Будет ли Украина в ЕЭП?
Заявление о создании ЕЭП было подписано на встрече глав четырёх государств – России, Украины, Казахстана и Белоруссии – 23 февраля 2003 года. В 2003-2004 гг. подготовительная работа по формированию ЕЭП шла довольно энергично. 19 сентября 2003 года В.Путин, Л.Кучма, Н.Назарбаев и А.Лукашенко на саммите СНГ в Ялте подписали соглашение о формировании ЕЭП. В этот начальный период Украина проявляла большую заинтересованность в ЕЭП, зачастую опережая в поддержке интеграционных инициатив Казахстан и Белоруссию.
В конце декабря 2003 года Путин и Кучма, не дожидаясь двух других своих коллег, подписали совместное распоряжение правительствам своих стран по формированию ЕЭП во исполнение Ялтинского соглашения о его создании.
Казалось, победила идея создания союза (пусть пока чисто экономического) четырёх стран СНГ с преобладающим восточно-славянским населением. С началом 2000-х годов, с изменением политики России, стали возможны какие-то подвижки в деле сближения и создания жизнеспособного объединения.
Причем проект ЕЭП не похоронил идею создания Союзного государства России и Белоруссии. Обе инициативы долгое время развивались параллельно.
Неблагоприятный перелом наступил в конце 2004 года. Он был связан, как просто догадаться, с «оранжевой революцией» на Украине. Хотя и прежде Кучма, подписывая декларации о ЕЭП, подчёркивал, что это объединение не должно противоречить курсу Украины на европейскую интеграцию. Но теперь новые власти Украины полностью заморозили своё участие в инициативах по созданию ЕЭП.
Следующий тревожный сигнал пришёл из Белоруссии. Сначала дал вполне предсказуемую слабину проект Союзного государства. Он был задуман в окружении Ельцина перед президентскими выборами 1996 года как пиар-ход, рассчитанный на огромную популярность среди населения России идеи объединения братских славянских государств. Он никогда не рассматривался ельцинской политической элитой как серьёзный, подлежащий обязательному осуществлению план.
Совсем не такое отношение к идее Союзного государства было поначалу в Белоруссии. Лукашенко очень активно её продвигал, надеясь не только на очевидные экономические выгоды от объединения, но и на рост своего политического влияния. Но потом и там на смену прежним восторгам пришёл прагматизм. Обнаружилось, что элиты обоих государств совершенно не готовы к реальному объединению. И в первую очередь потому, что движущие мотивы этих элит полностью различны. Белорусская элита гораздо больше российской ориентирована на служение национальному благу. Российская элита пронизана корпоративными установками, зачастую имеющими мало общего с интересами страны в целом.
Да и экономические системы двух государств сильно отличаются между собой.
Лукашенко, вероятно, понял, что в случае реального объединения очень мало шансов, что элементы с трудом созданной белорусской экономической модели будут интегрированы в российскую и оздоровят последнюю. Скорее наоборот, белорусская система будет раздавлена и поглощена российской с её всевластием сырьевых монополий.
Ну а где-то году в 2005-м обозначились симптомы явного охлаждения отношений обоих государств. Здесь большую роль сыграло опасение Лукашенко, что киевский Майдан повторится в Минске. Белорусский президент стал активнее зондировать почву на предмет большего сотрудничества с Западом, всегда крывшим Лукашенко как «диктатора». С другой же стороны, в политике России по отношению к своим партнёрам на постсоветском пространстве определяющую роль стали играть мотивы экономического прагматизма. После «газовых войн» с Украиной в январе 2006 года всем стало ясно, что нечто похожее неизбежно ожидает и Белоруссию. Лукашенко начал потихоньку, не форсируя, дистанцироваться от России.
В этот момент Путин получил активную поддержку идеи ЕЭП в лице самого последовательного сторонника интеграционных идей – Назарбаева. 3 апреля прошлого года Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев провозгласили, что будут строить ЕЭП, не дожидаясь ответной реакции из Киева и Минска. Украине и Белоруссии предлагалось в дальнейшем примкнуть к тем интеграционным начинаниям, которые сделают Россия и Казахстан. После этого Лукашенко стал проявлять несколько больше активности. Украина же до недавнего времени почти игнорировала инициативы по созданию ЕЭП.
Между тем, три остальных государства добились в последнее время заметных результатов на пути складывания ЕЭП.
