Вопрос Стубба
По итогам двух туров президентских выборов у Финляндии появился новый глава государства. Зовут его Александер Стубб, и он отличается достаточно антироссийским настроем. Многие считают, что при таком президенте нечего и ожидать улучшения двухсторонних отношений, рухнувших в течение последних двух лет в глубокую яму.
Перспектива как минимум на шесть следующих лет – закрытые границы, ускоренная милитаризация Суоми и постоянные плевки Хельсинки в сторону восточного соседа. Но прозвучало и противоположное мнение: поскольку дальше падать уровню отношений практически некуда, быть может, при Стуббе они как раз немного и улучшатся.
В первом туре президентских выборов, состоявшихся 28 января, сражались девять кандидатов, представителей разных партий. «Как я прочитал у одного финна: "Русские напряженно следят за нашими выборами". На что я ему максимально вежливо написал, что финские президентские выборы в том, за чем напряженно следят русские, занимают, наверное, последнее место, ну да ладно. Простим жителям этой маленькой (по населению) северной страны их наивное желание чувствовать себя в фокусе глобальной политики. Что касается самих выборов, точнее, представленных на них кандидатов, то ничего утешительного ни для русских, ни для левых там нет. Все кандидаты за НАТО, все за Украину», – отметил проживающий в Финляндии левый публицист Александр Коммари.
С самого начала было понятно, что, скорее всего, одним туром голосования дело не ограничится, так как социологи выяснили, что ни у одного из кандидатов нет решающего преимущества над остальными. Согласно финским законам, если ни один из претендентов не набирает более половины голосов, то через две недели проходит второй тур, в котором участвуют двое лидеров первого голосования. Причем интерес к выборам был велик – по подсчётам, в ходе предварительного голосования свой поход к урнам совершили почти 1,9 млн граждан страны, то есть 44,7 % имеющих право голоса. На президентских выборах шесть лет назад явка на предварительном голосовании была лишь 36,7 %.
В ходе первого тура (в нём участвовали 75 % избирателей) довольно быстро выявилось преимущество над остальными кандидатами Александера Стубба (член правящей «Коалиционной партии») и Пекки Хаависто («Зеленые»). Стубб набрал 27,1 %, а Пекка Хаависто – 25,7 % голосов. Примечательно, что третье место по итогам голосования занял Юсси Халла-Ахо, набравший 19 %. Халло-ахо баллотировался от коалиционной партии «Истинные финны» – настолько праворадикальной, что некоторые считают их неонацистами. Уже после того, как в прошлом году «Истинные финны» по итогам парламентских выборов 2023 года вошли в правительство, Кабмин сотрясла череда громких конфузов – когда после публикации выдержек из частной переписки оказалось, что некоторые из новоиспеченных министров от ИФ мало чем отличаются по мировоззрению от тех же гитлеровцев.
Халла-ахо, в частности, горячо одобрял убийства российских солдат – и его взгляды, как продемонстрировали выборы, оказались близки немалому количеству финнов.
«Это выше моих собственных ожиданий. Соперники получили больше голосов, так устроена демократия. Конечно, кое-что можно было сделать лучше. Но старая мудрость гласит: тот, кто никогда не совершает ошибок, мало что еще делает», – подвёл итог Халла-ахо. Председатель партии ИФ и министр финансов Риикка Пурра высказалась более оптимистично: «Результат "Истинных финнов", достигнутый на этих выборах, снова войдет в историю. Результат, безусловно, лучший из когда-либо достигнутых на президентских выборах».
Приглядимся теперь поближе к двум кандидатам, вышедшим в финал. Бывший финский министр иностранных дел Пекка Хаависто – открытый гей: с 2002 года он живет в официальном «гражданском партнёрстве» с парикмахером Антонио Флоресом – выходцем из Эквадора. Со своим возлюбленным Хаависто когда-то познакомился во время путешествия по Колумбии – и, воспылав страстью, вывез его к себе на родину. Сексуальная ориентация не мешает Хаависто состоять в числе прихожан финской лютеранско-евангелической церкви – благо, церковь «прогрессивная» и к таким вещам относится «толерантно». В случае своей победы Хаависто стал бы вторым в мире «официальным» президентом-геем – после своего латвийского коллеги Эдгара Ринкевича.
