Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Выборы в Италии: победа правых

Выборы в Италии: победа правых

«Землетрясения» не произойдет, но противоречия в ЕС, похоже, будут нарастать
Владимир Малышев
27.09.2022
Выборы в Италии: победа правых

Как и ожидалось, на досрочных парламентских выборах в Италии, которые прошли в воскресенье, убедительную победу одержала коалиция правого центра. В нее входят партия «Братья Италии» Джорджии Мелони, «Лига» Маттео Сальвини и «Вперед, Италия!» Сильвио Берлускони.

Уже подсчитано абсолютное большинство бюллетеней: более 80%, поданных на выборах в сенат и свыше 70% — в палату депутатов. Как свидетельствует МВД, эти данные позволяют с уверенностью сказать, что коалиция правоцентристских сил получила более 44% голосов избирателей. При этом ведущей политической силой страны впервые становится правая партия «Братья Италии» во главе с Джорджей Мелони (более 26%).

Замглавы правившей прежде Демократической партии Дебора Серраккьяни уже признала победу коалиции партий правого центра, объявив о переходе ведущей левоцентристской силы страны в оппозицию. Явка на этих выборах оказалась рекордно низкой, составив 63,95%, что на 9% меньше, чем в 2018 году.

«Теперь вызов состоит в том, чтобы вновь дать итальянцам веру в госинституты. Необходимо восстановить связь между государством и гражданами. Если вы хотите стать частью истории, вы должны понимать свою ответственность перед десятками миллионов итальянцев, и мы их не предадим», — заявила торжествующая Мелони, обращаясь к своим сторонникам, после объявления первых результатов голосования.

Подготовка к этому голосованию, которое считают судьбоносным, проходила на Апеннинах в ожесточенной борьбе, хотя с самого начала опросы предсказывали убедительную победу правых националистов. Особенный успех выпал на долю Джорджии Мелони, которой сейчас прочат кресло главы правительства.

Ее партия набрала голосов больше других, и как решили лидеры коалиции, именно она выдвигается ими в качестве кандидата на этот пост, чтобы стать первой в истории Италии женщиной премьер-министром.

Однако процедура назначения Мелони на этот пост займет не один день. Новый состав парламента будет утвержден и созван в Риме только в середине октября. Затем изберут спикера Сената и нижней палаты, а также партийных лидеров для каждой палаты. После этого президент Серджо Маттарелла начнет консультации со спикерами обеих палат парламента и представителями партий. Когда кандидат от победившей коалиции получит большинство в новоизбранном парламенте, президент назначит потенциального премьер-министра для формирования нового итальянского правительства.

Победа коалиции правого центра была предсказуемой, поскольку прежнее правительство «технократа» Марио Драги, бывшего главы Европейского центробанка, призванного на этот пост для преодоления охватившего страну острого экономического и финансового кризиса, явно не справилось со своей задачей.

Выборы проходили на фоне продолжения ухудшения экономической ситуации. Государственный долг Италии, по данным Центробанка страны, достиг астрономической суммы в 2,77 триллиона евро, установив исторический рекорд.

А как сообщила экономическая газета Sole 24 ore со ссылкой на данные опроса компании NielsenIQ, за последнее время жители страны сократили потребление продуктов питания из-за роста цен. Больше всего подорожало растительное масло (кроме оливкового) — на 81% по сравнению с прошлым годом. Существует явный разрыв между инфляцией в 8,4%, зарегистрированной Национальным институтом статистики, и реальной инфляцией потребительской корзины.

30% итальянцев, согласно опросам, считают, что антироссийские санкции надо отменить, поскольку они вредят итальянской экономике и уровню жизни. Однако, у политического истеблишмента на этот счет другое мнение, он заверяет в своей лояльности генеральной линии НАТО и приверженности атлантической солидарности.

Об этом не раз заявляли и лидеры коалиции правого центра. Хотя Сильвио Берлускони, бывшего премьер-министра, и считают «другом Путина», а Маттео Сальвини во время визита в Москву выходил на Красную площадь с портретом российского президента.

Джорджии Мелони, в свою очередь, ее оппоненты предъявляли претензии в связи с тем, что в молодости она была лидером молодежного движения партии «Национальный альянс», вышедшей из откровенно неофашистской партии «Итальянское социальное движение». Ее упрекают в использовании лозунга эпохи Муссолини: «Бог, родина, семья». На Всемирном конгрессе семей в Вероне в 2019 году она пообещала: «Мы будем защищать Бога, родину и семью». А во время интервью в рамках нынешней избирательной кампании Мелони сказала, что «Dio, patria, famiglia» (Бог, родина, семья) — это не фашистский лозунг, а красивое признание в любви. Она также заявляла, что «Муссолини был хорошим политиком». Однако последнее время лидер «Братьев Италии» решительно отмежевывалась от своего «фашистского» прошлого.

Но либералов на самом деле куда больше пугает вовсе не «фашистское» прошлое Мелони, а ее жесткий курс в поддержку традиционных ценностей, против навязывания ЛГБТ и бесконтрольного притока в Италию иммигрантов.

«Я — Джорджия, я итальянка, я мать, я христианка», — с гордостью заявляла нынешней претендент на пост премьера, что сегодня, с точки зрения Брюсселя, звучит, как явная крамола. Но, как видно, именно это, а не экономическая программа правых, и нашло отклик в сердцах избирателей, которые и сделали ее партию самой популярной сегодня в Италии.

А потому накануне голосования из Брюсселя в адрес Италии прозвучали открытые угрозы, если дела пойдут не так, «как надо». Так глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, выступая в Принстонском университете, пригрозила Риму «последствиями» для Италии в случае победы правых на выборах.

