Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 мая 2024
Как в Эстонии борются с «тиблами»

Как в Эстонии борются с «тиблами»

Радикалы в республике усиливают позиции
Вячеслав Самойлов
19.02.2016
Как в Эстонии борются с «тиблами»

Усиление неонацистских настроений в Эстонии объясняют перспективой предстоящего завоза в страну свыше пятисот (осведомлённые эксперты утверждают, что эта цифра может быть увеличена как минимум в несколько раз) мигрантов с Ближнего Востока и из Африки. Однако, протестуя против приема беженцев, эстонские национал-радикалы накаляют градус ненависти и к местной русской общине. Не обернётся ли это в ближайшее время вспышками уличного насилия и погромами?        

Исторически так сложилось, что ксенофобские настроения в эстонском обществе очень сильны – оно буквально пронизано ими. Причем распространяют их не какие-нибудь маргиналы, а люди, имеющие законный доступ к оружию. Чтобы не ходить далеко за примерами, достаточно сослаться на нашумевший случай, имевший место в минувшем году.

Специалист отдела по связям с общественностью эстонского добровольческого военизированного формирования «Кайтселийт» Урмас Рейтельманн открыто написал собеседнику в комментариях на «Фейсбуке»: «Где ты там видишь беженцев? В Европу стекается грязь, а настоящие беженцы с семьями сидят в лагерях у границы с Сирией, ожидая возможности вернуться домой. К нам рвётся обычный человеческий мусор, который нужно гнать любыми средствами. В Эстонии и так паразитируют 300 тысяч тибл (оскорбительная кличка, применяемая в Эстонии по отношению к русским), которые не адаптировались здесь…».

Отметим, что сегодня отделения «Кайтселийта» действуют во всех пятнадцати уездах Эстонии. Общая его численность вместе с женской и детской организациями составляет почти 20 000 ополченцев, числящихся в семнадцати дружинах. «Кайтселийт» регулярно принимает участие в общевойсковых и международных учениях, проводит собственные маневры и осуществляет спецподготовку кадров (в прошлом году, например, тренировались подавлять возможные волнения русского населения в регионе его компактного проживания Ида-Вирумаа, на северо-востоке страны). Естественно, ксенофобские высказывания не последнего человека в этой организации вызвали тревогу у местных русских – в интернете появилась петиция с требованием об увольнении Рейтельманна. Авторы обращения, под которым за короткий срок появилось около тысячи подписей, негодовали:

«Государственный служащий Урмас Рейтельманн оскорбил беженцев, назвав их «стекающейся в Европу грязью», а также 300 000 русскоязычных жителей Эстонии, обозвав их «паразитирующими тиблами». Его поступок вызвал общественный резонанс и негодование, но Рейтельманн не понес никакого наказания».

«Особенное недоумение многих налогоплательщиков, которые платят зарплату Урмасу Рейтельманну, вызывает упорство руководства «Кайтселийта», оставившего его на службе. «Кайтселийт» финансируется из государственного бюджета – и следовательно, его эффективность должна являться предметом общественного контроля. Никакая «честь мундира» не может служить оправданием публично декларируемых ксенофобии и расизма. Бездействие в отношении г-на Рейтельманна легализует в обществе язык ненависти и создает неприемлемый образ Эстонии извне», – указывали авторы петиции.

Однако руководство ополчения, когда его стали очень уж допекать по поводу оскандалившегося сотрудника, попросту перевело Рейтельманна в другой отдел – так что он отделался, можно сказать, лёгким испугом. Правозащитница, член правления НКО «Русская школа Эстонии» Алиса Блинцова так прокомментировала эту историю: «И волки сыты и овцы целы. Однако эта история до сих пор будоражит умы некоторых молодых (и не очень) людей, веривших в то, что они не «ватники», не «тиблы», а современные, интегрированные в Эстонии успешные русские. Чем-то схоже с событиями весны 2007 года (имеется в виду печально знаменитая «бронзовая ночь»), когда большинство русских, считающих своей родиной Эстонию, в один день узнали, что они враги государства».

К слову, удивляться подобным настроениям среди ополченцев не приходится: нынешний наличный состав ««Кайтселийта» воспитывается на примерах «доблести» своих предшественников, сражавшихся против «русских оккупантов». Ведь это учреждение, созданное ещё в 1917 году, имеет довольно долгую историю. Она включает в себя грабежи и расстрелы в 1919-м во временно захваченном эстонцами Пскове, и участие в карательных операциях гитлеровцев на территории как собственно Эстонии, так и сопредельных областей СССР. Сегодня ветераны «Кайтселийта» проводят различные «военно-патриотические мероприятия», устраивают «воспитательные беседы» с молодым поколением ополченцев, рассказывая им байки «о былых героических днях». Этим старикам не приходится жаловаться на жизнь в современной Эстонии, где их чествуют, как «борцов за независимость», воспевают в книгах, открывают в их честь музеи. Всё, разумеется, подается очень приглаженно, а об облавах и массовых казнях евреев, коммунистов и советских военнопленных стараются не упоминать.   

