Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
7 мая 2024
Мехди Иманипур: "Наши народы мало знают друг о друге..."

Мехди Иманипур: "Наши народы мало знают друг о друге..."

Интервью с руководителем культурного представительства при посольстве Исламской Республики Иран в России
05.06.2007

Иран – государство, не сходящее последний год с верхних строчек рейтинга упоминаний в мировых СМИ. Обильно критикуемое мировым сообществом. Возглавляющее список так называемых "стран-изгоев". Что мы знаем о нем, кроме споров вокруг иранской ядерной программы и нашумевших геополитических высказываний президента Ахмадинеджада? Окно в этот загадочный мир нам помогает приоткрыть руководитель культурного представительства при посольстве Исламской Республики Иран господин Мехди Иманипур (на фото).

- Господин Иманипур, Иран представляет для большинства россиян terra incognita. Что делает возглавляемое Вами культурное представительство для того, чтобы расширить представления о вашей стране?

- Несмотря на то, что мы близкие соседи и между нами около четырех веков существуют постоянные политические взаимоотношения, наши народы знают друг о друге, к сожалению, действительно очень мало. На это есть свои причины. И одна из главных, на мой взгляд, заключается в том, что мы мало общались друг с другом непосредственно, не старались узнать друг о друге как можно больше. Знакомство наших народов всегда осуществлялось через каких-то посредников. Как правило – в лице Запада во главе с Америкой, а она никогда не желала, чтобы между нашими двумя народами были тесные контакты. Мы тоже, к сожалению, своевременно не приняли со своей стороны соответствующие меры по преодолению этой искусственно созданной преграды. Но в течение последних нескольких лет нами приняты соответствующие меры для объективного информирования россиян о нашей стране и, соответственно, информировании граждан нашей страны о России.

Сегодня мы сотрудничаем со всеми российскими научными центрами, связанными с востоковедением, проводим международные научные конференции совместно с Университетом дружбы народов и НИИ Культурологии РАН на тему: "Диалог культур России и Ирана". Для студентов, непосредственно занимающихся изучением персидского языка, проводим ежегодные олимпиады по персидскому языку и литературе, литературные конкурсы на соискание премии Фирдоуси, содействуем работе СМИ и туризму. В начале этого года организованы представления древнего иранского драматургического жанра "тазие" ("оплакивание"), проведены дни иранского кино.

- А какой образ России и русской культуры сформировался у иранцев? Что знают в вашей стране о северном соседе?

- У иранцев есть своеобразный отрицательный исторический опыт взаимоотношений с вашей страной, следы которого пока, увы, еще сохраняются. Многие из негативных воспоминаний связаны с деятельностью бывшего СССР, а частично и с российской политикой дореволюционного периода. Но знакомство нашего народа с россиянами продолжается по восходящей линии. Нам следует работать над тем, чтобы изучение русского языка было поставлено на должном уровне. В целом же образ России для народа Ирана с каждым днем становится все более привлекательным. Этому способствует и очень правильная, справедливая политика вашей страны по отношению к региону, которая импонирует иранцам. С позиции иранского народа деятельность господина Путина во многом способствует положительному имиджу России и россиян в нашей стране.

Особенно импонирует иранцам все более независимая политическая позиция вашего руководства по отношению к исламскому миру в целом и стремление к сближению с ним.

- Есть ли в Иране высшие учебные заведения и факультеты, где готовят специалистов по русистике?

- Надо сказать, что процесс изучения русского языка в наших университетах год от года ширится. Во всех крупных университетах Ирана открываются отделения русского языка. В четырех самых престижных университетах Тегерана и во всех университетах крупных областных центров ваш язык изучается. Причин на это много. Развитие взаимоотношений способствует сотрудничеству, особенно в экономической сфере. Кроме того, русская литература в Иране пользуется большой популярностью. Многие желают читать классику на языке оригинала. При Тегеранском университете создан специальный учебный и научный институт, занимающийся изучением языков и страноведения региона, и там имеется отделение по изучению России. На этом отделении готовят специалистов по русистике на уровне магистра наук. Наряду с крупными государственными в Иране есть и частные университеты, сеть которых с каждым годом расширяется. Они называются "свободными". Там тоже преподают русский, поскольку диапазон интересов к России - от бизнеса и экономики до культуры – сегодня очень велик.

- Как вы взаимодействуете с мусульманской общиной и с ираноязычными народами, населяющими Россию?

- Наши связи с российскими мусульманами осуществляются главным образом посредством сотрудничества с Духовным управлением мусульман России. Научная конференция под названием "Необходимость сближения различных исламских толков богословско-правовых школ", а также конференции, посвященные мусульманской молодежи и ознакомлению россиян с пророками ислама, конкурсы чтецов священного Корана, издание книг – все это результаты нашей совместной деятельности.

С другой стороны, многие поражаются, что в России, стране, имеющей очень давние традиции востоковедения, нет школы академического исламоведения. Это как раз один из недостатков, связанных с состоянием нашего общежития. К сожалению, в вашей стране нет такого академического центра по изучению ислама, диплом которого признавался бы российским государством. Создание такой структуры, несомненно, послужило бы интересам России.

