Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Как вернуть праздник

Как вернуть праздник

Александр Горбунов
09.01.2007

Десятидневный выходной для многих стал поводом к нескончаемому застолью. Для кого-то возможностью поездки. Третьим предоставил шанс сближающего общения. К счастью, уже весьма многие считают главным праздником января Рождество и, встретив вместе со всеми общемировой Новый год, используют несколько свободных дней для предрождественских размышлений. А кто-то и присоединяется к церковным людям, строго соблюдающим пост.

Из сказанного видно, что даже относительно благополучные граждане в эти дни живут в разных системах восприятия. Точнее, они самостоятельно избирают себе индивидуальный смысл существования. А что же с той огромной долей населения, которая представлена нищими? Для них и праздничный стол, и общение дальше маргинального круга, и уж тем более путешествие - заказаны. Да и послание патриарха вряд ли тронет сердца обездоленных, потому что они не евангельские нищие духом, но ограбленные либеральными реформами вынужденные нищие.

Кроме того, довольно значительная часть общества по-прежнему исповедует советско-коммунистические идеалы. И мир эти люди воспринимают по-своему. Как по-своему воспринимают его и носители либерально-западнических взглядов. Которые, в свою очередь, также разделены на честных, патриотически настроенных демократов (без кавычек) и тех, кто дошел в своей русофобии и предательском разрушительстве до наглой откровенности хама.#!#

Переходя от социальной и идеологической разделенности к религиозной, заметим, что даже внутри наиболее многочисленной группы верующих – православных христиан – существуют важные различия. Это разница как в степени принятия самого христианства, так и вовлечения в церковную жизнь. "Скорость" приближения к Богу разных возрастов, полов, социальных групп и даже регионов России не совпадают. Причем, порой на порядки. Не менее важно и то, что среди верующих идут активные дискуссии по поводу интерпретации вопросов веры, истории, отношений церкви и государства и т.п.

Рядом с этим неоднородным большинством (70 процентов населения, согласно последнему опросу социологической службы Левады) находятся численно растущие российские мусульмане. На самом деле также очень неоднородные. Кого-то из них вполне устраивает возможность налаживания семейного быта в рамках светского государства, а кто-то видит себя в роли исламизатора России, а еще хуже моджахедом, взрывающим "страну неверных".

Все это не говоря о поборниках многочисленных сект и околорелигиозных учений, исчисляемых сотнями тысяч, а по некоторым оценкам миллионами. Каждый их них, хочет он того или нет, носитель ограниченной и чаще всего несовместимой с иными духовной доктрины. Человек из общества сознания Кришны никогда не будет праздновать Рождество, потому что у него другие праздники. Да и Новый год он будет отмечать совсем по-другому, чем его соседи, в большинстве своем находящиеся на долгом пути из советской в православную ментальность.

По сути, "неуточненность" январских праздников лишь отражает размытость и неопределенность нашего социального бытия. В не столь давнем прошлом Новый год, отмечавшийся радостно, дружно и повсеместно, выражал определенные и конкретные смыслы жизни в советском государстве. В конце декабря подводились итоги созданного державой и строились оптимистичные планы на будущее. На уровне отдельных семей эти итоги массово воплощались в получение квартир, в небольшой, но все же рост заработных плат, в переход новых поколений на более высокие социальные ступени. На уровне корпоративных структур отмечали выполнение и получение крупных государственных заказов и получение, введение в строй передовой техники, научные открытия, успехи в области искусства, образования и здравоохранения. Семье рабочего, получившего новую квартиру, чей сын или дочь заканчивали институт в столице, было чему порадоваться под бой кремлевских курантов. А так как подобные микроизменения происходили повсеместно, они складывались в единое настроение. Конечно же, со всеми издержками (тот же пресловутый дефицит), разъедавшими советский смысл.

Однако теперь, когда сыну того же рабочего, выросшего, допустим, в инженера не составляет труда найти продукты для праздничного стола (они продаются в магазине за углом) обоснований для радости поубавилось. Купить деликатесы ему не по силам – зарплата скромна. Глава семьи, скорее всего, с тревогой осознает, что собственным жильем его дети не обзавелись и обзавестись не смогут. Его жена сблизилась с крепко верующей подругой, постится и в празднестве не участвует. Сын, как это часто теперь бывает, не смог найти себя в новых реалиях и пристрастился к выпивке (слава Богу не стал наркоманом, как многие из их двора!). Правда вот, красавица дочь вышла замуж за успешного предринимателя, но они уехали отдыхать за границу. Детей они с мужем пока иметь не хотят.

Разумеется, вопрос для миллионов подобных семей состоит вовсе не в том, чтобы урегулировать клоунский идиотизм праздничных дат и ввести, например, новоюлианский стиль, согласно которому греки отмечают Рождество вместе с католиками и протестантами. "Провисание" создают не парадоксы календаря, а отсутствие общегосударственного смысла. После появления которого в школы придут "Основы православной культуры", в экономику - деньги из стабфонда, в учреждения и ведомства - выполение своих функций вместо мздоимства, к детям - детство вместо раннего растления, в армию и коммунальную сферу - новейшая техника.

И лишь после этих значимых подвижек люди сами выявят объединяющий праздничный смысл. Очевидно, что тот же Новый год как был так и останется общегосударственным. Только в него войдет деловая, бодрая забота вместо пьянства и дурацких телешоу, пережевывающих старые песенки. Он станет точкой замера сделанного, моментом поощрения лучших, осмысленным заглядыванием в будущее. И никаких десяти дней всеобщего безделья не понадобится. Хватит и одного, как и было. Бокал шампанского не слишком нарушит пост. Ну а Рождество для православного большинства приобретет подлинно центральный смыл. И небольшие рождественкие каникулы после него никому (особенно детям) в середине зимы не помешают.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..