Помимо учреждений, в которых националистические, реваншистские настроения пестуются под государственной крышей, существуют в Эстонии и объединения экстремистов неофициального толка. Так, совсем недавно о своем существовании объявила организация Parem Sektor («Правый сектор»). Ее члены опубликовали призыв «вычислять» представителей русской «пятой колонны», которые пытаются, дескать, «вкрасться в доверие» за счет острой темы предстоящего завоза беженцев. Алиса Блинцова комментирует: «Теперь и в Эстонии есть свой «Правый сектор» (украинская экстремистская организация запрещена в РФ – ред.), который затеял охоту на «тибл». Переведу вкратце: «На этой страничке мы будем публиковать информацию о тиблах. Проблема, во многом, заключается в том, что кремлевские соловьи под эстонским флагом втиснули себя в ряды противников беженцев. Посмотрите на списки друзей этих личностей и очистите себя от этих тиблов, которые, не моргнув глазом ударят вас ножом в спину. Это предатели Эстонской Республики, поклонники Кремля, тиблы».

Претворяя слова в дело, эстонские «правосеки» принялись публиковать имена представителей «пятой колонны». Среди «прислужников Москвы», числятся, по их мнению, и люди в Эстонии достаточно известные: например, реставратор Михаил Зелинский и фотограф Петро Чигура. Более того, в принадлежности к «подрывному элементу» изобличены и «титульные» эстонцы, такие как редактор портала «Эстляндские губернские ведомости» Аллан Хантсом, художник Неэме Лалль, предприниматель Пеэп Отсмаа. Список непрерывно пополняется…

Между прочим, сам Хантсом вполне разделяет мнение Блинцовой о том, что неонацисты своей деятельностью дискредитируют пропагандистские заявления правительства о том, что любой «тибла», дескать, может пройти процесс интеграции и превратиться в «респектабельного эстонца».

Ведь в число «пятиколонников» оказались включены как раз те русскоязычные эстонцы, которые, с точки зрения официального Таллина, должны считаться идеальным образцом: полностью интегрированные в местное общество, любящие свою страну, читающие и говорящие на эстонском языке не хуже, чем на родном.

«Как же так? Старались-старались, учили язык, внедряли, интегрировали, а что в итоге: «кремлёвские соловьи» и нож в спину?» – вопрошает Аллан Хантсом. Существование же потенциальных «проскрипционных списков» он объясняет стремлением неонацистов сохранить стену ненависти, воздвигнутую правящими партиями страны между эстонцами и русскими, проживающими, волей судеб, на одной земле.

А вот редактор таллинского издания «Столица» Александр Чаплыгин и вовсе бьёт тревогу: «Оцените: «Правый сектор» теперь и в Эстонии. Собирается, стало быть, противостоять атакам тиблов. А заодно собирает информацию о действующих в нашей стране тиблах, которые, значит, намерены вонзить нож в спину истинных патриотов. Интересно, зачем: на случай, если придется устраивать погромы? А еще у нас теперь есть «Воины Одина», которые, правда, пока ограничивают свой интерес новыми мигрантами нехристианского вероисповедания. Не знаю, как вам, а мне от всего этого становится как-то дискомфортно».

Об упомянутых Чаплыгиным «Воинах Одина» следует поведать особо. Так называет себя неонацистская группировка из Финляндии, которая с началом 2016 года резко активизировалась и в Эстонии, стремительно пополняя ряды за счет местных националистов. Глава этой группировки Даниель Пуудер заявлял, что его люди намерены организовать в Эстонии патрулирование районов и улиц, где будут заселяться прибывающие в страну беженцы и следить, чтобы те вели себя «подобающим образом». «Главная угроза безопасности действительно исходит от мусульман – просителей убежища. В то же время мы, конечно же, не оставим без внимания и других нарушителей, вне зависимости от национальности, расы или религии», – предупредил Пуудер.        К настоящему моменту к эстонскому отделению «Воинов Одина» присоединилось уже свыше пяти тысяч человек. Если судить по разговорам радикалов в их группе в «Фейсбуке», их призывают «вести себя разумно» и не разглагольствовать о том, как они кого-то где-то побили. Для вступления в группировку необходимо соответствовать ряду условий: нужно иметь восемнадцать лет возраста, «нельзя быть просто пустозвоном и «диванным воином», и конечно же, запрещено быть мусульманином». Кроме всего прочего, есть и такое условие: «Ты не должен иметь судимость, которая связана с насилием в отношении семьи или женщин и детей!».