Важнейшим событием явилось согласование принципов создания Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, о чём главы стран заявили в Душанбе в начале октября этого года на саммите сразу трёх крупнейших организаций постсоветского пространства – СНГ, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Было заявлено, что все документы, необходимые для создания полноценного Таможенного союза, будут подписаны и ратифицированы до 2011 года. При этом прозвучало приглашение другим странам-участникам ЕврАзЭС (кроме России, Казахстана и Белоруссии туда входят три среднеазиатских государства – Узбекистан, Таджикистан и Киргизия) присоединиться к Таможенному союзу.
ЕЭП стала обретать плоть и кровь и выглядит сейчас менее призрачно, чем Союзное государство. Наверняка это означает, что приземлённая идея одной лишь экономической интеграции соседних стран СНГ на сегодняшний день более жизненна, чем крылатая мечта о новом политическом союзе бывших братских республик. В то же время, нетрудно заметить, что ЕЭП вовсе не исключает других, параллельных форм интеграции постсоветского пространства, в том числе и Союзного государства России и Белоруссии.
Однако буквально прорывным стал недавний всплеск интереса официального Киева к участию в ЕЭП.
19 октября на пресс-конференции министр иностранных дел Украины Арсений Яценюк, известный своими многочисленными антироссийскими эскападами, внезапно высказался в том смысле, что считает ЕЭП «жизнеспособным образованием» при условии «консенсусного принятия решений» в нём. Однако он подчеркнул, что Украине не следует вступать в Таможенный союз со странами ЕЭП.
29 октября первый вице-премьер правительства Украины, министр финансов Николай Азаров заявил, что считает необходимым для Украины вернуться к переговорам об участии в ЕЭП. Он отметил, что «верит в будущее» этого объединения, и подчеркнул, что участие в нём может принести выгоды Украине. Министр также сказал, что Украина проявляет интерес к идее Таможенного союза. Выступление Азарова уже породило волну комментариев на Украине. Так, по мнению экономиста А.Жолудя, Украине выгодно только создание зоны свободной торговли с Россией. Более тесная интеграция нежелательна. Жолудь скептически отнёсся к мнению российского экономиста и политика С.Глазьева, высказанному недавно во время приезда в Киев, о том, что в случае вступления Украины в Таможенный союз на пространстве последнего будут действовать единые цены на энергоносители.
Вместе с тем, очевидно, что перспектива получать газ по внутрироссийским ценам действительно может привлечь Украину и к переговорам о формах участия в Таможенном союзе. При этом следует особо отметить, что Таможенный союз рассматривается многими экономистами в наших странах как форма интеграции, предшествующая вступлению в ВТО и гарантирующая от неблагоприятных последствий этого вступления.
Что же побудило власти Украины вскоре после выборов, в которых «оранжевые» одержали хоть и не убедительную, но всё же победу, активизировать «восточное направление» своей экономической политики?
Одна из причин, очевидно, здесь внутренняя.
Выгоды от экономической интеграции с Россией слишком очевидны для каждого украинца, идея такой интеграции так популярна, что «оранжевая» власть стремится перехватить осуществление этой идеи у оппонентов.
Ведь одним из пунктов предвыборной программы Партии регионов было проведение общенациональных референдумов по вступлению Украины в НАТО и ЕЭП. Видимо, «оранжевые» ощущают своё положение не столь прочным, если пытаются опередить своих конкурентов в реализации их лозунгов.
Важную роль играют и экономически причины. Последние несколько месяцев прошли на Украине под знаком ожесточённой политической борьбы. До экономической политики ни у правительства, ни у парламентариев просто руки не доходили. Важным средством привлечения голосов избирателей стало повышение зарплат. В результате, как отмечает украинский экономист Всеволод Степанюк, за прошедшие месяцы 2007 года средние денежные доходы населения выросли на 25%, в то время как прирост ВВП за это же время составил всего 7%. В ближайшие месяцы, подчёркивает экономист, Украину ожидает дальнейший рост цен и инфляция. Вот, похоже, «оранжевые» и надеются смягчить остроту нынешних и грядущих экономических проблем благодаря участию в широком экономическом объединении.
Правда, совершенно неясно пока, до какого уровня интеграции готовы дойти власти Украины. Пока всё, что прозвучало со стороны официального Киева, не носит характера конкретных инициатив. И ещё перед Россией в связи с подвижками Украины встаёт важный вопрос: следует ли ей сейчас движениями навстречу явно укреплять внутренние позиции «оранжевых»?