Фейк от вице-премьера
Вице-премьер Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе в эфире телеканала «Прямой» заявила о необходимости официально закрепить в законодательстве «незалежной» курс на Евросоюз и НАТО. Назвав при этом Украину «форпостом западной цивилизации».
Цивилизационный выбор
С точки зрения исторической науки утверждения Климпуш-Цинцадзе, понятно, совершенно абсурдны. Если уж говорить о наличии «западной» и других, «незападных» цивилизаций, то выходит, что речь идет о принятии украинской чиновницей цивилизационной теории, утверждающей о параллельном существовании в мире нескольких культурно-исторических типов, цивилизаций или суперэтносов, каждый из которых имеет свои уникальные системы ценностей. Сторонниками данной теории в России являлись евразийцы и их идейные наследники, а на Западе, например, выдающийся историк Арнольд Тойнби и директор Центра международных отношений, координатор отдела планирования Совета национальной безопасности США Самюэл Хантингтон.
Принадлежность некоего народа к определенной цивилизации является результатом столетий, а иногда и тысячелетий непростого процесса исторического развития. Ценности не возникают за день, за год и даже за десятилетие.
Вырвать некую страну или этнос из одной цивилизации и механически перенести в другую – невозможно. Даже путем насилия максимум чего можно добиться спустя одно-два поколения – это возникновения гибридной общности, которая в известной степени будет оторвана от «материнской» цивилизации, но так и не присоединится к новой, из-за чего ее члены обычно начинают страдать жуткими комплексами.
На этом фоне, соответственно, актуален вопрос: к какой же цивилизации принадлежит Украина? Согласно умозаключениям классиков цивилизационного подхода – к евразийской или православной – т.е., к той же, что и Россия.
В момент выбора веры для Руси князь Владимир вполне осознанно и провидчески отверг не только ислам с иудаизмом, но и западный обряд христианства, обратившись к восточному. В дальнейшем Русь двинулась на восток и в прямом, и в переносном смысле. Представители правящей династии женились на половецких «принцессах». А люди, послужившие ядром образования Древнерусского государства – жители Среднего Поднепровья и потомки пришельцев с Севера – массово переселялись в бассейн Оки. Со временем туда сместился и основной политико-экономический, а также духовный центр Древней Руси. Переехала из Киева во Владимир, а затем в Москву и митрополичья кафедра.
Юго-западные же княжества превратились в периферию. Воспользовавшись феодальной раздробленностью на Руси, Рим сделал попытку перетянуть их под свое влияние, предложив галицким князьям королевский статус в обмен на принятие католицизма. Однако попытка оказалась неудачной. Народ сохранил верность родной вере.
Борьба за право быть собой
Вплоть до XVI века Православие в бывших юго-западных княжествах не только не теряло позиций, но и распространяло свое влияние на другие народы – в частности, на литовцев. Однако после создания Речи Посполитой и передачи Поднепровья под прямое управление Польши новые власти развернули травлю Православия и попытались уже насильно перетянуть юго-запад русских земель под духовную власть Рима, насаждая римский католицизм и «гибридное» униатство. Впрочем, большая часть местного населения, несмотря на запреты, репрессии и поражение в правах, изменять вере не пожелали, и стали поднимать одно за другим восстания против католической Польши и перешедших на ее сторону ренегатов.
Тем временем после падения Константинополя Россия осталась единственным независимым православным государством в мире. В середине XVII столетия в результате тяжелой повстанческой войны русские земли в Поднепровье (современная Украина) освободились от польского порабощения и попросились под власть российского царя.
Предки украинцев тысячами гибли за то, чтобы уйти из-под власти представляющей «западную европейскую цивилизацию» Польши, и добровольно воссоединились с выступающей в качестве ее культурного антипода Россией.
Если под властью Польши они были абсолютно бесправны и не имели никаких перспектив, то в России уже через некоторое время после воссоединения начали шутить о том, что власть в империи переходит к малороссам. Феофан Прокопович стал одним из ближайших сподвижников Петра I. А чуть позже один из братьев Разумовских, согласно одной из легенд, женился на царице, а другой был назначен президентом Российской академии наук.
Вопреки исторической правде
Вплоть до второй половины XIX столетия термин «Украина», который сейчас пытаются привязать к «западной цивилизации», не имел никакой этнокультурной нагрузки. Сначала он использовался как имя нарицательное применительно к любым окраинным территориям, а затем – как условное наименование пограничных земель в Поднепровье. Однако в XIX веке в голову польским повстанцам пришла идея внести рознь между великороссами и малороссами, убедив последних в том, что они якобы являются отдельным народом. Ближе к концу века идею перехватили австрийские власти, заказавшие профессору Михаилу Грушевскому написание выдуманной украинской истории. Тем не менее вплоть до начала Первой мировой войны идея была не слишком актуальна. По-настоящему популярной на берегах Днепра она стала только в ходе событий 1917 года. Тем не менее по итогам Революции и Гражданской войны большая часть украинских земель снова оказалась объединена с Россией – теперь в рамках Советского Союза. В ходе же Второй мировой к общему цивилизационному пространству присоединились и земли Западной Украины.
Если не считать нескольких десятилетий под властью Польши, а также времен немецкой оккупации в годы Первой и Второй мировых войн, Украина даже политически не относилась к западной цивилизации.
Лишь Галиция в результате давления сначала Польши, а затем – Австрии, подверглась культурной гибридизации, превратившись в своего рода цивилизационную буферную зону.
Торговля историей
Не знать подобных вещей хотя бы в общих чертах – это признак вопиющего невежества. Однако госпожа вице-премьер-министр Украины, по идее, определенно должна владеть историей хотя бы в пределах школьного курса. Тем более, что Иванна Климпуш-Цинцадзе – человек непростой. Она – внучка главнокомандующего Карпатской Сечи Дмитрия Климпуша, который пытался в 1938 году добиться независимости Закарпатья, а затем сотрудничал с венгерскими фашистами, был осужден в СССР, но освобожден от отбытия наказания по болезни. Отец Иванны – Орест Климпуш, еще в советские времена возглавивший Государственный автотранспортный научно-исследовательский институт, будучи, конечно, членом КПСС, в 90-е годы стал первым министром транспорта независимой Украины, советником главы правительства и дипломатом. Его дочь училась сначала на логопеда-дефектолога, а затем прошла летнюю школу в Гарварде и изучала международные отношения в государственном университете штата Монтана (США) и КИМО.
Конечно, Иванна Климпуш – типичная «мажорка». Однако образование получила неплохое, и вряд ли она не в курсе, например, исследований Самюэля Хантингтона.
Скорее всего, дело тут не в ее личном невежестве, а в том, что она считает полными невеждами свой народ.
Тем более, что «принципиальность» семейства Климпушей достаточно полно иллюстрирует тот факт, что отец Иванны, давший ей неплохую «путевку в жизнь», был сначала советским функционером, а затем – деятелем кучмовского блока «За Единую Украину», в который, кстати, входила и Партия Регионов. Сама же Иванна – борец за «западный выбор», назначенный в правительство по квоте Блока Петра Порошенко. Поэтому в данном случае речь, судя по всему, идет о вполне осознанной и хорошо продуманной манипуляции. На самом же деле к «западной цивилизации» она относит не Украину и не украинский народ, а лишь горстку представителей той элиты, которая сегодня при поддержке иностранных сил захватила власть в Киеве. Для этих людей никаких духовных ценностей не существуют. Их больше волнуют исключительно ценности материальные. И, отрабатывая бонусы, которые эти самые элиты получают сегодня от Запада, они готовы внушать своему народу даже самую нелепую ложь.