Между тем, как отмечает местная пресса, как раз-таки ряд «Воинов Одина» имеют судимости – и особенно длинный список их у Даниеля Пуудера. Например, в свое время ему было назначен тюремный срок в четыре года за приобретение и хранение различных наркотических веществ.

Во время пребывания в местах заключения он несколько раз бывал уличен в том, что жестоко избивал сокамерника. Правда, Пуудер заявил, что «извлёк выводы и сделает всё, что в его силах, дабы такое больше не повторилось» – но этому не очень-то верят…

Известный эстонский правозащитник Андрей Заренков считает появление праворадикальных организаций, готовых «наводить порядок» в стране своими силами, пугающим признаком.

Рост популярности крайне правых он объясняет просто: «Лично я думаю, что для всё большего количества эстонцев становится очевидным неприемлемость для местных народов многих европейских ценностей, что способствует разочарованию и духовному кризису во всей Прибалтике по отношению к ЕС. Люди опасаются за свою безопасность и за способность силовых структур контролировать ситуацию в стране из-за верховенства европейских законов над законами эстонского государства». При этом Заренков совершенно не исключает возможности, что, помимо беженцев, неонацисты могут обрушить террор и на местных русских – по его мнению, обещание Пуудера карать «нарушителей» вне зависимости от их национальности и религии выглядит очень «настораживающим».

Что еще пугает: наблюдается взаимопроникновение «Кайтселийта» и «Воинов Одина». Так, 14 февраля в одном из баров Старого города в Таллине прошел сбор последних, объявленный «учредительным собранием». Если верить изданию Eesti Päevaleht («Эстонская дневная газета»), среди участников мероприятия были замечены и «кайтселийтчики» и даже военнослужащие Сил обороны государства! Один из учредителей эстонского отделения «Воинов Одина», Валдо Кенд торжествующе сообщил, что они уже официально зарегистрировались в качестве НКО. Никаких проблем с регистрацией, судя по всему, у экстремистов не возникло.

Сильнейший выплеск русофобских настроений наблюдается в Эстонии ежегодно каждую последнюю субботу июля. В поселке Синимяэ на так называемой Гренадерской горке проходит традиционный слёт экс-участников 20-й дивизии «Ваффен-СС». Место выбрано не случайно: в 1944-м в Синимяэ и близ Нарвы гремели жестокие бои. Здесь войска нацистов, в составе которых числилась и 20-я эстонская дивизия СС, пытались остановить наступление советских войск. В итоге потери сторон на этом участке составили почти 180 тысяч человек (из них 37 тысяч погибших). Всего на стороне Гитлера сражались около 80 тысяч эстонцев, ещё 3 тысячи представителей этой национальности участвовали в боях против советских войск в рядах финской армии. Все последние годы те из них, кто дожил до наших дней, проводили, при поддержке своих молодых последователей, «мероприятия памяти» в Синимяэ. Тамошние ежегодные слёты всегда становились площадкой для произнесения самых ожесточенных, наиболее непримиримых высказываний в адрес России, ее граждан, а также русскоязычных жителей самой Эстонии. Попытки представить эти мероприятия безобидными «встречами глубоких стариков, поминающих павших товарищей», беспочвенны. Представитель антифашистской организации «Ночной дозор» Сергей Чаулин отмечает:

«Участников войны здесь очень мало – наверное, несколько десятков человек, но очень много молодых людей, и это нас беспокоит. Ведь им с юных лет внушают, что бывшие эсэсовцы боролись за свободу Эстонии и что они являются народными героями».

Символично, что печально знаменитый норвежский душегуб Андерс Брейвик в своём манифесте, опубликованном всего за несколько часов до совершения им чудовищной бойни на острове Утойя с большой симпатией отметил наличие в Эстонии – равно как и в Литве и Латвии – идейно близких ему партий. И поэтому неудивителен страх тамошних русских перед тем, что однажды многочисленным местным «брейвикам» могут предоставить полную свободу действий…

Специально для Столетия


Эксклюзив
06.05.2024
Николай Петров
Никто не вправе диктовать России, как нам жить в собственной стране
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.