграционных процессов, периодически возникающих и затухающих на постсоветском пространстве? Об этом говорили участники круглого стола, состоявшегося в Фонде исторической перспективы.

Главное, что произошло за двадцать лет постсоветского периода – это смена поколений. Если в 90-е годы ХХ века большинство граждан России и других стран СНГ еще воспринимали постсоветское пространство как единое, то поколения, воспитанные в постсоветскую эпоху, а тем более – родившиеся после 1991 года, привыкают мыслить в границах новых национальных государств. И теперь все интеграционные проекты воспринимаются общественным мнением именно под углом интереса новой государственности, что требует от них более глубокой проработки и обоснования.

Об этом говорил в своем выступлении руководитель Центра политической конъюнктуры С.А. Михеев. Оценивая недавно появившийся проект Евразийского союза, он подчеркнул - мы должны объяснить гражданам стран-участников, что даст им новое объединение. Если мы покажем, что новый союз даст шанс на развитие реального производства, создаст новые рабочие места, причем места в промышленности и высокотехнологичных производствах, станет новым центром силы на планете – тогда, и - только тогда, можно будет рассчитывать на поддержку общественного мнения. Новый союз должен стать платформой для реализации нового мировоззренческого проекта, альтернативного западной цивилизации, а не ее бледным эпигоном.

Причем любая интеграция на постсоветском пространстве происходит по принципу «Россия плюс другие», и вес России всегда несопоставимо больше, чем у всех остальных участников этих проектов, вместе взятых.

А раз так, то непонятно, что мешает самой России модернизировать промышленность, создавать новые рабочие места, развивать инфраструктуру и т.д. Неужели для этого необходим союз с Казахстаном и Таджикистаном?

С другой стороны, характер развития западной цивилизации создает предпосылки для возникновения новых мировоззренческих центров. Как заметил участвовавший в круглом столе через видеосвязь руководитель научных программ ИДС в Париже Джон Локленд, Западная Европа стремительно левеет. Современный европейский проект стал антинациональным, глобалистским, в нем нет места традиционным народам и их традиционным ценностям. На смену традиционной европейской парадигме приходит культ толерантности, политкоректности и мультикультурализма. И хотя последняя доктрина вызывает все большие сомнения у европейских элит, но до ее решительного пересмотра дело пока не дошло.

«Европейские левые не любят современную Россию потому, что она больше не советская страна, а постепенно становится национальным государством» - подчеркнул Д. Локленд. Защита традиционных, христианских ценностей может послужить привлекательным основанием для новой парадигмы нового центра силы.

Говоря о последних интеграционных усилиях российских властей, руководитель отдела Российского института стратегических исследований Т.С. Гузенкова отметила, что на всем пространстве СНГ усиливается разрыв между элитой и обществом. Российская же политика на этом пространстве традиционно ориентируется на элиты, часто игнорируя общественное мнение вовсе. А оно меняется. И меняется с каждым годом все быстрее. Даже в России, где были наиболее сильные интеграционные настроения, чем во всем СНГ, они постепенно сменяются жестким экономическим прагматизмом. Еще в начале 2000-х годов социологи подмечали интересную особенность – высказываясь в опросах за усиление сотрудничества и даже интеграцию со странами постсоветского пространства, граждане России категорически отказывались хоть как-то поддерживать эти процессы материально. Российское общественное мнение негативно настроено на выделение любых средств союзникам в рамках СНГ и других структур.

Нельзя сказать, что эти настроения не имеют под собой оснований.

За минувшие два десятилетия было предпринято несколько попыток образовать партнерские и союзные структуры со странами СНГ, у которых была одна общая черта – они не работали в критические моменты.

Можно вспомнить, что ни один из партнеров России не поддержал нашу страну во время российско-грузинского конфликта в августе 2008 года. Независимость Абхазии и Южной Осетии признала Никарагуа, но не признала наиболее тесно связанная с Россией Белоруссия.

Потому идеи Евразийского союза и встречают в российском обществе настороженное отношение. Впрочем, здесь с обществом солидарны и эксперты. Для устойчивости союза необходимо если не равенство, то хотя бы сбалансированность экономик его участников, а ее нет и в помине. Как отметила Т.С. Гузенкова: "Принять Киргизию в новый союз можно, но не станет ли она тем, чем стала Греция для ЕС»?

Что может послужить новым толчком к интеграции? По мнению известного эксперта Олега Неменского, интеграционные процессы возможны, если под них подвести не столько экономическую, сколько мировоззренческо-историческую базу. В этом плане представляется имеющей перспективу идея Русского мира, политического объединения стран русской культуры, русского языка и русской идентичности – России, Украины, Белоруссии и, возможно, Казахстана. Такой проект, вероятно, и имел бы шансы стать новым центром влияния, но его реализация - куда более сложная задача, чем таможенные и экономические союзы между Россией и странами Центральной Азии.

Да и может ли он быть реализован, если Россия сама не осознает себя частью русской земли, а, повторяя советские мантры, говорит о многонациональном государстве. Современная Российская Федерация унаследовала от СССР и традиционную национальную политику, которая стала одной из причин гибели Союза. Уже сейчас продолжение этой политики, лишенной после отказа от марксистской доктрины какого-либо идеологического обоснования, ставит под угрозу целостность России. Так, лозунг «Хватит кормить Кавказ» является прямым ее следствием. Равно как и куда более опасные лозунги типа - «Хватит кормить Москву», которые становятся все более популярными за Уралом. Местные интеллектуалы уже ставят вопрос о независимой Сибири. Абсурд? Но в 70-е годы ХХ века не меньшим абсурдом казалась независимость Украины.

Перед Россией стоит выбор: преодоление советского наследства и возвращение к историческим корням русской государственности или следование прежним советским путем с тем же результатом, что постиг СССР.

Все интеграционные процессы на постсоветском пространстве неизбежно зависят от логики развития России. Запрос на возрождение России как национального государства, как центра Русского мира существует и в самой России и за ее пределами. Этого ждут от нашей страны миллионы русских, оказавшихся 20 лет назад подданными других государств, этого ждут и другие страны, надеющиеся на появление нового центра силы в мире.

Время для выбора еще есть. Пока есть…

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.