«Черная метка» от российского спецназа
Как заявил бывший первый заместитель командира спецподразделения КГБ СССР «Вымпел» Ф. Макиевский: «Если будет поставлена политическая задача это сделать, то она будет выполнена». По его мнению, спецназ обладает всей необходимой подготовкой для выполнения любых задач.
Полковник запаса ФСБ РФ Алексей Большов, отвечая на мои вопросы, заявил, что появления подобных спецподразделений можно ожидать в ближайшее время:
- В советское время мы уже имели довольно богатый опыт выполнения подобных задач. И тогда, и сегодня главным было освобождение заложников на суше, на море и на захваченных самолетах.
На борту нашего сторожевика «Неустрашимый», который сейчас находится у берегов Сомали для охраны торговых судов от пиратов, базируется подразделение морской пехоты и специальная противодиверсионная группа. После того, как «Неустрашимый» успешно провел конвой, в составе которого были два российских «купца», пресс-секретарь Дальневосточного морского пароходства Лина Шарова пояснила: на некоторых судах находились бойцы российского спецназа.
Это косвенно подтвердил и помощник главкома ВМФ, капитан первого ранга Игорь Дыгало. Он заявил, что так называемая АТ-группа с «Неустрашимого» была высажена на корабль «Сачи Маара», а еще одна группа преследовала пиратов на вертолете.
На всем переходе – а он составил свыше 550 миль в опасной зоне - ни одно пиратское судно не рискнуло приблизиться к каравану, охраняемому российским сторожевиком.
А.Большов поддержал идею создания международного центра оповещения на территории Сомали, который будет заниматься сбором информации и оповещением капитанов судов об оперативной обстановке в акватории Индийского океана, прилегающей к африканскому побережью.
- Однако борьба с пиратством будет малоэффективной, если власти Сомали не разрешат проводить спецназу операции на своей территории, - пояснил он. – Так, как они разрешили международным силам, в частности российским военным судам, действовать в своих территориальных водах. Все базы пиратов находятся на побережье, для их ликвидации потребуется спецназ, который должен будет проводить операции на суше, уничтожая и суда пиратов. Он может как высаживаться с моря, так и десантироваться с воздуха. Нельзя также забывать, что действовать придется не только против безграмотных бандитов.
По данным западных источников, среди пиратов есть профессиональные военные, опытные моряки, а также наемники из различных районов мира, в том числе и из Европы.
Пока же, отмечают наши эксперты, в этом районе успешно действует французский морской спецназ «Коммандо Юбер». Свою первую операцию французы провели на суше в апреле нынешнего года, освободив 30 заложников, удерживаемых пиратами - при этом никто из заложников и спецназовцев не пострадал, а шесть пиратов были захвачены в плен.
В сентябре подразделение «Коммандо Юбер» провело еще одну операцию, на этот раз на воде. В ходе операции также были освобождены заложники, а несколько пиратов уничтожены. Спецназ потерь не понес, хотя, в отличие от первого раза, пираты бойцов ждали. Обе операции стали возможны не только благодаря действиям бойцов, но и во многом благодаря серьезной оперативно-агентурной работе, проведенной сотрудниками французской разведки.
Но «юберовцы» - не единственное спецподразделение флота, которое работает в данном районе. Активно использует свой спецназ Индия, его бойцы уже отбили атаку пиратов на два судна, подавших сигнал о бедствии. Американцы держат в этой зоне как минимум один взвод подразделения «Море-воздух-суша» в постоянной боевой готовности. Однако при этом пока ни разу не применяли спецназ против пиратов.
Эксперты сегодня обеспокоены тем, что террористы «Аль-Каиды» могут позаимствовать тактику современных флибустьеров из Сомали - и это не просто предположение.
По данным страхового общества «Ллойд», «Аль-Каида» уже сформировала военную флотилию численностью до 20 судов водоизмещением 200-300 тонн и рассредоточила их в небольших гаванях островов Индийского океана.
Большинство судов экстремисты приобрели в 2002-2003 годы в Греции. Около трети куплены у пиратов Индонезийского архипелага.
По сведениям журнала «Джейнс нейви интернэшнл», суда террористической флотилии были кардинально переделаны: на многих снесены палубные надстройки, чтобы сделать неузнаваемым силуэт, а на всех бортах подготовлены приспособления для монтажа скорострельных автоматических пушек, крупнокалиберных пулеметов, переносных зенитных и противотанковых ракетных комплексов. По боевому применению суда Усамы бен Ладена подразделяются на ударные и корабли-камикадзе. Последние представляют собой быстроходные катера, способные нести до трех тонн взрывчатки.
Один из отрядов этой флотилии базируется на стоянке как раз в районе Африканского Рога, второй скрывается среди многочисленных островов Индонезийского архипелага и нацелен на операции против судов, следующих через Малаккский пролив. И тот, и другой регионы являются зоной наиболее интенсивного судоходства, вычислить дислокацию флота «Аль-Каиды», его маршруты и объекты нападений возможно только с помощью разветвленной агентурной сети.
У России нет конкретных данных о связях сомалийских пиратов с международными террористическими группировками, заявил спецпредставитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом и транснациональной организованной преступностью Анатолий Сафонов:
- С одной стороны, это «морские террористы». С другой - формально с международными террористическими структурами, в частности «Аль-Каидой», они не связаны. Сомалийские пираты – это преступная локальная, но особо опасная группировка, которая терроризирует все судоходство. У нее криминальные цели и политических требований она не выдвигала.
?>