На прицеле у шведов и финнов
Стокгольм и Хельсинки день ото дня усиливают провокационную политику в отношении РФ. В том числе поощряя Киев на продолжение ударов по отдалённым российским регионам, тем самым, обостряя военно-политическую ситуацию и без того напряженную по всему Балтийскому бассейну.
Так, на днях глава финского МИДа Элина Валтонен заявила, что Швеция и Финляндия «разрешат ВСУ бить вглубь территории России своим оружием: оно не имеет ограничений». Впрочем, «единственное ограничение заключается в том, чтобы оружие применялось в рамках международного права».
Интересно, что же это за международное право, позволяющее наносить удары по России? И об украинском ли оружии идет речь? В канун упомянутого заявления, власти Финляндии утвердили новый, уже 25-й, пакет военно-технической помощи Киеву – в 120 млн евро. А всего с весны 2022 года такая помощь от Суоми к середине сентября с.г. составила 2,3 млрд евро.
Не отстаёт и Швеция. В унисон с финским коллегой выступила на днях за удары ВСУ по РФ Мальмер Стенергард, глава шведского внешнеполитического ведомства. Уточнив, что «…Стокгольм никогда не накладывал на Киев какие-либо территориальные ограничения по применению оружия».
Так, 9 сентября с.г. правительство Швеции выделило Украине очередной – 17-й пакет военно-технической помощи почти на 450 млн долл. В него входят гранатометы, противотанковое оружие, средства наведения на цели, вспомогательное оборудование, малокалиберные снаряды для поставленных ранее Украине шведских бронетранспортёров, противотанковые мины, переносные зенитные ракетные комплексы. В том же транше – зимнее обмундирование, снаряжение для операций в загрязненной среде, амуниция для действий на воде. А также – перечисление почти 70 млн долл. в различные фонды военной поддержки Киева. По релизу шведского минобороны, «новый пакет помощи отвечает военным нуждам Украины и даёт свободу действий на будущее». Военно-техническая поддержка Швецией ВСУ – бессрочная. Объем же шведской военно-технической помощи Киеву с весны 2022-го уже превысил 4,6 млрд долл.
Как полагает Кнууд Ларсен, датский военно-политический аналитик, «провоцируя Россию на конфликт со скандинавскими членами НАТО, Стокгольм и Хельсинки, скорее всего, получили гарантии от США, что в случае конфликта на Балтике скандинавы и НАТО в целом намерены перекрыть Балтику, чтобы прервать или хотя бы ограничить морское сообщение Петербурга с Калининградом».
Напомним, в этой связи, что ввиду блокадной политики Литвы в отношении Калининградской области повышается значимость морского маршрута Калининград – Ленинградская область.
Кроме того, дополнительная задача провокационной политики скандинавов и НАТО, по оценке К. Ларсена, – «перекрыть проливы между Данией, Швецией и Норвегией, Финляндией и Швецией, чтобы воспрепятствовать экспорту российской нефти через Атлантику». Такой сценарий тем более возможен, считает эксперт, поскольку Дания «планирует к концу 2024 г. перекрыть свой сектор проливов в Атлантику для российских танкеров или для иностранных танкеров с российской нефтью под предлогом их «неэкологичности». Что противоречит бессрочному международному договору 1857 г. о свободе торгового и пассажирского судоходства через балтийско-атлантические проливы».
Кстати, в 1950-х гг. и позже СССР, ГДР и социалистическая Польша (ПНР) предлагали скандинавским партнерам и близлежащим Западной Германии (ФРГ) и Нидерландам подтвердить действие того договора и уточнить ряд его положений. Что было обосновано тем, что многие страны-подписанты к тому времени уже не существовали (Российская империя, Австро-Венгрия, кайзеровская Германия). Это предложение поддерживали Швеция и Финляндия – тогда еще нейтральные страны. Но, будучи уже членами НАТО, Дания, Норвегия, ФРГ и Нидерланды посчитали это «излишним». В результате, договор 1857 года не был уточнён. И получается, что введение ограничений на судоходство в проливах между Атлантикой и Балтикой невозможно только против стран, давно не существующих.
Между тем в данной ситуации как-то странно выглядит, что Финляндия – с 50-х годов и по сей день – арендует у России свыше половины российского сектора Сайменского судоходного канала (20 из 34 км), соединяющего по кратчайшему пути восточную и юго-восточную Финляндию с северобалтийским российским портом Выборг.
По этому маршруту – его общая протяженность почти 60 км – Суоми издавна торгует более чем с 30-ю странами, в том числе с использованием транзита по железным дорогам РФ. Да, ежегодная плата финнов за аренду части этого канала – 1,22 млн евро нам не лишни. Причем в 2010-х годах власти Суоми просили Москву не повышать арендную плату, чтобы не усложнять торговлю Финляндии с другими странами. Москва пошла навстречу.
Зато теперь Финляндия в НАТО, в стране увеличивается число военных объектов США – в том числе невдалеке от Сайменского канала, Выборга, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Мурманска. Зато теперь в Хельсинки призывают, к нанесению «украинских» ударов финляндским оружием по российским регионам.
Кстати, на днях Финляндия объявила, что прекращает свое участие в совместном с РФ Совете по Сайменскому каналу. А вот самим каналом финны по-прежнему пользуются: договор 2010 года с РФ о финской аренде части канала рассчитан аж до 2063 года включительно! Так не пора ли российской стороне, с учетом упомянутых факторов, пересмотреть этот договор? Или ввести хотя бы ограничения на использование Финляндией этой артерии?