«Если дело пойдет в сложном варианте, я говорила о доходах и Польше, у нас есть инструменты», — добавила она, намекая, что Италии могут, как и строптивым полякам, заморозить предназначенные Риму средства из фондов ЕС.

Эта угроза вызвала в Италии бурю возмущения. «Позорное высокомерие. Уважайте свободное, демократическое и суверенное голосование итальянского народа! Мы друзья всех, никого не служители», — написал в Twitter лидер «Лиги» Маттео Сальвини.

По словам Сальвини, его группа в Европейском парламенте в случае приведения угрозы в действие заявит о вотуме недоверия главе Еврокомиссии. «Ее зарплату платим все мы, — сказал он во время теледебатов в минувшую пятницу. — Это была отвратительная и высокомерная угроза».

А бывший премьер-министр Маттео Ренци заявил, что Европа должна уважать результаты выборов в Италии. «Я говорю фон дер Ляйен: вы вообще не должны вмешиваться в итальянские дела», — подчеркнул он.

Грозят Италии и из Лондона. «Джорджия Мелони представляет опасность для Италии и остальной Европы», — писала накануне выборов английская газета Guardian. «Мелони, — заявило издание, — кажется самой опасной итальянской политической фигурой не потому, что она явно напоминает о фашизме или действиях сквадристов в черных рубашках, а из-за ее двусмысленности. В ходе предвыборной кампании она выступала за демократическую, либерально-консервативную сторону. Она осудила вторжение России на Украину и активно поддерживала НАТО и военную помощь Киеву. Но она выступила против санкций ЕС в отношении России после аннексии Крыма в 2014 году. А в своей книге 2021 года «Я — Джорджия» она написала, что путинская Россия «защищает европейские ценности и христианскую идентичность», — бьет тревогу британское издание.

Внимательно следили за предвыборной кампанией в Италии из Вашингтона. Вот что писала накануне голосования газета New York Times: «В то время как постфашистские корни г-жи Мелони привлекли внимание и вызвали беспокойство за пределами Италии, мало кто из избирателей в Италии, кажется, заботится об этом. Актуальными вопросами являются цены на энергоносители, инфляция, стоимость жизни и политика Италии в отношении России и Украины».

По последнему вопросу, отметили в США, консервативная коалиция расколота. «Г-жа Мелони, отчасти для того, чтобы убедить международную аудиторию в том, что она является заслуживающим доверия и приемлемым вариантом, на протяжении всей войны последовательно и откровенно поддерживала Украину. Несмотря на то, что она была в оппозиции, где критиковала мандаты на вакцинацию против коронавируса, она стала ключевым союзником г-на Драги в вопросе вооружения Украины. Ее партнеры по коалиции менее тверды в этом вопросе. Г-н Сальвини, который давно восхищается президентом России Владимиром В. Путиным, даже носит рубашки с изображением русского лица, утверждает, что санкции против России следует пересмотреть», — констатировала американская газета.

Однако в отличие от паники в Брюсселе, в США относятся к переменам в Италии куда снисходительнее. В Вашингтоне уже заявили, что будут работать с любым правительством, которое придет к власти на Апеннинах. Да и сама Мелони сообщала, что была в США, где нашла с тамошними политиками общий язык.

«Джорджия Мелони, готовая стать первой женщиной, возглавившей Италию, дистанцировалась от своего крайне правого прошлого и выступала как консерватор, которого Италии и ее союзникам не нужно бояться», — успокаивает накануне голосования запаниковавший Запад Wall Street Journal.

И для этого есть основания. Выступая недавно в США на съезде консерваторов во Флориде, Мелони назвала начатую Россией СВО «неприемлемой атакой». «Сегодня, — сказала тогда она, обращаясь к участникам мероприятия, — настал момент, чтобы быть едиными и принимать решения. И мы хорошо знаем, что мы — на стороне западного мира».

Мелони — прагматик и хорошо понимает, что у Рима просто нет сейчас никаких шансов проводить самостоятельную политику, потому что на самом деле Италия никакое не свободное государство, а оккупированная страна. На Апеннинском полуострове расположено более 120 военных баз США и НАТО.

И если что-то действительно пойдет для Запада «не так», то Вашингтон сможет действовать не экономическим кнутом, как пригрозила из Брюсселя Урсула фон дер Лайнен, а совсем другим способом.

Россию же, конечно, больше всего интересуются, как будет действовать новое правительство Италии в отношении санкций и событий на Украине, как будут развиваться в прошлом дружественные отношения между нашими странами. Увы, тут кардинальных перемен ожидать вряд ли стоит. Мелони уже не раз заявляла, что будет продолжать по этим по вопросам прежнюю политику правительства Драги: поддерживать санкции и продолжать поставки оружия Киеву. И хотя ее партнеры по коалиции могут тут высказывать иногда иные точки зрения, но сейчас они тоже хором заявляют об «атлантической солидарности».

Однако для Брюсселя такое правительство во главе с Джорджией Мелони с ориентацией на традиционные ценности и против диктата ЕС может стать такой же «занозой», как Венгрия во главе с Виктором Орбаном и националистическая Польша. Противоречия в ЕС явно будут нарастать.

Выборы в Италии стали, кроме того, подтверждением общеевропейской тенденции к росту симпатий в пользу крайне правых, которые выступают за сохранение традиционных ценностей. Недавно в Швеции, всегда считавшейся бастионом левоцентристов, большинство голосов получила также правая коалиция, включающая «Шведских демократов». Во Франции растут симпатии к Марин Ле Пен, которую совсем недавно тоже причисляли к числу «фашистов». А сама Мелони в интервью испанскому агентству EFE выразила надежду, что победа ее партии проложит путь и к триумфу крайне правой испанской Vox, члены которой не скрывают своих симпатий к Франко. Европа неудержимо сдвигается вправо.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.