Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 мая 2024
Когда бизнес превыше всего

Когда бизнес превыше всего

Как России удается увеличивать продажу своей нефти, и при чем здесь греки
Игорь Веремеев
17.05.2023
Когда бизнес превыше всего

Попытки США и Западной Европы «наказать» Россию, лишив ее возможности продавать на мировых рынках свои энергоресурсы, и, прежде всего, нефть, похоже, провалились. Как сообщило американское агентство Bloomberg, морские поставки нефти из России постепенно растут, а в последнюю неделю апреля вообще перевалили за отметку в 4 млн баррелей в сутки.


Агентство отмечает, что, несмотря на жесткие санкции и на то, что Россия объявила недавно о сокращении добычи нефти, заметного падения ее нефтяного экспорта не наблюдается. По данным Bloomberg, за год открытого конфликта на Украине такую планку российский экспорт брал только дважды — и оба раза этой весной, уже после введения потолка и других санкций.

 Как же нашей стране удается добиваться таких неожиданных результатов? Прежде всего потому, что 80% людей планеты живет в странах, которые антироссийские санкции не соблюдают.

Еще в прошлом году Евросоюз ввёл пакет антироссийских санкций, по которому почти трём тысячам российских судов, в том числе и танкерам, запретили заходить в европейские порты. Даже если кто-то и хочет купить «запретную» российскую нефть, то, казалось бы, как ему ее доставить?

Недавно в СМИ прошла информация о том, будто для перевозки российской нефти уже возник некий «теневой флот». Так, Financial Times опубликовала статью, в которой, ссылаясь на судоходную брокерскую компанию Braemar, сообщила, что Россия якобы купила 109 старых танкеров для перевозки своей нефти. А информационный ресурс TradeWinds сообщил, что почти 400 нефтяных танкеров были проданы неизвестным покупателям или новичкам в этом секторе после вторжения России на Украину.

Однако на самом деле России никакого «теневого флота» создавать не нужно, что, кстати сказать, в условиях, когда страховой рынок морских перевозок контролируют англо-американские компании, вообще вряд ли возможно. Особенно, когда речь идет об огромных нефтеналивных судах, а не о каких-то рыбацких баркасах или маломощных сухогрузах.

Дело в том, что российскую нефть как перевозили, так и продолжают перевозить, прежде всего, греческие судовладельцы, которые обладают самым большим танкерным флотом в мире. Это именно они создали такую систему транспортировки нефти, которая фактически не дает возможности с точностью отследить, откуда реально поступает перевозимая ими нефть и кто именно является ее подлинным владельцем.

В результате, если до начала СВО на Россию приходилось 34% из общего объёма греческих танкерных перевозок, то сейчас, по данным немецкой газеты Deutsche Wirtschafts Nachrichten, этот показатель вырос до 50%. А по данным издания Welt, Греция втрое увеличила долю в транспортировке российской нефти по сравнению с 2021 годом.

В то же время, контроль за греческими судовладельцами крайне сложен, прежде всего, потому, что их компании расположены не в Греции, а в США, Великобритании, на Кипре и в других местах. Сами они проживает там же, а также в Швейцарии, и большинство из судов греческих владельцев зарегистрированы и традиционно ходят под флагами вовсе не Греции, а Кипра, Либерии, Панамы и других стран. Поэтому даже нынешнее русофобское греческое правительство партии Новая демократия, прогнувшееся под США, установить контроль над своими магнатами судового бизнеса — этими теневыми «хозяевами Греции», а тем более, «приструнить» их никак не может. Ну, а самих судовладельцев заботят, прежде всего, их прибыли.

Для этого греки уже давно разработали хитроумную схему для поставок российской нефти не только в страны, которые не примкнули к санкциям, но и даже в те государства Запада, которые публично отказались от ее закупок. «Поэтому, — как констатирует обозреватель Welt Даниэль Ветцель, — нефтяные сделки российских энергетических транснациональных корпораций "Роснефть" и "Лукойл" продолжают совершенно беспрепятственно оформляться через европейские порты».

А как пишет американская газета Wall Street Journal, «в последние недели Россия увеличила поставки нефти ключевым клиентам, бросив вызов своему «статусу изгоя на мировых энергетических рынках». Один из все более популярных способов такой доставки российской нефти — танкеры с пометкой в сопроводительных документах «пункт назначения неизвестен». Таким образом, формируется непрозрачный рынок, чтобы скрыть происхождение этой нефти. По данным TankerTrackers.com, в апреле в танкеры без запланированного маршрута было загружено более 11,1 млн баррелей — больше, чем в любую другую страну. Это больше, чем до начала СВО на Украине.

