Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 декабря 2024
Чужой земли ни пяди нам не надо...

Чужой земли ни пяди нам не надо...

НАТО расширяется, Россия отвечает
Виктор Грибачев
20.09.2007

В Государственной Думе состоялись парламентские слушания: их участники обсуждали внесенный президентом на рассмотрение депутатов законопроект "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружённых силах в Европе". Рассматривать его парламентарии планируют в октябре. Можно предположить, что законопроект будет утвержден чуть ли не единогласно, мало кто станет возражать против очевидного факта: Североатлантический блок использует положения договора для наращивания своих группировок и размещения баз у границ России.

Тем не менее, "материя тонкая", не зря после слушаний известный депутат, специалист по международным делам, обращаясь к юным корреспонденткам информационного агентства, в шутку сказал: "Все равно ничего не поймете".

Понять удалось: на слушания пришли депутаты Государственной Думы, "випы" из министерства обороны и министерства иностранных дел, ученые, занятые проблемами международной и военной безопасности, члены Общественного совета при министерстве обороны, руководители и ведущие научные сотрудники институтов Российской академии наук, общественных, научных и экспертных объединений.

Не молчим. Отвечаем

В своем послании Федеральному собранию 26 апреля Владимир Путин впервые заявил о возможности выхода России из ДОВСЕ: "Надо и нашим партнерам на деле, а не на словах, внести вклад в сокращение вооружений". Отсутствие позитивного отклика, плюс планы размещения систем американской ПРО в Чехии и Польше – вот очевидные причины, по которым 13 июля президент России подписал указ "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и связанных с ним международных договоров".

#comm#Логично, что председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев, открывая слушания, сразу же сообщил: "По нашему глубокому убеждению, инициатива президента носит вынужденный характер, характер ответных мер". #/comm#

И тут же расставил точки над "i", добавив, что, если наши партнеры по договору - государства НАТО - услышат нашу озабоченность и адекватно среагируют на нее, вся ситуация с юридической точки зрения в сжатые сроки может быть возвращена к нынешнему положению.

Заместитель министра иностранных дел Сергей Кисляк дал самый полный анализ ситуации. Говоря очень дипломатично, но предельно ясно, объяснил: сегодня мы живем в условиях старого договора.

Согласно Договору об обычных вооруженных силах в Европе, на континенте разрешалось разместить:

- 40 тысяч танков,

- 40 тысяч артиллерийских систем,

- 60 тысяч бронированных машин,

- 13.6 тысяч боевых самолетов,

- 4 тысячи ударных вертолетов.

Каждой из сторон досталась ровно половина лимитов.

#comm#Договор был заключен в Париже 19 ноября 1990 года 22 государствами, из них 16 принадлежали к НАТО, а 6 входили в Организацию Варшавского договора (ОВД). #/comm#

Далее ОВД распался, а НАТО – расширился за счет бывших советских республик и государств-союзников. Эти страны были приняты в НАТО вместе с квотами, которые, по сути, принадлежат Варшавскому договору – тому, которого нет.

С.Кисляк пояснил: мало того, странами НАТО превышены квоты, предусмотренные договором, еще один тревожащий фактор – их высокая мобильность. К тому же для Российской Федерации существуют так называемые фланговые ограничения – в свое время они были введены как "предохранитель" от накопления сил. Но флангов, как и ОВД, нет.

Ситуацию изменить очень легко – при желании. На Стамбульском саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе 19 ноября 1999 года было подписано соглашение об адаптации ДОВСЕ, учитывающее новые реалии. Осталось лишь ратифицировать его, однако на сегодня так поступили лишь четыре страны - Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина - из 30 подписавших. Значит, соглашение недействительно.

Точка зрения нашего внешнеполитического ведомства полностью совпадает с мнением военных профессионалов.

По законам арифметики и безопасности

Заместитель начальника международно-договорного управления Минобороны России генерал-майор Владимир Никишин сообщил, что НАТО существенно превысило разрешенное ДОВСЕ количество вооружений. Существенно – это примерно на 6 тысяч танков, 10 тысяч бронемашин, более 5 тысяч орудий и почти полторы тысячи боевых самолетов.

#comm#Причины, по которым министерство обороны выступает за введение моратория на ДОВСЕ, выглядят так: нежелание наших бывших союзников по Варшавскому договору "переоформить" их вооружения в западный блок. #/comm#

Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия, перейдя или де-юре вступив в НАТО, "взяли с собой" в НАТО выделенную им квоту на 6.800 танков, теперь "лимит" стран - участниц Организации Договора коллективной безопасности по танкам составляет немногим более 8 тысяч единиц, а у НАТО - 20 тысяч. Проигрывает Россия и в соотношении по другим видам боевой техники.