Хаависто – сторонник проведения в отношении России «политики сдерживания» и предлагает ущемить права проживающих в Суоми россиян. В том числе, запретить возможность одновременно иметь российское и финское гражданство и настаивает на том, что Финляндия должна и дальше помогать киевскому режиму.
«Когда Финляндия и Швеция начали оказывать военную поддержку Украине, у нас не было такой поддержки (со стороны НАТО – авт.). Процесс вступления в НАТО был запущен позднее. Мы взяли на себя этот риск», – с гордостью говорит Хаависто. РФ же ждет, по его мнению, плохое будущее. «Она станет изолированной, централизованной, авторитарной страной, управляемой диктатором», – подчеркивает Хаависто. Он всецело одобряет как факт недавнего вступления Финляндии в НАТО, так и подписание страной военного договора с США.
Стубб – бывший премьер-министр Финляндии, занимавший этот пост в 2014-15 гг. Родившийся в 1968 году в Хельсинки Кай-Йёран Александер Стубб – из семьи финских шведов, окончил шведскоязычную гимназию. Интересно, что его отец признавался, что назвал двух сыновей Александером и Николасом в честь российских императоров, в число владений которых входила и Суоми. После гимназии Стубб получал высшее образование в Университете Фурмана в Южной Каролине и в Колледже Европы в бельгийском Брюгге. В Лондонской школе экономики он защитил докторскую диссертацию по международным отношениям. Политическая карьера Александера Стубба началась, когда его выбрали в 2004 году европарламентарием.
Впоследствии он работал заместителем гендиректора Европейского инвестиционного банка, а после окончания своего премьерства в 2015-16 гг являлся министром финансов Финляндии. C 2014 по 2016 год Стубб возглавлял «Коалиционную партию», однако на очередных выборах её председателя проиграл Петтери Орпо (ныне премьер-министр Финляндии). Стубб женился на англичанке Сусанне Иннес, сейчас их сын и дочь уже взрослые. Он имеет имидж «спортсмена» – в молодости серьёзно увлекался гольфом и даже входил в национальную молодежную сборную, однако потом бросил гольф ради учебы. Спорт Стубб, однако, полностью не оставил и позже увлёкся триатлоном. На посту министра он нередко появлялся в СМИ в спортивном костюме для бега и езды на велосипеде. Стубб также пробежал немало марафонов.
Будучи премьер-министром, он не раз становился объектом критики за то, что не сумел наладить взаимодействия с коалиционными партнёрами. Так, когда правительство Стубба приняло решение сотрудничать с «Росатомом» для строительства в Финляндии новой АЭС (в 2022 году финская сторона односторонним решением разорвала этот договор), это настолько возмутило партию «Зелёные», что она предпочла выйти из правительства. Позже Стубба ругали за то, что он не рвёт отношения с Россией, хотя на неё тогда уже наложили санкции за «аннексию Крыма». Более того, он обвинял таких своих критиков в русофобии – было и такое! Также Стубба критиковали за «слишком неделовой и неподобающий премьеру внешний вид» (мог заявиться на пресс-конференцию в сандалиях и шортах), за «чрезмерное высокомерие», за приверженность сквернословию и за то, что он слабо разбирается во внутренних делах Финляндии.
Недавно Стубб в беседе с прессой сказал, что при его президентстве «в политическом плане не будет никаких отношений с главой РФ или российским политическим руководством – пока они не остановят войну на Украине». При этом Стубб, впрочем, добавил, что сотрудничество между пограничными службами и дипломатами двух стран продолжается.
Политик подчеркнул, что не заинтересован в дальнейшем ухудшении дипломатических связей с Россией – и без того крайне плохих на данный момент. Но, по его словам, сейчас это «не является основным направлением внешней политики Хельсинки». Главное направление – отношения с США, другими странами ЕС и НАТО.