«По словам аналитиков и трейдеров, — пишет WSJ, — использование этикетки с неизвестным пунктом назначения является признаком того, что нефть доставляется на более крупные суда в море и разгружается. Затем российская нефть смешивается с корабельным грузом, размывая место ее происхождения. Это старая практика, которая позволила экспортировать из стран, на которые распространяются санкции, таких как Иран и Венесуэла. По словам трейдеров, на рынке также предлагаются новые сорта нефтепродуктов, получившие название "латвийская смесь" и "туркменская смесь", с пониманием того, что они содержат значительное количество российской нефти».

Несмотря на санкции и потолок цен на нефть, Россия продолжает продавать «черное золото», пишет немецкое издание Spiegel. Автор статьи указывает на «необычный порт», находящийся недалеко от Владивостока, и заявляет, что именно с его помощью Москве удается обходить введенные против нее ограничения по продаже нефти.

«Россия, — констатирует Spiegel, — продолжает продавать нефть — по ценам, значительно превышающим установленный для нее со стороны США и ЕС ценовой потолок в 60 долларов». Издание отмечает, что «определенную роль в нарушении санкций играют некоторые судоходные и страховые компании Запада».

Как это удается? Дело в том, что в 100 километрах от Владивостока находится необычный порт Козьмино, причалы которого далеко выдаются в Японское море. Рядом на косе расположились резервуары для хранения нефти российского концерна «Транснефть», который соорудил в этой далекой тихоокеанской бухте терминал для перевалки сырой нефти на морские суда.

Тут, как свидетельствует Spiegel, загружаются танкеры длиной 200 метров и более, например, Datura и HS Esberg. Передвижения таких танкеров можно легко проследить со спутников и через Интернет. Значительно труднее выяснить, на каких условиях российская нефть в Козьмино меняет владельцев.

Как свидетельствует немецкое издание, недавно был опубликован доклад ряда экспертов, которые установили, что в веденных против России сырьевых санкциях имеется «огромная дыра», и эта дыра — Козьмино.

Через данный порт на Тихом океане Россия вот уже много месяцев продает огромные количества нефти по цене значительно выше той, что предписывает ценовой потолок G7.

Торговые данные свидетельствуют о том, что в первые три месяца 2023 года средняя цена нефти в Козьмино составляла 73,14 доллара, то есть была более чем на 20% выше ценового потолка.

Однако трубить в фанфары пока не приходится. Ущерб России от западного нефтяного эмбарго все-таки есть. По прогнозу нашего Минфина, бюджет недополучит в мае 8,1 млрд руб. нефтегазовых доходов. В апреле бюджет недополучил 32,4 млрд руб. В силу этого на продажу иностранной валюты будет направлено 40,4 млрд руб., сообщило ведомство.

Как отмечает независимый аналитик Дмитрий Лютягин, «те страны, которые сейчас соглашаются приобретать российскую нефть, приобретают ее с ощутимым для нашей страны дисконтом. Наверное, это негативный фактор, который говорит о том, что мы недозарабатываем треть от тех уровней, которые мы могли бы зарабатывать. Но при этом мы не теряем долю рынка, сохраняя ее через транспортировку морским транспортом», — отметил эксперт.

В декабре прошлого года «Большая семерка» (Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Британия и США), а также ЕС и Австралия установили ценовой потолок на российскую нефть, составляющий 60 долларов за баррель.

«Ввиду этих факторов Россия, пишет американское деловое издание OilPrice, — применяет очень простую, но довольно эффективную стратегию. Она убеждает Саудовскую Аравию, которая фактически возглавляет ОПЕК, увеличивать цены в рамках картеля, насколько это возможно, и в то же время собственную нефть продает со скидкой, но выше установленного потолка. Покупателей, готовых приобретать дешевую российскую нефть по 60 долларов и дороже, превеликое множество. Главный из них Китай, но и Индия тоже закупает колоссальные объемы. Таким образом, чем больше ОПЕК задирает свои цены, тем привлекательнее выглядит дешевая нефть из России».

Российская нефть является высоко маржинальным элементом мирового рынка углеводородов, рассказал порталу Expert.ru первый заместитель декана факультета экономики и бизнеса Финансового университета Иван Петров. Сейчас, по его словам, выделились страны-лидеры по экспортно-импортным операциям с российской нефтью и нефтепродуктам на ее основе. При этом наибольшая доля поставок сырья со сменой происхождения идет на экспорт в страны — инициаторы антироссийских санкций по ценам вне механизма ценового потолка.

«Следует отметить, что руководство этих стран осведомлено о происхождении нефтепродуктов, так как громкие заявления политиков — это одно, а бизнес — превыше всего», — указал аналитик.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
21.05.2024
Юрий Алексеев
Наши оборонные наработки напугали Запад
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.