- Если по-военному сравнить соотношению сил, получается, что соотношение сил по танкам - 1:3.4, - пояснил В.Никишин. - То есть превышение, которое по всем канонам военной науки дает основание для введения каких-то решительных действий в случае возникновения непредвиденных ситуаций.

Россия становится уверенным в себе игроком

""Что ждет Россию после введения моратория? Об этом корреспонденту "Столетия" рассказала заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Наталия Нарочницкая (на фото):

- Важно просчитать: насколько такой наш шаг будет чувствительным раздражителем, осложняющим военно-стратегическую конфигурацию наших, так сказать, партнеров. России приходится думать над тем, как выкладывать карты на стол, ведь есть много тем, которые нас разделяют: косовский конфликт, размещение элементов американской ПРО в Европе, проблема наших непризнанных республик. Решение по ДОВСЕ – наш козырь, по сути дела, мы просто не захотели дальше мириться с существующим положением дел.

ДОВСЕ – это военно-стратегическая надстройка над всем процессом ОБСЕ. Весь смысл долгих переговоров заключался в том, что мы – согласно хельсинкскому Заключительному акту – получали от Запада подтверждение всех послевоенных реалий, в том числе и Прибалтики в нашей системе, а он – столь желанное им сокращение вооружений и вооруженных сил в Европе. Однако из взятых сторонами обязательств выполнены только наши, Запад получил все преимущества. Судите сами: для того, чтобы увеличить численность вооруженных сил на севере, мы должны сократить их на юге. Если мы не можем решать, где на своей же территории разместить наши же вооруженные силы, это просто уже нарушение суверенитета страны, абсурдная ситуация, с которой мы не намерены мириться.

Такой шаг говорит всем: Россия чувствует себя достаточно сильной, чтобы менять сложившееся положение. Оно сохранялось на протяжении многих лет, но у нас не хватало как сил, так и силы воли. Россия в мире становится уверенным в себе игроком, отстаивающим национальные интересы страны.

После нашего решения по ДОВСЕ Запад, естественно, попытается вернуться к временам "холодной войны", против России будет развязана – да уже идет… - мощная пропагандистская кампания, где ее представят монстром, угрожающим всему миру. Не потому, что не понимают причин принятия данного закона. Как раз – потому, что все прекрасно понимают и хотят сохранять свое преимущество и впредь. Однако период пребывания в МИДе Андрея Козырева, помимо российских уступок в реальной политике, создал климат, в котором сдача своих позиций приветствовалась и воспринималась как нечто, само собой разумеющееся. А попытка отстоять наши интересы приравнивалась к имперским замашкам.

История учит: восстановить свое законное право отстаивать то, что по всем законам принадлежит тебе, гораздо труднее, нежели довольствоваться правом отдавать, как мы это сделали в период эйфории "нового мышления". Остальной мир прибрал к рукам все.

Может ли случиться так, что на Западе решат реально посмотреть на вещи? Не надо быть наивными, иногда требуются годы, чтобы партнеры смогли переварить новое соотношение хотя бы моральных сил. И лишь потом это трансформируется в уважение реальных интересов. Мы сделали первый шаг – совершенно необходимый. Важно еще и другое: подобные акты национальной воли мы умело научились облекать в цивилизованные нормы, безо всякого, даже внешнего желания идти на конфронтацию. Тем более, что мы к ней не готовы и совершенно в ней не заинтересованы.

Нам следует максимально сохранить обретенное умение, ведь Запад навязывает нам идеологическую модель "холодной войны", которая выглядит так: либо объятия, либо конфронтация. Сегодня Россия пытается восстановить классические международные отношения, в которых есть право и на единство взглядов, и на несогласие. Значит, нам придется столкнуться с работой очень сильной пропагандистской машины Запада, общественным мнением там умело манипулируют, это - главный инструмент политики в информационном обществе.

Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим: следует разработать и реализовать систему мер, которые помогут нам противостоять искусно управляемому общественному мнению в этих странах. Сегодня необходимо объединить усилия как официальных, так и общественных организаций, речь идет о национальных интересах и национальной безопасности России.

...В соответствии с договором каждый его участник может выйти из ДОВСЕ, уведомив о своем решении минимум за 150 дней. Точка отсчета – день подписания указа Владимиром Путиным. На все вопросы о причинах введения моратория Москва дала четкие и понятные ответы. До полуночи с 12 на 13 декабря у наших партнеров по договору есть время столь же ясно обозначить свои намерения, ждем.

Специально для Столетия


Эксклюзив
29.11.2024
Максим Столетов
Удар новейшей российской ракетой меняет формат спецоперации
К Дню Победы (1941-1945)
27.11.2024
Мария Максимова
Не забудем, не простим…
Фоторепортаж
29.11.2024
Подготовила Мария Максимова
После масштабной реставрации открылся «Центральный» павильон выставки

fiip_youtube.jpg





* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.