Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
7 октября 2024
Будет ли Вашингтон говорить на равных с Москвой?

Будет ли Вашингтон говорить на равных с Москвой?

О подходе новой администрации США к мировым делам и России
Леонид Ивашов
06.11.2008
Будет ли Вашингтон говорить на равных с Москвой?

Сегодня в эпицентре мирового информационного поля доминирует новость о победе темнокожего Б. Обамы над англосаксом Д. Маккейном. Безусловно, это сенсация и не только для Америки. Глубинные причины случившегося подлежат не менее глубокому исследованию. Отметим пока лишь то, что видно невооруженным глазом.

Прежде всего, это непопулярная даже у американцев политика республиканской администрации за последние 8 лет. Здесь и 11 сентября 2001 г. вместе с нарастающим подозрением в причастности к нему команды Дж. Буша, и вторжение в Афганистан и Ирак, и исторический пик непопулярности политики США на мировом пространстве, и неспособность Вашингтона сдержать рост Европы, Китая, Индии, России. И – конечно, глобальный финансово-экономический кризис, разразившийся опять же по вине США. Все это, безусловно, дало великолепный шанс демократам для победы на президентских выборах и выборах в Конгресс США.  

Есть также причины, лежащие в несколько иной этнокультурной, цивилизационной и даже этнопсихологической плоскости. В Соединенных Штатах неуклонно изменяется соотношение белого и «цветного» населения. Афроамериканцы стали играть более активную, чем прежде, роль в политической жизни. Вспомним их победы на выборах мэра Вашингтона, усиление позиций в администрации Нью-Йорка, иных городов и штатов. Можно даже констатировать, что путь Обаме в Белый дом проложил Буш-младший, назначив на ключевые посты в своей администрации афроамериканцев К. Пауэлла и К. Райс.  

По сути дела, учитывая рост влияния афроамериканского фактора в политической и социальной жизни Америки, неоконсерваторы-англосаксы вступили в своеобразный «политический союз» с афроамериканцами. Однако серьезные провалы во внутренней и внешней политике не позволили этому союзу победить на выборах 4 ноября.  

Демократы же сыграли в ту же игру с Б. Обамой и выиграли.  

И еще один фактор повлиял на результаты выборов – латиноамериканский. 

Стремление южноамериканских государств к независимости от США, победа представителей коренных народов на президентских выборах в ряде стран (У. Чавес, Э. Моралес) активизировали «латинос» и в самой Америке.

Можно предположить, что на наших глазах изменяется сама внутренняя сущность Америки.  

О потенциале возрождения российско-американских отношений в рамках проекта стратегической стабильности и о подходах США к системе международной безопасности можно сказать следующее. После крушения биполярного мира на рубеже 90-х годов прошлого века Соединенные Штаты получили уникальную возможность реализовать свою вековую мечту о мировом господстве. США стали единственной сверхдержавой, заявив уже в 1992 г., что не допустят появления на постсоветском пространстве (и не только там) государства, способного бросить вызов собственным интересам. Немедленно был запущен механизм разрушения российских вооруженных сил и их главного элемента – стратегических ядерных сил через программы «помощи» (проект Нанна-Лугара), через неравноправные сокращения (процесс СНВ), через политико-экономическое давление на ход реформирования армии.  

В последующие годы, когда российский военный потенциал стал ускоренно падать, последовали выход США из Договора по ПРО, развертывание глобальной противоракетной системы, наращивание американской военно-стратегической мощи, уход в технологический отрыв во всех типах вооружений. И все это на фоне непрерывного завоевания геополитического пространства России путем расширения НАТО и отрыва от Москвы целого ряда ранее союзных народов и государств.  

Альфой и омегой мировоззрения американской элиты было, есть и остается глобальное лидерство США и подчинение всех и вся своим интересам. По-другому Америка уже не выживет ни как сверхдержава, ни даже как один из мировых полюсов многополярного мира. Формула выживания (мирового господства) США как сверхдержавы, оформившаяся в доктрину, звучит так: «Обеспечить безопасный доступ к ключевым районам мира, стратегическим коммуникациям и глобальным ресурсам». А значит, обязательный контроль над Россией как носителем первого, второго и третьего признаков. А еще – как потенциалом способности возродить второй полюс мира, альтернативный англосаксонскому. 

Британо-американские аналитические центры прекрасно понимают, что в случае ослабления глобальных позиций США первой выйдет из-под контроля Европа, а далее - и все остальные мировые игроки.

Затем, как писал в книге «Смерть Запада» американский исследователь Патрик Дж. Бьюккенен, последует распад Америки на три независимых друг от друга государства: англосаксонское, латиноамериканское и афроамериканское.  

Поэтому никакой Обама или Маккейн не пойдут на изменение геополитической стратегии США. Да им и не позволят это сделать теневые финансовые структуры. Именно союз афроамериканца Обамы и мирового финансового капитала прочитывается в роли победителя на выборах 4 ноября.  

Сегодня этому союзу исключительно важно сохранить геополитический курс на мировое господство, замаскировав его под новый облик Америки, как и запустить откорректированную политтехнологию достижения этой цели.  

В чем может заключаться «новый» подход новой администрации США к мировым делам и к России?  

Отметим следующие моменты:  

- сокращение американского военного присутствия (прежде всего в Ираке) и усиление финансово-экономического и дипломатического влияния на политику интересующих Вашингтон государств;  

- активизация вмешательства во внутренние дела этих государств с целью подрыва их самостоятельности, разрушения государственных институтов и установления внешнего управления;  

- наращивание деятельности спецслужб США, Великобритании и Израиля, частных военных корпораций и неправительственных организаций по дестабилизации неугодных государств и регионов;  

- оформление на фоне мирового финансового кризиса тех теневых структур (мирового правительства), которые формируют новые надгосударственные институты и добиваются сокращения роли суверенных государств, ООН и других международных организаций;  

- создание видимости прогресса в переговорном процессе в сфере стратегической стабильности, нераспространения ОМП, в достижении «прозрачности» американской ПРО и иные акции по отвлечению внимания мировой общественности;  

- целенаправленные информационно-психологические удары по главным противникам и оппонентам.  

Европе, России, Китаю, Индии и исламскому миру следует ожидать инспирирования извне внутренних, прежде всего, межнациональных проблем, а также провоцирования взаимного недоверия и враждебности. Всему мировому сообществу – разрастания дуги нестабильности и хаоса (демократы в США вкупе с Лондоном умеют это лучше неоконсерваторов) и повышенной востребованности американского военного присутствия с миротворческими задачами.

США в период президентства Б. Обамы будут говорить с Россией на равных (а не использовать в своих интересах, как при борьбе с международным терроризмом, преодолении финансового кризиса, «разборках» с Ираном) только в случае, если:  

- Россия восстановит потенциал нанесения Америке неприемлемого ущерба (удара возмездия);  

- развернет свою политику, экономику и обеспечение безопасности в юго-восточном направлении, активизируя там поиск партнеров и союзников;  

- устранит уродливость в своем развитии (сырьевой характер экономики, деградирующая система безопасности, освобождение территории путем самой высокой в Евразии смертности).  

Вот тогда будет действительно неважно, с кем Москве придется иметь дело в Белом доме. 



Эксклюзив
04.10.2024
Максим Столетов
В Иране ракетную атаку на Израиль сочли успешной, в Израиле призывают народ воспрянуть духом
Фоторепортаж
01.10.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее стартовал проект «Пушкин. Страницы истории»



?>
* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.