Также Стубб говорит, что «очень важно, чтобы мы в Европе позаботились о нашей собственной обороне». Он пояснил: «В этом смысле я во многом согласен с нынешним президентом Финляндии Саули Ниинисте, который сказал, что нам нужно более европейское НАТО». Стубб не верит, что США даже в случае избрания там президентом Дональда Трампа самоизолируются на своем континенте. Тем не менее кандидат в президенты Финляндии полагает, что «всегда полезно быть готовыми к ситуации, когда нам приходится брать на себя больше ответственности». Это значит, что в случае его избрания Финляндия продолжит процесс своей милитаризации.
Как выразился Александр Коммари, Хаависто представляет «либеральную часть финского политического паноптикума». Именно он возглавлял МИД, когда Финляндия быстро вступила в НАТО, но известен и своей сексуальной ориентацией – так что в случае его победы и без того традиционные уже в Суоми гей-парады станут «праздником круглый год». Россию Хаависто и его друзья из партии «Зелёных» не любят еще и потому, что там «нарушают права секс-меньшинств».
Что касается Стубба, представителя правой части финского политикума, то тут, по словам Коммари, «всё ещё хуже – это ярый евроатлантист, неолиберал и конченый русофоб, которым он был и до 2022 года, и до 2014-го». Публицист предполагает, что в случае победы Стубба «даже и американское ядерное оружие на территории Финляндии не будет сюрпризом». Коммари приводит пример, взятый им из дискуссии, состоявшейся в преддверии второго тура выборов. «На дебатах между двумя кандидатами в президенты Финляндии Александер Стубб (который, согласно опросам, лидирует), сказал, что американское ядерное оружие на территории Финляндии вполне могло бы появиться: "Это стало бы также сигналом для Путина". Финны, конечно, уже и не помнят, что когда страну быстренько пропихнули в НАТО, то им на голубом глазу говорили, что ни о каком ядерном оружии в стране, конечно же, речи быть не может», – сообщает Коммари.
Примечательно, что в ходе предварительного голосования одна из его поклонниц написала Стуббу в соцсети, что её свекровь в возрасте сто одного года тоже отдала ему свой голос. Бабушка эта в годы войн Финляндии с СССР была членом организации «Лотта Свярд» – женской структуры тогдашнего финского «шюцкора» (праворадикального по духу ополчения, дополнявшего конвенциональную армию). Поклонница Стубба прислала ему фотографию принадлежащего ее бабушке значка «Лотты Свярд» в виде свастики. Причём всю эту переписку будущий возможный президент с самыми тёплыми словами признательности выложил у себя на интернет-странице. «Мужчина не зря эту свою переписку выложил. Как это часто принято у финских политиков, с очень ясным и явным намёком и контекстом, от которого всегда при этом можно отказаться», – многозначительно сообщает Коммари.
По результатам подсчёта голосов, поданных в процессе второго тура 11 февраля (явка составила 70,7 %), выяснилось, что победил именно Александер Стубб. Он набрал 51,6 %, а Хаависто – лишь 48,4 %. Официально президентские полномочия перейдут к Стуббу 1 марта.
«Финляндия получила нового президента, ультраправого ястреба. Еле протащили, но прогрессивная сексуальная ориентация оппонента помогла – финская провинция ещё не созрела до той степени прогрессивности. Для России не то чтобы уж очень плохая новость – хуже чем есть (в отношениях с финнами – авт.) сейчас уже быть как бы и не может. Разве что прямая война. Но это будут решать не в Хельсинки», – подводит итог Коммари.
При этом диссонансом ко всему вышесказанному стало мнение финского политолога Йоханны Райнио-Ниеми. Он полагает, что в течение срока правления Стубба Финляндии придётся заново пересмотреть отношения с Россией. С её точки зрения, Финляндию «могут попросить» выступить даже в качестве посредника между Западом и Россией.
Йоханна Райнио-Ниеми, напомнила, что и Стубб и Хаависто уже высказали свою готовность к посредничеству – «в случае, если такое пожелание поступит от западных союзников». По словам Райнио-Ниеми, учитывая предыдущие отношения Финляндии с Россией, вполне нормальные до 2022 года, такая просьба вполне возможна. «В какой-то момент отношения с Россией придется пересмотреть, и президент будет играть в этом ключевую роль», – заявила политолог, добавив, впрочем, что это ещё вопрос: заинтересована ли Суоми в роли посредника.