С ираноязычными народами у нас тоже сложились хорошие отношения. Например, в апреле этого года в республике Северная Осетия-Алания состоялось очень важное событие - неделя фильмов Ирана, в первую очередь для детей Беслана. Там было заявлено, что сам ислам является жертвой терроризма. Нам важно было показать жителям региона, что мы с ними единодушны и сочувствуем их горю. В одном из центральных музеев Владикавказа мы устроили выставку иранского искусства. Жители республики проявили огромный интерес к ней. Люди относились к нам очень доброжелательно, искренне, и это ощущалось везде. Мы говорили им, что "из Ирана приехали в Ирон" – это одно из названий Осетии – и думаем, что здесь находимся среди своих соплеменников. Территориальная целостность России для нас очень важна и уважаема. Поэтому сотрудничество с любым регионом мы проводим с учетом этой целостности.

Мы сотрудничаем со всеми людьми и организациями, которые поддерживают позицию государственных структур России.

- Иран – государство исламское. Его религиозный характер, естественно, накладывает отпечаток на культуру…

- Здесь больше стереотипов западной пропаганды, связанной с их собственной историей. Но то, что сейчас происходит в Иране – явление совершенно иного порядка, чем в иезуитской Европе. Любой человек, ознакомившись с конституцией Ирана, убедится, что в стране все государственные структуры и органы выборные. Даже самая высокая должность – духовный руководитель – тоже избирается, и он может быть смещен выборным путем со своей должности.

Запад ведет пропагандистскую кампанию по всему миру, убеждая всех, что демократия совместима только с либерализмом. А если посмотреть по существу, то никакой рациональной основы в сочетании этих понятий нет. Мы считаем, что основой настоящей демократии должны быть Божественные откровения. В нашей стране опыт своей демократии, отвечающей чаяниям и интересам нашего народа. Она основана на тех лозунгах, которые выдвигал народ в ходе исламской революции 1979 года и которые народ сам реализует. А то, что Западом преподносится под ширмой "прав человека" и демократии, преследует только политические цели. Запад в лице шахского Ирана потерял своего верного союзника и, конечно, этим недоволен. Западные государства желают, чтобы мы жили по их указке, стали вновь их приспешниками. И к России, пусть и в иной форме, - те же претензии. И мы слышим, как господин Путин заявляет, что и в России тоже свой, особый тип демократии.

- Известно, что в Иране много национальных и религиозных меньшинств. Как обеспечиваются их права?

- Каждый, кто побывал в Иране хоть раз, знает ответ на этот вопрос. Все религиозные меньшинства имеют своего представителя в парламенте страны. Даже малочисленные конфессии получили такую возможность. Все храмы всех конфессий действуют свободно: церкви, синагоги, храмы огня. Меньшинства даже свои спортивные команды имеют, различные культурные центры. В прошлом году в Москве проходил фестиваль творчества еврейских детей, и в том мероприятии участвовала группа из Ирана. Такая степень религиозной свободы в мусульманской стране многих тогда удивила.

Представитель любой конфессии и народа на территории Ирана в первую очередь, считает себя иранцем. Степень толерантности, которая присуща исламу именно в Иране, очень высока. Такова психология народа. Кстати, в свое время, все религиозные меньшинства приняли участие в сопротивлении иракскому нашествию.

- В Иране, я знаю, есть и православные храмы...

- Да, в Тегеране есть православная церковь, настоятель которой назначен из России. Прихожане в основном русские. А также иранцы, которые женаты на православных христианках, и иранки, которые замужем за христианами. У греков тоже есть свой храм.

Выбор религии в Иране – личное дело каждого. Между правовым положением христианина и мусульманина нет никакой разницы.

- А как в Иране относятся к проблеме глобализации?

- Я думаю, что позиции Ирана и России по отношению к глобализации во многом схожи. Мы учитываем все тенденции общемирового процесса и действуем сообразно. Но понимать этот процесс, как американизацию мировой культуры - не согласны и будем сопротивляться такому пониманию. В Иране есть даже научные и культурные центры, которые противостоят американизации мира. Например, иранским кинематографом предпринимаются меры против голливудизации кинопроката. И наоборот, снимаются фильмы, построенные на гуманистических принципах, они субсидируются. Режиссеры заинтересованы в создании фильмов и сериалов с учетом культурной и духовной традиции народа. То же происходит в области музыки. Чтобы ответить на "макдональдизацию", мы создаем фаст-фуд, соответствующий местным традициям, где обслуживание происходит также быстро и качественно.

Лучший способ противостояния негативным явлениям – создание альтернативы, соответствующей потребностям людей. Мы думаем, что глобализация – это такой процесс, в ходе которого вовсе не обязательно уничтожение культурной традиции с меньшим количеством носителей.

- Иран относится к числу самых непосещаемых россиянами стран. Насколько ваше государство вообще предрасположено к туризму?

- Все, кто хоть раз побывал в Иране, после возвращения произносят слова, которые и радуют, и печалят нас одновременно: "Оказывается, Иран абсолютно иной, чем мы думали раньше, он лучше!". Радуют положительные впечатления туристов, и печалит западная пропаганда, направленная против нашей страны, отрицательно сказывающаяся на наших отношениях с миром.

Конечно, и сам Иран должен поменять подход к организации туризма, сделать акцент на "культурный туризм". Что касается наших стран, то надо сказать, после подписания договора о сотрудничестве в области туризма положение уже меняется к лучшему. Поток туристов из Ирана в Россию увеличился. Надеюсь, что и россияне станут чаще выбирать нашу страну для отдыха.

Беседовал Андрей Мельников

Специально для Столетия


Эксклюзив
06.05.2024
Николай Петров
Никто не вправе диктовать России, как нам жить в собственной стране
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.