Гитлер и немцы
В некоторые дни нужно целый час отстоять в очереди, чтобы попасть в музей. Интерес публики далеко не случаен, так как выставка эта называется «Гитлер и немцы».
Здесь можно увидеть пропагандистские плакаты того времени, работы личного фотографа фюрера Генриха Гофмана, предметы быта с нацистской символикой, мебель, пивные кружки, лампы, указатели с надписью «Евреи нежелательны» и даже игрушечного Гитлера. Всего 600 предметов, а также 400 фотографий и плакатов, наглядно свидетельствующих о восхищенном отношении немцев к Гитлеру. Его современников в первую очередь, но не только. Немцы валом повалили на эту выставку, за шесть дней работы ее посетили уже 20 тысяч человек. Организаторы вынуждены были в некоторые дни продлить время ее работы.
Современные немцы уже сделали для себя поразительное открытие – в Немецком историческом музее они увидели, что быт их отцов и дедов был в буквальном смысле слова пронизан культом фюрера. Быт ушел, а как обстоит дело с культом? Это сложный вопрос. Проблема не только в том, что немцы под руководством Гитлера вели против Советского Союза и некоторых других стран войну на уничтожение и занимались систематическим истреблением людей в так называемых «лагерях смерти».
Масштабы совершенных нацистами преступлений таковы, что все-таки можно говорить о вине немцев как нации – они были в восторге от своего вождя и беспрекословно выполняли его преступные приказы.
Следует сказать, что это первая выставка, посвященная Гитлеру. Ее кураторами являются очень известные историки Ханс-Ульрих Тамер (Hans-Ulrich Thamer) и Симоне Эрпель (Simone Erpel). Большой интерес со стороны публики их одновременно и радует, и пугает. Они опасаются того, что то восхищение, которые немцы испытывали в отношении своего любимого фюрера, может передаться и нынешним поколениям.
Напомним, что в Германии легально действует неонацистская партия НДПГ, а ее представители заседают в одном из земельных парламентов. У этой партии немало поклонников, и кураторы выставки, конечно же, не хотели, чтобы она стала местом паломничества для нынешних нацистов. Смотрители музея говорят о том, что они уже видели немало молодых людей в рубашках фирмы Thor-Steiner. Это были, несомненно, неонацисты, так как в логотипе этой дизайнерской фирмы используются рунические символы, очень напоминающие свастику. Еще современные нацисты очень любят английские пуловеры фирмы Lonsdale с буквами NSDA на груди, что почти соответствует аббревиатуре нацистской партии НСДАП (NSDAP).
Устроители выставки очень надеются, что посетители будут не только осматривать фотографии фюрера и предметы быта того времени, но и документы, посвященные депортациям, расстрелам и концентрационным лагерям.
Конечно, кураторы выставки не могли ограничиться одними пропагандистскими материалами. Нацистской пропагандой руководили весьма талантливые люди, и почти любой объект, взятый в отдельности, обладает способностью воздействовать на сознание людей. Поэтому, как подчеркивает Тамер, на выставке представлены и документальные свидетельства преступлений Гитлера и его режима, и в этом состоит основная идея экспозиции – противопоставить восхищению перед личностью Гитлера ужас совершенных им преступлений.
В полном названии этой выставки есть еще два слова – «Фольксгемайншафт и преступления». «Фольксгемайншафт» - трудно переводимое слово, и буквально оно означает «народообщество», «народная общность» или «единство народа». Однако смысл его достаточно понятен. Речь идет о тесном единстве немцев и их вождя, которое существовало в прошлом, и, возможно, продолжает существовать в настоящем.
В одной из больших витрин на выставке представлены образцы военной формы нацистской Германии, а также ордена того времени. Взятые вне контекста выставки, они, конечно, продолжают вызывать восхищение не только у немцев. Интересно, что в разработке образцов военной формы и всех соответствующих регалий самое непосредственной участие принимал сам Гитлер.
Эстетика «третьего» рейха продолжает очаровывать людей, несмотря на связанные с этим временем страшные преступления.
Среди представленных предметов есть также элементы интерьера из так называемой новой имперской канцелярии. Многие немцы в связи с этим вспоминают фильм Бернардо Бертолуччи «Конформист», в котором воспроизведена новая имперская канцелярия, а также ощутима мощная сила ее эстетического воздействия. В определенной мере немцы улавливают этот «нацистский шик» даже в фильме «Бесславные подонки» Квентина Тарантино. Кроме того, можно вообще говорить о том, что нацистский режим в области развлечений и моды – это сплошная «история успеха». В какой-то мере и сам фюрер был успешным «дизайнерским» продуктом. Талантливые дизайнеры работали, к примеру, над созданием одежды для членов организации «Союз немецких девушек». Так, например, было принято решение форменные юбки сделать немного короче, чтобы ноги членов этого объединения выглядели подлиннее.
Некоторые другие объекты, несомненно, смогли бы дополнить эту выставку. Это относится и к парадной военной форме Гитлера, хранящейся в России. Но личных вещей фюрера в Немецком историческом музее нет. Организаторы опасаются, что они могут превратиться в объекты поклонения. А это, по сути дела, означает, что в Германии еще немало тех, кто готов это сделать. И не только из эстетических побуждений.